Политический ландшафт Турции в момент объявления досрочных выборов

Досрочное объявление президентом Р.Т.Эрдоганом выборов в Турции, с назначением даты их проведения на 24 июня этого года, продолжает оставаться самой обсуждаемой новостью в стране. Начиная с того обстоятельства, какую раз за разом критическую роль играет в объявлении досрочных выборов и победах на референдумах на внутриполитической площадке правая Партия националистического движения (ПНД) и, в особенности, её, вроде бы оппозиционный, лидер Девлет Бахчели.

Не будем утомлять читателей историческими экскурсами и подробностями: факты свидетельствуют об одном – на протяжении всей политической истории Партии справедливости и развития (ПСР), с момента победы на первых своих выборах в 2002 году и вплоть по настоящее время, Девлет Бахчели и ПНД были их партнёром и даже скамейкой запасных.

По состоянию на 2018 год, в принципе, было бы впору говорить о том, что ПНД, как представители правых националистов и их лидер — Девлет Бахчели, не просто находятся на спаде, но и уже на нижней точке траектории падения. После того, как от них откололась «Хорошая партия Турции» под руководством Мераль Акшенер и начала свое стремительное шествие по турецким провинциями, открывая свои отделения, как положено по закону, в не менее, чем половине провинций страны. Высокий избирательный барьер страны при выборах в Меджлис (10% — В.К.), на снижение которого правящая партия, невзирая на всё давление ПНД, не идет, по идее, уже в следующем году должен был практически неминуемо означать конец ПНД как парламентского движения.

Когда уже, вроде бы, все было предрешено путем всего двух простых манипуляций турецкого руководства, ситуация на внутриполитической площадке Турции поменялась кардинально.

Во-первых, были оперативно внесены изменения в закон о выборах и теперь в них можно участвовать коалицией, а избирательный барьер будет считаться уже для коалиции в общей сумме. Достижение договоренностей между ПСР и ПНД буквально затаскивает Д. Бахчели и его сторонников вновь в Меджлис.

Во-вторых, назначение досрочных выборов практически гарантированно приводит к тому, что «Хорошая партия» (ХП) не будет допущена до выборов по причине того, что ими не выполнено требование законодательства по завершению всех необходимых процедур (венчающихся партийными конгрессами – В.К.) не позднее, чем за 6 месяцев до выборов. Разумеется, результатом этого становится переход всего правого электората в лагерь коалиции ПСР-ПНД. Кроме того, многие политики с таким энтузиазмом переходящие под знамена ХП, теперь вынуждены будут крепко задуматься. Это – как с отстранением от Олимпийских игр, которые проводятся раз в четыре года. ХП, таким образом, будет вынуждена ждать до следующих выборов, прежде чем, начать полноценную политическую жизнь и не всем её сторонникам такая идея придется по душе. Пока просматривается атомизация партии и заход в Меджлис как независимых кандидатов.

Лидер кемалистской Народно-республиканской партии (НРП) Кемаль Кылычдароглу все больше производит впечатление системного оппозиционера, который отлично осознает границы возможностей партии под своим руководством, однако, не желает расставаться со своим креслом. Участие ради участия – вот, что будет на президентских и парламентских выборах, если статус-кво в партии сохранится.

В случае, если бы выборы состоялись точно по графику, то есть в ноябре 2019 года, у партийной фронды был бы значительный запас времени, чтобы «сковырнуть» упирающегося К.Кылычдароглу и назначить другого политика. Который, просто по определению, в качестве свежей крови, получит аванс и внутри партии и у избирателей. Почти же за два месяца до внеочередных выборов – этого проделать не удастся, а партийные распри от осознания собственного бессилия будут только усиливаться. Это, в свою очередь, деморализует кемалистский электорат. Разумеется, они не кинутся голосовать за правых, однако, на явку такая ситуация, которую скрыть невозможно, влияние окажет.

Давление на прокурдскую Партию демократии народов в эти месяцы будет нарастать, при этом следует ожидать, что правая коалиция ПСР-ПНД немного смягчит риторику по отношению к национальному вопросу в стране с тем, чтобы привлечь к себе колеблющихся курдских избирателей.

Итак, по состоянию за два месяца до внеочередных выборов: коалиция ПСР-ПНД, сделав стратегически правильные шаги, выбили ХП из игры, внесли дополнительный раздрай в ряды НРП и пытаются добить прокурдскую ПДН. Правая коалиция, при такой стартовой позиции, имеет все шансы одержать на предстоящих выборах разгромную победу над оппозиционными движениями и получить на ближайших выборах не простое, а квалифицированное большинство в Меджлисе. В их интересах, чтобы волокита, вокруг регистрации ХП для участия в выборах со стороны Высшей избирательной комиссии страны, длилась бы как можно дольше. С тем, чтобы избежать главного риска во всей этой комбинации – начала массовых протестов в стране, перерастающих в беспорядки. Сторонники ХП, потеряв темп на этих выборах к следующим вряд ли наберут его с той же легкостью. А, следовательно, сейчас чувствуют себя загнанными в угол. Мы накануне уже написали статью про внешние силы в турецких выборах. Так вот, сейчас у эскалации ситуации в стране появляется внешний интересант в лице США, которые однозначно поддержат и проспонсируют рост протестного движения в Турции, для которого могут сложиться необходимые предпосылки.

52.27MB | MySQL:103 | 0,449sec