Иранские политики и эксперты о перспективах выхода США из ядерного соглашения

Большое беспокойство вызывают обозначившиеся в последнее время попытки США  и их союзников переформатировать соглашение по иранской ядерной программе (ИЯП), известное как Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД). Данное соглашение было подписано в Вене в июле 2015 года. Оно предусматривает снятие санкций с Ирана в обмен на некоторые условия. К ним относятся значительное сокращение количества центрифуг, демонтаж завода по производству тяжелой воды в Фордо, снижение порога обогащения урана до 3,67%, что значительно ниже порогового уровня для производства ядерного оружия.

Вместе с тем, американская администрация Дональда Трампа выражает намерение выйти из договора СВПД или модифицировать его на приемлемых для Вашингтона условиях. Сам президент США не раз характеризовал иранскую ядерную сделку как «разрушительную», а ее подписание как «большую ошибку».  16 марта с.г., во время переговоров в Вене по мониторингу СВПД американцы предложили модифицировать СВПД, включив туда требования о международных инспекциях всех иранских военных объектов, а также предложили увязать ее с иранской ракетной программой и поддержкой правительства Башара Асада в Сирии. Все это предполагается включить в дополнительное соглашение, о проекте которого мировую общественность информировал спецпосланник Госдепартамента США Брайан Хук. Б.Хук охарактеризовал свои переговоры по дополнительному соглашению с представителями Великобритании, Франции и Германии как очень хорошие, и отметил, что союзники США по НАТО готовы ввести дополнительные санкции против ИРИ, связанные с ракетной программой и внешней политикой Ирана на Ближнем Востоке. Одновременно заместитель министра иностранных дел ИРИ Аббас Аракчи заявил в Вене, что Иран резко возражает против «модификации» СВПД. Он отметил, что блокирование и постоянные ультиматумы со стороны США являются грубейшим нарушением договора». Кандидат на пост госсекретаря США Майк Помпео, выступая в Сенате 12 апреля 2018 года, заявил о том, что Вашингтон намерен пересмотреть СВПД. «Мы добиваемся лучшей сделки и лучшего результата», — сказал Помпео.

Понимают ли в самом Иране какие последствия принесет разрыв ядерной сделки в случае выхода из нее США и их европейских союзников? Иранцы хорошо понимают возможные результаты такого негативного развития событий и предусматривают различные варианты развития событий. Министр иностранных дел ИРИ Мохаммед Джавад Зариф, находясь в Америке, где он обсуждал со своими западными коллегами судьбу СВПД, заявил о том, что в случае выхода США, Франции и Великобритании из СВПД, Иран также выйдет из соглашения и отменит все уступки, которые он сделал согласно этому договору, вернувшись к полноценной реализации ядерной программы, но при этом не будет выходить из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). При этом Зариф отметил, что издержки для Ирана будут выше, если он останется привержен договору, когда западные партнеры от него откажутся. Министра иностранных дел ИРИ поддержал директор Иранского агентства по атомной энергии Али Акбар Салехи.13 апреля он отметил, что в случае разрыва СВПД и поступления необходимых распоряжений от правительства Ирана иранским ядерщикам понадобится всего 4 дня, чтобы запустить завод в Фордо и довести степень обогащения урана до 20%.

Известный иранский эксперт в области международных отношений Сайед Хоссейн Мусавиян, бывший заместителем министра иностранных дел этой страны в 1997-2008 годах, и много сделавший в 1990-е годы для нормализации ирано-саудовских отношений, а также входивший в первоначальную команду переговорщиков по иранской ядерной проблеме, изложил пять сценариев возможного развития событий по мере изменения позиции Вашингтона в отношении ИЯП.

Первый сценарий предусматривает введение новых санкций, на этот раз мотивированных иранской ракетной программой и «дестабилизирующей активностью Ирана на Ближнем Востоке». При этом сам СВПД формально не будет отменен. В случае, если западноевропейские союзники США уступят Вашингтону и пойдут на введение этих санкций, Иран не выйдет из СВПД, но откажется от любого сотрудничества с Западом по ближневосточным проблемам. О том, что Тегеран искал в последнее пути такого сотрудничества, свидетельствуют встречи иранских дипломатов со своими европейскими коллегами в Лондоне и Мюнхене в марте-апреле. Посол ИРИ в Лондоне Хамид Баэдинеджад объявил по итогам одной из таких встреч о том, что Иран и Великобритания вырабатывают решения по выходу из йеменского кризиса. В случае недружественного поведения европейских стран это сотрудничество будет остановлено (1).

В случае второго сценария США выходят из соглашения по ИЯП, но другие страны Запада (Франция, Великобритания, Германия), а также Россия и Китай там остаются. В этом случае, по мнению Мусавияна, Тегеран также не будет выходить из СВПД, экономическое сотрудничество с западноевропейскими  партнерами будет продолжено, а вот отношения Ирана с США приобретут качественно новый оттенок. Никакое сотрудничество или нормализация отношений уже будет невозможно. Учитывая большие возможности ИРИ в Ираке, Сирии и Йемене, а также вовлеченность США в кризисы в этих странах, иранцы будут вставлять палки в колеса американской политике и не позволят американцам выйти, сохранив лицо.

В случае реализации третьего сценария США выходят из СВПД и возобновляют санкции против Ирана, существовавшие в 2010-2015 годах. Одновременно они убеждают сделать то же самое своих западноевропейских союзников. В этом случае Иран выходит из ядерной сделки, но не выходит из ИЯП. Иранцы заканчивают с транспарентностью своих ядерных объектов для международных наблюдателей. При этом экономические отношения между Ираном и Евросоюзом потерпят серьезный ущерб. А вот политические и экономические отношения с Россией и КНР значительно укрепятся и будут проходить в ущерб Западу.

Четвертый, наиболее пессимистичный вариант предусматривает то, что США после выхода из СВПД не остановятся на экономических санкциях, но будут вести дело к военной эскалации и началу военного конфликта с Ираном. В этом случае Иран выйдет не только из СВПД, но и из ДНЯО для того, чтобы создать ядерное оружие и по примеру Северной Кореи обеспечить свою безопасность. Одновременно возможно усиление влияния силовиков, прежде всего армии и КСИР на политику ИРИ. Пятый, наиболее оптимистичный вариант предусматривает то, что европейские союзники отговорят Дональда Трампа от выхода из СВПД. В этом случае  Тегеран сохранит приверженность данному соглашению в полном объеме и будет решать имеющиеся проблемы в переговорном формате.

Мохсен Джалильванд, профессор факультет международных отношений Тегеранского университета оценивает перспективы выхода США из СВПД с вероятностью в 90%. В то же время остается 10%, что администрация Дональда Трампа останется приверженной соблюдению данного соглашения. По мнению аналитика, необходимо избегать поспешных решений и дождаться результатов встречи Д.Трампа с федеральным канцлером ФРГ Ангелой Меркель и президентом Франции Эмманюэлем Макроном, на которой западноевропейские союзники, исходя из своих экономических интересов, постараются отговорить Трампа от выхода из ядерной сделки (2). Если же терпение Ирану не поможет, то Тегеран может использовать свое большое влияние в таких странах ближневосточного региона как Ирак, Сирия, Йемен и Ливан для того, чтобы угрожать американским интересам там и добиться в конце концов удовлетворения своих законных прав.

Другой исследователь международных отношений Али Бигали призывает иранское правительство проявить терпение и не реагировать поспешно на возможный выход США из СВПД. По его мнению, было бы ошибкой срочно наращивать количество центрифуг и обогащение урана после разрыва Америкой ядерной сделки. Он обращает внимание на то, что новые американские санкции все равно будут введены вне зависимости от иранской ядерной проблемы. К ним относятся санкции из-за плохого, по мнению американцев, соблюдения прав человека, ракетной программы ИРИ и иранской внешней политики на Ближнем Востоке. Иранский эксперт отмечает, что администрация Трампа в настоящее время находится под двойным давлением. С одной стороны, Израиль и Саудовская Аравия побуждают ее разорвать договор. С другой стороны, европейские союзники побуждают Вашингтон сохранять приверженность СВПД.

Таким образом, 12 мая остается тем Рубиконом, когда будет решена судьба Совместного всеобъемлющего плана действий. Президенту США останется или зафиксировать сделку или выйти из нее. Последствия этого шага в полной мере еще трудно предугадать. Тем не менее, в случае, если Вашингтон выйдет из соглашения и убедит своих союзников по НАТО сделать то же самое, ситуация Ирана серьезно ухудшится. Тегеран не намерен возвращаться второй раз к ситуации до ядерного соглашения и постарается использовать все доступные средства, чтобы оказать на США давление с целью не допустить реализации худшего сценария.

 

  1. Mousavian S.H. 5 potential scenarios for Iran// http://www.al-monitor.com/pulse/originals/2018/04/iran-nuclear-deal-scenarios-future-jcpoa-trump-withdrawal.html#ixzz5CkWGvyAM
  2. Сценариухайе Иран пас аз хорудж –э Амрика аз барджам.// http://fararu.com/fa/news/356706
52.29MB | MySQL:103 | 0,611sec