О проблеме взаимоотношений между американской еврейской общиной и Израилем

В американском Бруклине произошел очередной инцидент на почве антисемитизма. На этот раз нападению подвергся ультраортодоксальный еврей, 52-летний Менахем Московитц, на которого набросился некий мужчина, начал его жестоко избивать и душить, намереваясь убить, когда тот в шаббат возвращался домой из синагоги[i].

В интервью американскому телевидению его жена сетовала на то, что им «очень страшно, т.к. вокруг есть люди, которые готовы их убить только по одной причине, что они евреи». Напавший на Московитца мужчина выкрикивал, что хочет его убить, т.к. «евреи украли все его деньги и забрали его дом». Это уже второй случай в районе за неделю.

Антидиффамационная лига (ADL)  (американская еврейская правозащитная организация) объявила вознаграждение в $5000 за информацию о нападавших, которая позволит их арестовать и предъявить обвинение. В 2017 году Лигой было зафиксировано 11 нападений на евреев в штате Нью-Йорк, а по всей стране количество инцидентов антисемитского характера за год перевалило за 90.

Авраам Х. Фоксман – руководитель Центра изучения антисемитизма в Музее еврейского наследия – Живом мемориале Холокосту, до этого на протяжении 30 лет являвшийся директором Антидиффамационной лиги, не понаслышке знает об антисемитизме и отношениях между США и Израилем[ii].

По его мнению, антисемитизм политизируется. С момента избрания Дональда Трампа президентом США возросло количество преступлений на почве ненависти. По крайней мере, увеличилось количество сообщений в СМИ и внезапно в стране политики заговорили об этой проблеме. Муссировалась идея о том, что это стало результатом того, что Дональд Трамп открыл «ящик Пандоры». Однако подобные утверждения являются преувеличением, т.к. они игнорируют тот факт, что антисемитизм присутствовал в США задолго до того, как Трамп стал кандидатом в президенты. Так, американские евреи подвергались нападениям в среднем 1500 раз в год в период до его предвыборной кампании. Поэтому происходящие сегодня преступления на почве ненависти не являются чем-то новым, не стали результатом изменения политики или политической риторики. По данным опросов, проведенных ADL, от 10 до 15% американского населения придерживаются антисемитских взглядов, при этом подобная картина была и до Трампа.

Фоксман отмечает, что защита евреев и других меньшинств в американском обществе базируется на, в своем роде, социальном договоре. Каждый осознавал, что может придерживаться любых изуверских взглядов в душе или у себя дома, однако в публичном пространстве не может быть никакого снисхождения к любым проявлениям расизма или какого-либо экстремизма. Хотя это не было закреплено на законодательном уровне, но было четкое понимание того, что тот, кто нарушит эти нормы, может забыть о политической карьере или успехе в бизнесе.

Дональд Трамп пренебрег этими стандартами поведения. Он публично выражал свою нетерпимость, разрушая тем самым все социальные табу, которым удавалось защищать этнические меньшинства, женщин и инвалидов. Своей предвыборной кампанией Трамп нарушил все с трудом годами устанавливаемые запреты и способствовал усилению ощущения того, что дозволено выражать свои чувства, основанные на предрассудках. Однако Фоксман считает, что борьба с антисемитизмом в рамках той или иной партийной линии не позволит искоренить проблему. Слишком много обвинений сыпется на Трампа с одной стороны политического спектра, тогда как другая сторона слишком ретиво его защищает.

Возросшая поляризация политического пространства в США в последние годы не могла не затронуть американскую еврейскую общину. Фоксман, тем не менее, полагает, что на политической арене многие евреи действуют скорее как евреи, нежели чем граждане США. Но когда они облачают свою политическую активность в иудаизм, то это может подорвать доверие общины, ее влияние, особенно в таком поляризованном окружении. Поэтому следует действовать в качестве адвоката, доктора, бизнесмена или просто американца, но необязательно – как еврейский адвокат, доктор или бизнесмен.

Фоксман говорит о том, что для евреев сейчас сложился весьма деликатный расклад сил в Белом доме, где двое приближенных к президенту – евреи. Как определить, «Джаред Кушнер и Иванка являются, прежде всего, евреями или членами семьи и заодно советниками Трампа?» Фоксман видит важность и значимость этих двоих, что определяется их связью с президентом. Однако не следует ожидать от них действий как от евреев, т.к. это сможет навредить. Удастся ли им что-либо сделать или нет в рамках их сегодняшней роли, в любом случае это должно исходить от дочери и зятя президента, а не от еврейской дочери и еврейского зятя. В любом случае, евреи должны гордиться их еврейством. Просто необходимо соблюдать эту деликатную и важную грань.

В американской еврейской общине нет консенсуса относительно президента Трампа – существуют взгляды приверженцев Демократической и Республиканской партии. Действительно, у американских евреев обостренное отношение к некоторым политическим аспектам. К примеру, относительно вопроса иммиграции некоторые представители общины высказываются в контексте истории еврейской иммиграции и ее значения. Тем не менее, не существует еврейского согласия относительно решения Трампа о запрете на въезд.

В американском обществе продолжаются дискуссии по поводу роли религии, в то время как Трамп и Республиканская партия  хотели бы повысить значение и проявление религии в политической жизни. Президент отдал распоряжение, наделяющее религиозные институты большей свободой вовлечения в политическую деятельность, а это уже противоречит духу американской еврейской политической традиции и конституции.

Использование религиозной системы ценностей в качестве проводника на пути к тому, что евреи хотели бы видеть в политической жизни, является весьма сложным вопросом. У американских евреев существуют проблемы с некоторыми представителями Евангелической церкви, которые хотели бы превратить Америку в действительно христианскую страну. Это значит, что евреям необходимо быть начеку. Следует аккуратно избегать того, чтобы еврейская борьба за гражданские права была представлена в виде еврейской повестки дня по своей сути, т.к. введение религии в политическую сферу может выйти боком.

Степень отделения церкви от государства варьируется на местах, но до сих пор Верховный суд США соблюдал это положение на федеральном уровне. Тем не менее, вопрос о роли религии в американском государстве находится в динамике, а значит, могут быть изменения. Трамп очень старался получить голоса последователей евангелической церкви, и ему это удалось. Сейчас он вполне может  чувствовать себя обязанным сделать для них что-нибудь, чего они от него ожидают.

Относительно степени поддержки американской еврейской общиной Израиля и близких отношений между Трампом и Нетаньяху, Фоксман видит сложную и изменчивую динамику в связке американские евреи-Трамп-Израиль.  Очевидно, что даже те евреи в США, которые не поддерживали Трампа, очень довольны изменением тональности в отношении Государства Израиль. Только ирония заключается в том, что американские евреи, негативно относившиеся к Трампу во время президентской кампании, сейчас довольны его политикой, направленной на достижение мира между израильтянами и палестинцами. В то же время, те американские евреи, которые наоборот изначально поддерживали Трампа, сейчас негодуют в связи с тем, что он пытается вернуть мирный процесс в повестку дня.

Барак Обама как-то сказал: «Для того, чтобы любить Израиль, мне не обязательно любить и поддерживать Ликуд». Фоксман считает, что Демократической партии США так же вовсе не нужно ориентироваться на Ликуд, для того, чтобы поддержать Израиль, т.к. двусторонние отношения основаны на фундаментальных интересах и ценностях, которые выходят за рамки партийных интересов. Риторика израильской «оккупации» или факт правящей в Израиле Ликуд вряд ли способны испортить отношения между Израилем и еврейской диаспорой, а вот что действительно может, так  это вопросы религиозной свободы и плюрализма.

Евреев диаспоры больше волнует то, что они не считаются евреями в Израиле и что некоторые неортодоксальные течения иудаизма дискриминируются в Израиле, который идет против основной моральной ценности свободы религии. Борьба американской еврейской общины за уважительное отношение к иудаизму в США повысила ценность уважения к различным взглядам и
интересам. Многим израильтянам этого не понять, т.к. в Израиле разделение  намного сильнее между религиозными и светскими евреями. К тому же израильтяне не осознают, насколько евреи диаспоры ценят и желают, чтобы в Израиле признали их еврейство. Но еврейское государство этого сделать не в состоянии из-за политической мертвой хватки ортодоксального раввината.

А для того, чтобы данные проблемы были решены, необходима смена системы. Дискуссии об исправлении положения ведутся уже на протяжении 70 лет, но до сих пор ничего так и не произошло, что является проявлением системного политического кризиса в Израиле. Преодолеть его очень сложно, т.к. от выборов к выборам вопросы безопасности и экономики превалируют у израильских избирателей над всеми остальными. Хотя чрезвычайно важной задачей является сохранить отношения между американской еврейской общиной и Израилем, которому потеря связи очень дорого обойдется. В случае, если американские евреи почувствуют себя отвергнутыми, то они утратят интерес к Израилю. Существующая тенденция не внушает оптимизма, хотя надежда всегда остается.

С одной стороны может показаться, что тот компромисс между светской и религиозной властью, достигнутый в первые годы существования еврейского государства, спустя 70 лет действительно дает сбои. Но с другой стороны, сам факт того, что Израиль выжил в конце 1940-х и продолжал бороться за свое существование вплоть до 1967 года, произошел вопреки действиям США и американской еврейской общины. По этой причине, интересы и уж тем более требования представителей американской еврейской диаспоры к сегодняшнему Израилю и его политическому руководству если и должны приниматься во внимание, то уж точно не в первую очередь.

[i]                      Видео жестокого нападения антисемитского характера в Бруклине // The Times of Israel. 23.04.2018. URL: https://www.timesofisrael.com/footage-emerges-of-violent-anti-semitic-assault-in-brooklyn/?utm_source=The+Times+of+Israel+Daily+Edition&utm_campaign=5813198b1b-EMAIL_CAMPAIGN_2018_04_23&utm_medium=email&utm_term=0_adb46cec92-5813198b1b-55944961

[ii]                      Антисемитизм, американские евреи и американо-израильские отношения. Интервью с А. Фоксманом // Институт исследования национальной безопасности.  URL: http://www.inss.org.il/publication/anti-semitism-american-jews-us-israel-relations-interview-abraham-h-foxman/ (на англ.яз.)

52.23MB | MySQL:103 | 0,845sec