Причины попыток ограничить полномочия БАГАЦа

Конфликт между законодательной и исполнительной властью с одной стороны и судебной властью с другой возник в Израиле еще два десятилетия назад. Он начался, по сути, после того, как пост председателя Верховного суда справедливости (БАГАЦ) занял в 1995 году Аарон Барак (занимал этот пост до 2006 года), настойчиво проводивший политику так называемого «судебного активизма», то есть постоянного вмешательства БАГАЦа в решения Кнессета и правительства. Это делается путем объявления тех или иных законодательных актов и действий властных структур противоречащими «Основным законам» (комплекс законов, которые по идее должны стать основой Конституции, каковой на сегодняшний момент в Государстве Израиль нет).

В условиях, когда  члены БАГАЦа не избираются напрямую гражданами или Кнессетом, а назначаются решением комиссии, большинство в которой составляют члены того же самого Верховного суда справедливости, с годами развился острейший конфликт между Кнессетом, в котором преобладают партии право-религиозного блока и БАГАЦем, превратившимся, по сути, в вотчину левых антирелигиозных радикалов. Левая и антирелигиозная ориентация БАГАЦа ни для кого в Израиле не является секретом. Оппоненты открыто именуют БАГАЦ и активно поддерживающих его судебный активизм левых политиков и журналистов «кликой власти закона».

Естественно, право-религиозному правительству (а именно таким является правительство премьер-министра Биньямина Нетаньяху) трудно проводить свою политическую линия в условиях, когда БАГАЦ постоянно вмешивается в процесс управлением государством. Напряженность накапливалась долго, но каплей, переполнившей чашу терпения, или соломинкой, сломавшей спину верблюда, как говорят израильтяне, стал срыв БАГАЦем усилий правительства, направленных на высылку из страны десятков тысяч нелегально проникших в нее за последние годы трудовых мигрантов из Африки (прежде всего, из Эритреи и Судана), которые превратились в серьезнейшую социальную проблему в городских кварталах, в которых они осели. Особенно остро эта проблема стоит в Южном Тель-Авиве.

Теперь речь идет о возможности принятии Кнессетом по инициативе правительства закона, который должен ограничить возможности БАГАЦа вмешиваться в процесс управления государством. Наиболее активно данную идею продвигает возглавляемая министром просвещения Нафтали Беннетом религиозно-сионистская партия «Еврейский дом», ссылающаяся на соответствующий пункт, имеющийся в ее коалиционном соглашении с Ликудом. В роли «защитника БАГАЦа» в правительстве последовательно выступает министр финансов Моше Кахлон, возглавляющий право-центристскую партию «Кулану». Однако и он признал, что вмешательство БАГАЦа в вопрос о высылке африканских нелегалов было «уже немного чересчур».

В таких условиях созданное недавно правое внепарламентское «Движение за управляемость и демократию» («Га-тнуа ла-мешилут ва-демократия») начало проверять объем отмены БАГАЦем принятых Кнессетом законов с момента того, что именуется в Израиле «судебной революцией», то есть в рамках уже упомянутого «судебного активизма». Такой шаг был предпринят движением в связи с утверждениями левых о том, что БАГАЦ крайне осторожен в этом вопросе. В частности такие утверждения содержатся в опубликованном в минувшее воскресенье Израильским институтом демократии (политически лево ориентированное неправительственное учреждение, основанное в 1991 году и финансируемое американским еврейским филантропом Бернардом Маркусом) отчете, согласно которому в среднем БАГАЦ отменяет менее, чем по одному закону в год.

Однако, согласно данным «Движения за управляемость и демократию», в последние годы отмечается резкий рост числа законов, отмененных БАГАЦем. Так, например, если в с 1997 по 2001 год БАГАЦ отменил только 2 закона, то с 2012 по 2017 год Верховный суд справедливости отменил уже 12 законов. При этом следует подчеркнуть, что отмена закона является наиболее радикальной формой судебного активизма. Помимо нее, имеет место также более умеренная форма судебного вмешательства в законодательный процесс, превращающая закон фактически в мертвую букву, но номинально не отменяющий его (речь идет о юридическом толковании законов, лишающем законодательный акт эффективности). В данном контексте можно упомянуть и предостережения законодателям, обнародуемые судьями БАГАЦа по поводу тех или иных законопроектов, которые приводят к тому, что в итоге они вообще не принимаются Кнессетом. Случаи такого рода не входят в названное число 12 отмененных БАГАЦем с 2012 по 2017 год законов, однако они, несомненно, тоже являются проявлениями «судебного активизма».

В «Движении за управляемость и демократию» заявляют, что в мире нет ни одного демократического государства, в котором судьи, не являющиеся народными избранниками и не назначаемые народными избранниками, имели бы столь широкие полномочия в сфере законодательства и управления государством. Особо подчеркивается то обстоятельство, что они считают для себя возможным обсуждать любой вопрос, не нуждаясь для этого в наличии конкретного пострадавшего, действовать в качестве первой и последней судебной инстанции и отменять принятые народными избранниками законы.

На фоне этой полемики министр просвещения Нафтали Беннет сделал в понедельник заявление по поводу своего решения вынести на голосование министерской комиссии по делам законодательства проект закона, позволяющего преодолевать вмешательство БАГАЦа в законодательный процесс: «Наше требование, чтобы для этого было достаточно поддержки 61 депутатов (то есть минимально возможного большинства из общего числа 120 депутатов Кнессета – В.Ч.) не является сюрпризом. Ликуд подписал с нами однозначное коалиционное соглашение. Соглашения надо выполнять. Я ожидаю от Ликуда полной поддержки в ближайшее воскресенье. Мы восстановим правильный баланс между ветвями власти».

Во вторник Нафтали Беннет заявил, что если упомянутый законопроект не будет вынесен на голосование министерской комиссии по законодательству в течение 10 дней, депутаты от «Еврейскго дома» перестанут голосовать в Кнессете вместе с коалицией. После этого было сообщено, что лидер Ликуда премьер-министр Биньямин Нетаньяху совместно с министром внутренних дел Арье Дери (лидер сефардской ультраортодоксальной религиозной партии ШАС) принял решение пойти на принятие закона, ограничивающего возможности БАГАЦа вмешиваться в процесс управлением государством. Судьба этой законодательной инициативы, имеющей принципиальное значение для израильской демократии, должна стать очевидной на будущей неделе.

62.84MB | MySQL:102 | 0,517sec