Синайский полуостров как буферная зона для Израиля

С 2015 года Израиль провел не  менее ста военных операций против боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) на Синае. Группировки джихадистов под разными названиями годами атаковали египетские силы на полуострове. Помощь Египту в борьбе с исламскими экстремистами хоть и имеет значение, но в Израиле к ней подходят как к решению более серьезных проблем национальной безопасности. Синайский полуостров рассматривается в первую очередь в качестве буферной зоны.

Генерал-майор (в отставке) Армии обороны Израиля, бывший командующий Южным военным округом, в настоящее время эксперт Вашингтонского института ближневосточной политики Сами Турджеман объясняет значение Синая для Израиля[i].

С древних времен Синайский полуостров являлся буферной территорией, отделяющей Египет от народов, проживающих на востоке. ЦАХАЛ захватила полуостров во время Шестидневной войны 1967 года, обеспечив маленькую страну, окруженную врагами, стратегической глубиной. Во время мирных переговоров в американском Кемп-Дэвиде в 1978 году спустя пять лет после войны Йом-Кипур 1973 года, Израиль настоял на решении вопросов национальной безопасности прежде, чем дал согласие на возврат полуострова Египту.

Так, в Приложении 1 Кемп-Дэвидского соглашения была  зафиксирована система мер безопасности, которая позволила Израилю уйти с полуострова, не подвергая себя серьезному риску. Активность египетской армии, развертывание военных сил в этом районе были ограничены. Сделано это было для того, чтобы в случае изменения в Каире отношения к Израилю в худшую сторону, Синайский полуостров продолжал бы оставаться буфером между египетскими войсками и границей Израиля. Если бы Каир отправил на полуостров значительные наземные силы или военные самолеты, то это было бы расценено как явное нарушение соглашений и признак намерений совершить агрессию. В случае начала войны, египетские растянутые линии снабжения оказались бы под ударом, особенно израильской авиации.

Для обеспечения демилитаризации полуострова Соединенные Штаты в 1982 году поддержали развертывание на его территории постоянного «международного» контингента войск. Задача Многонациональных сил и наблюдателей (МСН, без мандата ООН, т.к. Россия и Китай наложили вето на создание этой миссии) заключалась в контроле количества и мест дислоцирования египетских вооруженных сил на Синае для обеспечения соблюдения Кемп-Дэвидских соглашений. МСН, финансируемый Египтом, Израилем и США, по сути, американский миротворческий контингент, выполняет свои задачи по сей день.

После заключения соглашения армия Египта на южных рубежах вызывала у Израиля наибольшее беспокойство. Демилитаризация же полуострова, помимо решения задачи защиты еврейского государства от наземных войск, повысила возможности Израиля по защите своей территории от нападения. К тому же благодаря демилитаризации Синая Израиль смог существенно сократить численность своих войск и военные расходы относительно ВВП.

Тем не менее, по мнению Турджемана, десятилетия правления Хосни Мубарака способствовали радикализации Синайского полуострова. Террористические группировки постепенно смогли воспользоваться недовольством местного населения египетским руководством. Первое десятилетие 21-го века принесло немало страданий жителям Синая от целой серии террористических атак, получивших широкий резонанс.

В разгар «арабской весны» антиправительственные волнения снова затронули полуостров, а вместе с ними активизировались террористические группировки. Они подпитывались оружием, которое, вероятно, контрабандным путем поступало из Ливии после свержения Каддафи. Самая значимая группировка – «Ансар байт аль-Макдис», быстро превратилась в местное отделение «Аль-Каиды» (запрещена в России), спустя некоторое время стала «Вилайетом Синая», или «Исламским государством – провинция Синай».

Насилие на полуострове стало угрожать стабильности самого Египта, которая и так пошатнулась после событий 2011 года, приведшей к свержению Мубарака.

Одновременно с беспорядками на полуострове, возросло число атак и в долине Нила. «ИГ – провинция Синай» с тех пор своей первоочередной задачей считало борьбу с египетским правительством, наметив три типа целей для атак: гражданские официальные лица и сотрудники служб безопасности на Синае; местные жители, выступающие против деятельности группировки; а также стратегические объекты, влияющие на египетскую экономику.

В результате ситуация на полуострове постоянно ухудшалась. Крупные теракты «ИГ – провинция Синай» в населенных пунктах стали относительно обычной практикой, с десятками жертв за каждую атаку, что привело к сотням погибших за последние годы. Самым значимым и резонансным терактом этой группировки стало крушение российского пассажирского самолета в октябре 2015 года, в результате которого погибли 224 человека, и был нанесен существенный урон туристическому сектору Египта. В ноябре 2017 года произошла самая кровавая террористическая атака в истории Египта – резня в мечети «Ар-Равдах» на севере полуострова в г. Бир аль-Абед, унесшая жизни 300 человек. Последняя атака была направлена на мечеть, которую посещают суфии, являющиеся  в представлении этой группировки еретиками. Суфии проповедуют социальную справедливость и духовность, стремятся к «единству бытия», занимаются поиском путей создания более «совершенного человека». В то время, как ИГ – салафиты, т.е. борцы за сохранение традиций раннего ислама и противники каких-либо нововведений. Это, своего рода, исламские ортодоксы, в то время как суфии – реформистское течение ислама.

Несмотря на то, что сторонники ИГ на Синае не раз демонстрировали свои враждебные намерения в отношении Израиля, их основной целью является Египет. Лидеры синайского ИГ осознают растущую роль ЦАХАЛа на полуострове, но они не изменили своей политики в отношении Израиля. На данном этапе, когда ИГ в Ираке и Сирии растеряли почти все свои территории, «синайская провинция» ИГ может остаться единственным оплотом организации. Полуостров может стать удобной и безопасной зоной для боевиков с других фронтов.

Продолжающееся отсутствие контроля египетского правительства над полуостровом предоставляет большие возможности для организации. В частности, у ИГ развязаны руки для того, чтобы заниматься вымогательством у местных жителей, вести пропаганду и расширять свою поддержку среди населения и, возможно, даже извлекать выгоду из близкого расположения к израильской границе. Безусловно, ИГ и его сторонники будут стремиться к распространению своей деятельности на другие страны. Однако реальная обстановка на местах складывается таким образом, что Синайский полуостров более всего подходит для того, чтобы стать следующим координационным центром ИГ. По этой причине израильская поддержка египетской армии в ее борьбе с синайским ИГ на данном этапе является более важной, чем была прежде.

Поддержание стабильности египетского государства и укрепление его суверенитета на Синае является стратегической задачей, имеющей первостепенное значение. Для ее реализации в последние годы Израиль шел на временный пересмотр отдельных положений Кемп-Дэвидского соглашения, которые касались обеспечения мер безопасности. С 2012 года Каир неоднократно просил разрешения на крупномасштабное развертывание бронетанковых войск на полуострове, и Израиль, как правило, соглашался, внося необходимые поправки в соответствующие пункты соглашения. Израиль активно помогает Египту с разведданными и нанесением авиаударов в этом районе, хотя некоторые западные аналитики утверждают, что Каир предоставил ЦАХАЛу «карт-бланш» для нанесения ударов по синайским боевикам с помощью пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов.

Оказание помощи Каиру необходимо, но при этом не отменяет первоначальную концепцию безопасности, лежащую в основе Кемп-Дэвидского соглашения и приложений к нему, а именно: поддержание Синайского полуострова в качестве буферной территории против любых будущих военных действий со стороны Египта. Революционные события «арабской весны» – особенно штурм израильского посольства в Каире в 2011 году, после чего последовала победа на выборах президента из «Братьев-мусульман» М.Мурси – наглядно продемонстрировали, насколько нестабильная ситуация в регионе и насколько важно для Израиля в долгосрочной перспективе сохранить полуостров демилитаризованным.

Поэтому ситуация на Синайском полуострове ставит Израиль перед дилеммой. С одной стороны, Каиру следует оказывать посильную помощь, чтобы восстановить его суверенитет и предотвратить возможность дестабилизации обстановки на Синае. С другой стороны, по мере продолжения боевых действий создается потенциал для нестабильности, и Израиль должен быть готов к развитию ситуации по любому сценарию. Таким образом, как только синайское ИГ будет разбито, Иерусалим должен оперативно потребовать от Каира сокращения его военной группировки на Синае до уровня, предусмотренного Кемп-Дэвидскими соглашениями.

Реальная обстановка на Синае полностью изменилась со времени принятия соглашений, что требует периодических поправок в контексте миссии многонациональных сил и наблюдателей. Тем не менее, МСН в скором времени будут играть решающую роль не только в тактическом плане, но и в качестве демонстрации приверженности США условиям договора и демилитаризации полуострова после разгрома ИГ.

Что касается направленности действий Израиля, то в ближайшем будущем Синайская дилемма требует взвешенной и осторожной политики. Руководство Израиля и Египта умело держат в тайне информацию о своем сотрудничестве в области безопасности, но такая осмотрительность сама по себе не является реальным решением серьезной проблемы. Поэтому Израилю и его союзникам следует сосредоточиться на двух основных целях: восстановление демилитаризации полуострова путем победы над местным ИГ и поддержание «качественного военного превосходства» (КВП – qualitative military edge, QME)  Израиля над соседними государствами.

Что касается первой цели, Каиру нужна помощь от широкой международной коалиции, чтобы победить ИГ, поэтому Израиль и страны-единомышленники должны снабдить его соответствующими средствами для выполнения этой миссии.

В отличие от Ирака и Сирии, Египет является сильным государством, которое хочет перехватить инициативу в борьбе с синайским ИГ. Для этого ему придется изменить характер операции созданием более эффективной командной системы и осуществлением комплексных действий на нескольких фронтах одновременно.

Имеются в виду, во-первых, усилия по организации обороны. Чтобы лишить синайский ИГ свободы действий и не дать группировке закрепиться на полуострове, Египту необходимо будет создать силы обороны, способные удерживать освобожденную территорию и эффективно действовать в важных деревнях, городах и транспортных артериях на севере Синая.

Во-вторых, Египту необходимо переходить в наступление. Следует отойти от реактивного подхода, когда армия начинает предпринимать меры только после террористических атак, к проактивным методам, включающим постоянные наступательные операции силами специальных подразделений, которые действуют на основе точных разведданных. Эта стратегия повысит эффективность кампании Египта и уменьшит число жертв среди гражданского населения, что затруднит антиправительственную пропагандистскую деятельность игиловцев.

В-третьих, необходим комплексный подход со стороны разведслужб, как египетских, так и из других стран, который заключается в объединении усилий для нанесения максимального удара по террористам.

В-четвертых, задача сокращения числа вступающих в ряды группировки и совершенствования системы сбора разведывательных данных в отношении ИГ требует осуществления более решительных мер, направленных на повышение уровня жизни жителей Синайского полуострова. Решение этой задачи поможет изолировать террористов от широких масс населения.

Следует помнить, что демилитаризация была не единственным фактором, который позволил ЦАХАЛу безболезненно уйти с полуострова. Важно было также понимание того, что «качественное военное превосходство» Израиля, в частности, в разведке, в  огневой мощи и маневренности, позволят ему сокрушить египетскую армию в случае ее нападения. Израиль был единственной страной в регионе с передовыми возможностями сбора разведывательных данных и осуществления высокоточных атак, но подобные средства уже стали обычным явлением для большинства армий со времен Кемп-Дэвидских соглашений, включая египетской.

Две последние тенденции представляют собой особую проблему для КВП Израиля. Во-первых, Каир приобретает современное оружие не только из Соединенных Штатов. Египтяне купили у России 50 реактивных истребителей МиГ-29М/М2, 50 российский разведывательно-ударных вертолетов нового поколения Ка-52 и несколько систем противовоздушной обороны С-300ВМ «Антей-2500», а также 4 французских корвета «Гоувинд 2500» и 24 истребителя «Рафаль». Это вооружение повышает стратегическую гибкость египтян и снижает способность Вашингтона контролировать Каир. Во-вторых, торговля оружием США с другими странами Ближнего Востока достигла огромных масштабов. Какова бы ни была геостратегическая цель этих сделок, они угрожают КВП Израиля.

Ключом к разрешению израильской дилеммы относительно Синайского полуострова и укреплению сотрудничества с арабскими странами являются: (а) четкое определение того, что означает военное превосходство в нынешних региональных условиях, и (б) помощь ЦАХАЛу в увеличении и сохранении своего преимущества. Турджеман полагает, что «превосходный механизм координации Израиля с Соединенными Штатами помог поддерживать КВП Израиля в прошлом, но эту координацию необходимо расширять в свете вышеуказанных тенденций». Комплексное превосходство Израиля – лучший способ поддержания неизменного статуса еврейского государства как стабильного и позитивного актора в регионе.

Вне зависимости от обозначенных Турджеманом путей решения вопроса грамотного и выгодного использования стратегического значения Синайского полуострова, представляется бесспорным формулирование самой задачи в интересах Израиля – сохранение демилитаризованного статуса Синайского полуострова и обеспечение израильского военного превосходства в регионе.

[i]                      Турджеман, С. Синайская дилемма Израиля // Вашингтонский институт Ближневосточной политики. 23.04.2018. URL: http://www.washingtoninstitute.org/policy-analysis/view/israels-sinai-dilemma (на англ. яз.)

52.33MB | MySQL:103 | 0,716sec