Ирак: о подготовке к возобновлению исследовательской ядерной программы

В конце апреля министр высшего образования, науки и технологии Ирака, доктор Абдель Раззак аль-Исса достаточно неожиданно посетил месторасположение иракского центра ядерных исследований «Таммуз». Сам объект и находившийся на нем экспериментальный реактор «Озирак», закупленный во Франции и смонтированный при техническом содействии французских специалистов, 7 июня 1981 года стал целью для ВВС Израиля. Израиль тогда уверял, что располагал достаточными основаниями для этого акта, сам же объект с тех пор упоминался достаточно редко, разве что стал объектом для работы международных экспертов, искавших доказательства разработки Ираком ядерного оружия, которые, как известно, найдены не были. Так же как и биологического, да и химического, все имевшиеся запасы которого были уничтожены еще до 2003 г. По официальной версии, визит министра связан с подготовкой некой программы по реализации плана расследования «имевших место быть нарушений, связанных с разработкой ядерных технологий».

Во время пребывания на объекте А.аль-Исса заявил журналистам, что работа ведется при координации с МАГАТЭ и в «соответствии с международными соглашениями, касающимися преодоления вредоносных последствий от воздействия ядерных и химических факторов на окружающую среду».

Более чем странное, на наш взгляд, заявление. В действительности, ни МАГАТЭ, ни, кто-либо другой из организаций, или официальных лиц, имеющих отношение к этой проблематике, не озвучивал каких-либо планов, не говоря уже о претензиях или «вновь открывшихся обстоятельствах», применительно к иракскому атомному досье или объекту в Таммузе. Последним предметом озабоченности в этом смысле были сотни американских сердечников из обедненного урана, являвшиеся частью боевых частей снарядов и щедро применявшихся против военных целей в ходе последней войны и вторжения войск США и поддержавшей их коалиции в Ирак в 2003 году.

Чем же, на самом деле, может оказаться этот неожиданный визит? Некоторые детали его помогут, по нашей оценке, ответить на это вопрос. Во-первых, министр дал высокую оценку «исключительным усилиям, приложенным иракскими учеными и техническими специалистами, работавшими на объекте, с целью выработки и оценки проекта по разборке и демонтажу того, что осталось от исследовательского ядерного реактора, для проведения необходимых исследований». Во-вторых, в это же самое время, в Вавилоне проходил третий Национальный съезд по радиационной, химической и биологической безопасности, на котором рассматривались разные, смежные с темой ядерной энергетики, вопросы, наподобие охраны окружающей среды. В рамках работы съезда, много говорилось о вкладе Ирака, сделанном в дело «преодоления угроз, таящихся в подобных опасных технологиях и разработках» и о необходимости «консолидации усилий международного сообщества» для борьбы с этими самыми угрозами.

Прибывшие в Вавилон международные эксперты и представители западных дипломатических миссий удостоились высокой оценки со стороны министра, за их поддержку того, что «Ирак стремится стать свободным от всего, связанного с ОМП».

Примечательным, повторимся, является тот факт, что никаких особых вопросов в отношении ядерных разработок, или того, что от них осталось, в Ираке, никто не озвучивал. В свое время специалисты МАГАТЭ буквально с лупами в руках исследовали и комплекс в Таммузе, и все те места, где могли находится объекты, связанные с ядерной программой, а все, что хотя бы отдаленно показалось, или оказалось с ней связанными, было вывезено и подробнейшем образом изучено.

К слову, давнишний удар ВВС Израиля по центру в Таммузе стал предметом международной критики, так как все авторитетные международные организации, включая, ООН и МАГАТЭ, не имели никаких доказательств того, что в нем разрабатывались военные ядерные технологии. Сам Ирак и тогда, и впоследствии, настаивал на сугубо мирном характере тех работ, которые там велись.

Напомним нашим читателям, что ядерная программа в Ираке начиналась отнюдь не с возведения реактора в Таммузе. 17 августа 1959 года были проведены соответствующие секретные переговоры с Советским Союзом о возведении исследовательского центра под Багдадом и передачи иракцам технологии ядерного исследовательского реактора ИРТ-2000. Предусматривалась сооружение изотопной лаборатории, а также содействие в проведении геологоразведочных работ на радиоактивные руды и подготовка местных кадров. Ректор, мощностью в 2 МВт был запущен в 1968 году.  В 1975 году президент Ирака Саддам Хусейн во время визита в СССР ставил вопрос о сооружении в стране атомной электростанции. Тогда вопрос остался нерешенным из-за возникших между сторонами разногласий, относительно участия в проекте МАГАТЭ. В итоге, проект, стоимостью 3 млрд долларов, достался французам, согласившимся поставить Ираку 72 килограмма урана со степенью обогащения в 93%. Французы начали возведение объекта в 1976 году. Достоверных фактов ведения ядерных военных исследований на комплексе в Таммузе получено не было, но Израиль решил подстраховаться, разбомбив ключевые сооружения центра, носившие у иракцев наименования «Таммуз-1» и Таммуз-2». Исследовательский реактор был поврежден, кроме того, объект неоднократно становился мишенью для ВВС и ракет Ирана в ходе ирано-иракской войны.

По нашему мнению, заставить Министерство высшего образования направить своих специалистов на такой специфический объект могло заставить не «стремление к соблюдению международных обязательств или проведение неких расследований». Иракцы достаточно длительное время провели в Таммузе для всесторонней оценки технического состояния объекта и использования любого опыта, который может при этом быть почерпнут. Все прочее есть ничто иное, как информационное прикрытие того факта, что иракское руководство решило провести ревизию ядерного наследства Саддама Хусейна и, возможно, начало подготовку к возобновлению ядерной программы. Ревизия Таммуза достаточно показательна и, не исключено, новый объект будет возводится в том же районе, в пустыне Тхувайтха, а расположение дорог, коммуникаций, использовавшихся ранее, поможет при планировании работ. Разборка старого объекта позволит накопить необходимые знания о применявшихся инженерных решениях и технологиях.  Если эти предположения подтвердятся, то, не исключено, мы узнаем и о том, кто является иностранным партнером Ирака в реинкарнации ядерной программы, возможно, это снова будут французские специалисты. Ядерная энергетика и все, что с ней связано, является очень консервативной отраслью и с весьма малым количеством основных игроков. Возможно, этим партнёром окажется «Росатом», что окажется сенсацией, но, большинство экспертов склоняется к потенциальному участию в реновации Таммуза, Франции, Южной Кореи, или Китая.

52.27MB | MySQL:103 | 0,471sec