Сирия: о ситуации в южной зоне деэскалации

Вопрос ликвидации террористов в зоне деэскалации в Восточной Гуте в основном решен. Об этом заявил в четверг министр иностранных дел России Сергей Лавров на пресс-конференции по итогам переговоров с главой МИД Иордании Айманом ас-Сафади. «Зоны деэскалации создавались на временной основе, исходя из того, что после того, как задачи, поставленные перед этими зонами, будут решены и когда можно будет возвращаться к мирной жизни, они прекратят свое существование, — отметил он. — При этом режим деэскалации, конечно же, не распространяется на террористов, которые должны быть, в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН, уничтожены, ликвидированы. В Восточной Гуте эта проблема в основном была решена, поскольку те группировки, которые либо консолидировались с «Джебхат ан-Нусрой» (запрещенная в РФ террористическая группировка — прим. ТАСС) и прочими террористическими отрядами, либо сами нарушали режим прекращения боевых действий, были по большей части либо ликвидированы, либо оттуда выведены. Соответственно, сирийское правительство восстановило свой контроль над Восточной Гутой, и свою миссию зона деэскалации в этой части Сирии выполнила».  Глава МИД РФ выразил надежду, что и «в южной зоне деэскалации задачи ликвидации угроз и восстановления мирной жизни тоже будут выполняться». «Мы договорились с нашими иорданскими друзьями о продолжении диалога как по двусторонней линии, так и с участием американцев в Аммане, где создан специальный мониторинговый механизм для контроля за выполнением договоренностей о южной зоне», — сообщил он. «Ясно, что вопросы, касающиеся урегулирования ситуации в этой части Сирии, должны рассматриваться комплексно, в том числе с учетом происходящего в Эт-Танфе, где американцы в одностороннем порядке объявили большую территорию радиусом 55 км в качестве своей вотчины, и в том числе с учетом ситуации в лагере беженцев Рукбан, — подчеркнул Лавров. — И вот в этом районе, где американцы объявили в одностороннем порядке своей зоной территорию вокруг Эт-Танфа, и в лагере беженцев Рукбан происходят очень странные вещи, включая подготовку боевиков, которая там ведется для того, чтобы они продолжали боевые действия вопреки договоренностям о прекращении огня». Таким образом, визит министра иностранных дел Иордании, помимо прочих вопросов, в центре своего внимания имел тему планов Дамаска, Москвы и Тегерана по ликвидации зоны деэскалации на юге Сирии. Мы уже сообщали, что консультации на эту тему иорданцы ведут уже примерно с марта месяца, и наиболее осмысленными они стали примерно с начала апреля, когда прошли прямые консультации между главой сирийских спецслужб Али Мамлюком и его иорданским коллегой А.аль-Джунди. В период этих консультаций собственно и произошли события в Восточной Гуте. После окончания этой операции Амману стало абсолютно ясным, что следующей на очереди будет даже не Идлиб, на который правительственные силы начали наступление, явно игнорируя приоритетность поставленных задач. Наступление началось в принципе довольно удачно, и за счет этого в том числе и удалось убедить Анкару занять более осмысленную позицию в отношении компромисса в вывода протурецких боевиков из Восточной Гуты. Другой вопрос, что задачи при этом изначально ставились несколько иные. Но в любом случае вопрос южной зоны деэскалации встает сейчас особенно явно, и временный перенос центра военных усилий правительственных сил и их союзников на южные пригороды Дамаска и Хомс, куда, по некоторым данным, перебросили «тигров» генерала Сухейля, есть только дань двум вещам: окончательной зачистке столичного региона и ожидание итогов консультаций с иорданцами. И визит министра иностранных дел ИХК в принципе должно стать отправной точкой этого процесса, который крайне тревожит и Вашингтон, и Амман. Каждую из столиц, естественно по разным резонам. Иорданцев безусловно тревожит проблема вытеснения боевиков на иорданскую территорию со всеми негативными моментами и обострение отношений с местными племенами, которые живут по обе стороны сирийско-иорданской границы. Американцев волнует тема сохранения своей зоны в Эт-Танфе, и специальная подробная реплика российского министра иностранных дел С.Лаврова на эту тему хорошо иллюстрирует тот факт, что эта тема была в центре российско-иорданских консультаций. И вот, судя по тону заявления, договориться по этой теме удалось не в полной мере. По крайней мере, иорданцы в какой-то степени получили гарантии российской стороны в отношении согласования с Амманом в рамках двусторонних контактов действий сирийских правительственных сил на юге страны. Что же касается США, то совершенно очевидно, что они эту тему постарались прозондировать через иорданского министра, и вряд ли остались сильно успокоенными. По крайней мере, ясно, что пребывание американцев в Эт-Танфе является для Москвы вопросом принципиальным, и на компромиссы она идти не готова. В этой связи обратим внимание на публикации иорданских СМИ в отношении попыток США убедить иорданскую сторону ввести военный контингент на юг Сирии с целью предотвращения возможных инцидентов в Эт-Танфе во время зачистки оплотов боевиков на юге. Редактор газеты «Рай аль-Йаум» Абдельбари Атван пишет о том, что в ходе визита госсекретаря Майка Помпео он убеждал короля Абдаллу II ввести военный контингент на юг Сирии, в провинции Дераа, Кунейтра для противодействия Асаду в возвращении контроля над этими территориями. В то же время Амман крайне не заинтересован в проведении подобной операции, чтобы не вступать в конфронтацию с Дамаском и Тегераном. До сих пор иорданское правительство отмалчивается по поводу инициативы Джона Болтона о создании арабских миротворческих сил в Сирии. Добавим, что на эту тему большой ретивости, как мы и сообщали, не проявляют и остальные «приглашенные». Помимо стремления развернуть экономическое сотрудничество с Ираном от этой затеи Амман отвращает и соперничество с Саудовской Аравией, которая, несомненно, будет основным участником и спонсором предполагаемых общеарабских сил. Насчет «разворачивания» экономического сотрудничества с Ираном мы бы не стали так категоричны, а вот, что касается соперничества с КСА, то отметим, что Амман сейчас полностью зависит от электрогенерации из КСА, что накануне жаркого сезона снимает все вопросы в отношении какого-то ярко выраженного недовольства позицией Эр-Рияда в том или ином случае. При этом мы бы не стали однозначно говорить отрицательно и по вопросу готовности иорданцев ввести свой воинский контингент в Сирию. Например, такие планы прорабатывались в практической плоскости ровно год назад после получения одобрения во время визита Дональда Трампа в Эр-Рияд 21 мая. Тогда шел вопрос об участии иорданцев в осуществлении ряда мер, направленных на создание зон безопасности на сирийской стороне границы. Они были особенно стратегически важны для американцев, поскольку должны препятствовать созданию шиитского полумесяца от Тегерана до Бейрута. План участия иорданцев был составлен начальником штаба армии Махмудом Фрехатом и тем же Аднаном аль-Джунди. В его рамках предполагалось усиление иорданских сил на границе двумя батальонами спецназа, которые совместно с оперативниками УОР Иордании должны были тренировать силы сопротивления и позднее войти на приграничную сирийскую территорию. Такие, как Свободная сирийская армия (ССА), бригады Омари и Революционная армия коммандос (RCA), с их последующей переброски в приграничные территории Сирии. Часть из этих сил, кстати, присутствует сейчас и в зоне деэскалации на юге. И их судьбу обсуждал в том числе министр иностранных дел Иордании в Москве. Обратим внимание, что согласно тем планам иорданцы предполагали вооружить и друзскую милицию по обе стороны границы, что было частично сделано. При этом отметим, что сейчас вопрос о прямой военной интервенции иорданских сил на юг Сирии можно считать исчерпанным. За этот год Амман убедился в ненадежности гарантий США и в одиночку сталкиваться с проиранскими формированиями и российской авиацией не хочет. А американцы участвовать в такой схеме напрямую не желают. Таким образом, сейчас речь идет в основном о том, чтобы разделить проиорданские и недогороспособные группировки сопротивления в рамках предстоящей операции правительственных сил на юге Сирии, но никак ни о подготовке прямой интервенции. Она бесперспективна по определению, и собственно поэтому эмиссары короля Адаллы II  и поспешили в Москву. В некоторым роде намечается схема взаимодействия с Амманом по примеру Анкары, которая будет подразумевать добровольную эвакуацию проиорданских группировок из зон боев и использования алгоритма локальных перемирий.

62.82MB | MySQL:102 | 0,576sec