Об антисемитизме в Германии и уполномоченном немецкого правительства по борьбе с антисемитизмом

В Германии наблюдается рост антисемитских настроений.  Об этом говорит в интервью израильским СМИ Феликс Кляйн, первый в истории специальный представитель германского правительства по связям с еврейской общиной и борьбе с антисемитизмом. В его функции входит решение проблем, связанных с резко возросшим за последнее время числом инцидентов на почве антисемитизма в Германии, главным образом, со стороны иммигрантов мусульман. Кляйн утверждает, что опасения евреев Германии относительно притока мусульманских арабских беженцев вполне оправданы. Подтверждением тому стало избиение в Берлине израильтянина с кипой на  голове в середине апреля с.г.

В то время как «Германия в целом безопасна для евреев, еврейские мужчины должны быть осторожны, прежде чем появиться в общественном месте с кипой на голове». Тем самым Феликс Кляйн вторит выводам доклада, представленном в июне 2017 года в Бундестаге (нижней палате парламента Германии), который назывался «Антисемитизм в Германии – текущее положение дел». Доклад был подготовлен независимым экспертным комитетом по запросу Бундестага. Доклад стал вторым всеобъемлющим исследованием такого рода, проведенным за предыдущие пять лет в Германии. В первом докладе, представленном Бундестагу в 2012 году, были перечислены рекомендации по борьбе с антисемитизмом, которые так и не были реализованы германскими властями.

Второй доклад появился на фоне ухудшения ситуации с антисемитизмом, в т.ч. в связи с «кризисом беженцев» и усилением крайне правых политических сил в Германии. В израильских СМИ, анализируя доклад, отмечают, что в нем отражена ситуация, при которой одновременно с уменьшением масштабов проявления «классического антисемитизма», в стране усилился антисемитизм на почве негативного восприятия Израиля. Этот феномен называется «израилизация антисемитизма», который в Германии звучит как «израильскритик» (т.е. критика Израиля). В мире существует несколько стран или организаций, к которым в немецком языке привязывается термин Kritik – это США, Россия и Европейский союз. В этом контексте также отмечается, что с точки зрения крупных секторов общественного мнения Германии – Вашингтон, Москва и Брюссель подвержены влиянию евреев[i].

В статье, опубликованной в одной из самых влиятельных газет Германии «Ди цайт» (Die Zeit), профессор Моше Циммерман и бывший посол Израиля в Германии Шимон Штайн обвиняют израильское правительство в усилении антисемитизма в Европе. Отмеченные в упомянутом докладе Бундестагу 40% респондентов, которые заявили о своем антисемитизме, связанном с Израилем, Циммерман и Штайн не считают проявлением антисемитизма. Они акцентируют внимание на уровне «классического антисемитизма», который составил всего 6%, что является самым низким показателем в Германии за последние десятилетия. Есть группы, к которым немцы относятся более негативно, нежели к евреям, среди них – цыгане, просители убежища, мусульмане и выходцы из Восточной Европы. А «классический антисемитизм» прослеживается только в небольших нишах на немецкой политической арене, особенно в рядах крайне правых и новых правых сил. Однако как в таком случае быть с докладом, в котором отражается мнение немецких евреев относительно того, что в Германии за последние пять лет возрос антисемитизм, и что в последующие пять лет ситуация будет только ухудшаться. Следовательно, Циммерман и Штайн маскируют антисемитизм «критикой Израиля», т.е. создают феномен «антисемитизма без антисимитов».

Правда, они признают, что антисемиты используют критику Израиля для того, чтобы скрыть свой «классический антисемитизм». Но с другой стороны они же задаются вопросом: «Разве любая критика Израиля относится к антисемитизму»? По их мнению, в докладе как раз говорится о том, что критика Израиля имеет антисемитский характер даже в том случае, когда она заключается в несправедливом изъятии Израилем земель у палестинцев. А они считают, что критика Израиля приобретает антисемитский характер не тогда, когда затрагивает политику израильского правительства, а в случаях, когда выражает сомнения относительно существования Государства Израиль или стереотипы и враждебные взгляды по отношению к евреям (в связи с Государством Израиль). И вообще, «поведение евреев нельзя воспринимать как причину антисемитизма, но вот поведение еврейского государства – следует воспринимать именно так. Политика Израиля способствует раскрытию потенциала спящего антисемитизма. Ответственное израильское правительство должно учитывать интересы евреев диаспоры».

Логика такова: если Израиль покинет Иудею и Самарию, в Германии больше не будет антисемитизма. «Если сегодня в Германии существует антисемитизм, это происходит потому, что израильское правительство ему потворствует. Те (израильское правительство), которые предостерегают  от антисемитизма в Германии и Европе, наносят ущерб борьбе с антисемитизмом».

Когда Штайн был послом Израиля в Германии, он столкнулся с решением ЕС отложить отчет о волне антисемитизма в Европе во время второй интифады (2000 – 2005 гг.). Доклад, в котором впервые рассматривался антисемитизм среди иммигрантских мусульманских общин, был подготовлен экспертами Центра изучения антисемитизма в Берлинском техническом университете. Официальные лица в Брюсселе были недовольны тем, что арабо-израильский конфликт был представлен как причина антисемитизма в мусульманских общинах Европы. В Израиле их интерес видели в том, чтобы конфликт оставался чисто политическим вопросом, ответственность за который несет исключительно Израиль.

В тот период стояла задача заставить функционеров ЕС понять сложность проблемы. Группа организаций решила выработать четкое определение тому, что является антисемитизмом, чтобы у властей в различных европейских странах появилась возможность определить круг работ, направленных на образовательную, политическую, правовую и полицейскую борьбу с этим явлением. Но поскольку авторы этого определения включили в него пять положений, в которых было указано, какую критику Израиля можно считать антисемитской, ЕС отказался принять это определение.

Однако давление организаций, особенно еврейских, на принятие этого определения не прекратилось, поскольку нельзя бороться с антисемитизмом, не понимая, что такое антисемитизм. Как бы то ни было, Международный альянс в память о Холокосте в составе 31 страны, большинство из которых являются членами ЕС, принял «Рабочее определение антисемитизма». Под определение антисемитизма подпадают: обвинения евреев или Израиля в придумывании Холокоста или преувеличении его масштабов; утверждения о том, что Государство Израиль является расистским образованием; применение двойных стандартов по отношению к Израилю, требование к нему действовать иначе, чем в аналогичных ситуациях действуют другие демократии; использование символов и образов, связанных с «классическим антисемитизмом», для характеристики Израиля или израильтян (как например, убийцы Иисуса Христа); сравнение Израиля с нацистской Германией.

Парламенты разных стран, в т.ч. в ЕС последовали Международному альянсу в память о Холокосте и приняли рабочее определение. Немецкий Бундестаг этого не сделал. В Израиле это было воспринято так, что вместо объяснения характера новой разновидности антисемитизма немецкой общественности, немецкое политическое медиа-сообщество пыталось легитимировать демонизацию Израиля, усиливая одностороннюю критику еврейского государства и игнорируя обстоятельства, которые побудили его правительство принять те или иные политические меры. Решение общественных телеканалов в Германии и Франции отложить показ документального фильма о масштабах антисемитизма в Европе, который детально описывал влияние ближневосточного конфликта на антисемитизм и поддержку Европой палестинского антисемитизма, в Израиле было воспринято как продолжение политики отрицания проблемы антисемитизма.

Как и многие другие организации в Германии, Die Zeit также имеет свой собственный фонд, который способствует распространению знаний и ценностей среди широкой общественности. В 2001 году этот Фонд открыл Институт исследований современной немецкой истории и общества имени Герда Буцериуса в Хайфском университете. Как сообщается в израильских СМИ, через Институт немцы переводят средства на счет Хайфского университета с целью оказания влияния на содержание учебных программ в соответствии с интересами Германии, например, включая элементы релятивизации Холокоста, или сравнение нацистской Германии с сегодняшним Израилем. Утверждается, что аналогичная деятельность ведется в других исследовательских центрах, финансируемых немецкими донорами в академических учреждениях Израиля.

В интервью The Times of Israel Феликс Кляйн сказал, что рост антисемитского насилия в последнее время на улицах Германии связан с «брутализацией немецкой политической культуры». Кляйн, который в отличие от Штайна и Циммермана не является евреем,  считает антисемитскими призывы к бойкоту Израиля и осуждения страны как «государства апартеида». С другой стороны, по его мнению, крайне правая националистическая партия «Альтернатива для Германии» (AfD), избегаемая Иерусалимом и организованной еврейской общиной Германии, хоть и имеет спорные взгляды на период нацистской Германии, тем не менее, в целом не может считаться антисемитской.

На вопрос о том, может ли еврей в современной Германии без колебаний надеть кипу, Кляйн ответил: «В принципе, да. Но не всегда. Евреи, как правило, чувствуют себя в безопасности на улицах Германии. Но они должны быть бдительными, быть всегда  настороже. Каждый должен оценивать риски для себя самостоятельно, т.к. опасность существует». Хотя в Германии пока еще есть возможность публично показать свое еврейство.

За несколько дней до интервью с Кляйном (от 25.04.2018) в Берлине был избит израильтянин в кипе человеком, который при нападении кричал «яхуди» (еврей) . Жертва, Адам Армуш, 21-летний араб-израильтянин,  надел кипу ради эксперимента, пытаясь переубедить своего друга, который считал, что носить кипу в общественном месте является опасным занятием.

В ответ на этот инцидент, а также на другие антисемитские нападения в течение последних нескольких месяцев, лидер еврейской общины Германии Йозеф Шустер посоветовал евреям не носить кипы в крупных городах. Некоторые религиозные деятели на это предупреждение отреагировали однозначно – сокрытие еврейства будет только играть на руку антисемитам.

25 апреля еврейская община в некоторых городах, а также в столице Германии провела акцию протеста под лозунгом «Берлин носит кипу» перед центром еврейской общины на Фассенштрассе, к которой присоединились немцы. Шустер призывал покончить с ложной терпимостью и обеспечить «100-процентное уважение евреям, мусульманам, иностранцам, гомосексуалам и людям всех цветов кожи».

Теперь, помимо президента Центрального совета евреев в лице Й.Шустера, у еврейской общины появился Феликс Кляйн, который и ранее занимался в МИДе Германии отношениями с еврейской общиной страны. В его функции входило также представительство Берлина в американо-еврейских группах или на Всемирном Форуме памяти Холокоста. Его нынешняя работа заключается в координации различных усилий правительства по борьбе с антисемитизмом и решением проблем, с которыми сталкивается  еврейская община в Германии.

Назначение Кляйна на его новую должность соответствовало рекомендациям еврейской общины Германии и получило широкое признание, а также одобрение со стороны посла Израиля в Германии Джереми Иссахарова и координатора ЕС по борьбе с антисемитизмом Катарины фон Шнубейн.

Кляйн не отрицает, что в настоящее время ситуация с антисемитскими настроениями в Германии не выглядит позитивной, т.к. антисемитизм присутствует не только на периферии, но и в центре Германии. Нетерпимость исходит не только от лиц крайне правых взглядов, но все чаще от мусульман. Причем наметилась тенденция, которая заключается в том, что антисемитизм выражается все более открыто и бесцеремонно, что, в свою очередь, он связывает с общим огрублением политической культуры.

В том, что ситуация ухудшилась, есть много причин. Кляйн не отрицает, что одна из них – приток в 2015 году около миллиона преимущественно мусульманских беженцев и мигрантов с Ближнего Востока. Однако еврейские учреждения нуждались в защите полиции еще до 2015 года. Дипломатично высказываясь относительно решения своего правительства принять миллион мусульманских беженцев, Кляйн полает, что антисемитизм не обязательно связан с той или иной религией или этнической принадлежностью, а скорее с образованием. По его словам, «мусульманские школьники реагируют на изображение ужасов Холокоста точно так же, как это делают христиане или неверующие».

Немецких евреев беспокоит не только арабский и мусульманский антисемитизм, но и популярность националистической «Альтернативы для Германии», разделяющей в т.ч. традиционный правый антисемитизм. Кляйн отказался комментировать политику правительства Израиля, которая заключается в игнорировании AfD, которая в настоящее время является третьей по величине фракцией в Бундестаге.

Кляйн считает, что границы между законной критикой Израиля и антисемитизмом иногда трудно определить. Однако утверждение, что Израиль – «государство апартеида» – является антисемитским, поскольку оно приравнивает израильскую демократическую систему к незаконным режимам. По словам Кляйна, антиизраильское движение «Бойкот, изоляция и санкции» (BDS) также относится к этой категории. Хотя из-за немецкого законодательства нелегко объявить его незаконным. Руководители BDS точно знают, как действовать, чтобы избежать запрета. Но в Германии есть некоторые муниципалитеты, которые больше не предлагают свои помещения для групп, связанных с движением BDS.

При этом Кляйн допустил, что не все, что делает BDS, обязательно носит антисемитский характер. «Они также указывают на проблемы, касающиеся обращения израильского правительства с палестинцами». Он считает, что «тем, кто действительно хочет помочь палестинцам,  не следует напирать на их антисемитизм, но больше сосредоточиться на фактах. Так происходит с движением BDS – основным долгом считается осуждение их антисемитской риторики, что мешает перейти к политическим дебатам по существу – к содействию законным интересам палестинцев»[ii].

Относительно Феликса Кляйна необходимо понимать, что это, прежде всего, немецкий чиновник, который сначала занимает пост в правительстве, а потом уже симпатизирует Израилю. Проблема антисемитизма в Германии, как и в остальных странах ЕС не только существует, но и с каждым днем ухудшается, какими бы объяснениями и оговорками ее не пытались заретушировать. Представляется, что в складывающихся условиях лидеры еврейской общины Германии либо недостаточно четко осознают угрозу, либо не понимают какие шаги им предпринять. В любом случае, наличием официального лица в германском правительстве, отвечающего за борьбу с антисемитизмом, необходимо еще суметь воспользоваться в интересах еврейской общины Германии.

[i]                       Израильтяне, которые оправдывают антисемитизм в Германии // Mida. 19.06.2017. URL: https://mida.org.il/2017/06/19/הישראלים-שמלבינים-את-האנטישמיות-הגרמ/ (на иврите)

[ii]                     Германский антисемитистский царь соглашается с тем, что ношение кипы в публичном месте может быть небезопасно // The Times of Israel. 25.04.2018. URL: https://www.timesofisrael.com/germany-gets-first-anti-semitism-czar-as-it-grapples-with-how-to-keep-jews-safe/?utm_source=The+Times+of+Israel+Daily+Edition&utm_campaign=14b41937b8-EMAIL_CAMPAIGN_2018_04_25&utm_medium=email&utm_term=0_adb46cec92-14b41937b8-55944961 (на англ. яз.)

62.87MB | MySQL:102 | 0,509sec