О предвыборной ситуации в Ираке

Высшая независимая избирательная комиссия Ирака дала разрешение более 47 тыс. бойцам народного ополчения («Аль-Хашд аш-Шааби»), подавляющее большинство которого составляют мусульмане-шииты, проголосовать на предстоящих парламентских выборах вместе с сотрудниками национальных сил безопасности. Об этом, как передал новостной портал «Элаф», сообщил в воскресенье официальный представитель иракского избиркома Карим ат-Тамими. «Избирательная комиссия разрешила 47,5 тыс. ополченцам из отрядов «Аль-Хашд аш-Шааби» проголосовать в те же самые дни, которые были специально отведены для участия в выборах сотрудникам структур безопасности страны, то есть в ближайшие четверг и пятницу, 10 и 11 мая», — отметил ат-Тамими. По его словам, «для бойцов народного ополчения будут открыты специальные участки, чтобы они могли проголосовать, не покидая своих боевых постов». Он пояснил, что в специально отведенные два дня вместе с силами безопасности смогут принять участие в выборах не все ополченцы. Это связано с тем, добавил представитель избиркома, что «многие отряды «Аль-Хашд аш-Шааби» еще не закончили специальную процедуру структурного оформления» и комиссия не имеет точных данных о многих участниках народного ополчения». К.ат-Тамими также сообщил, что в течение двух специальных дней, обозначенных для участия в выборах представителей силовых структур страны, смогут проголосовать 940 тыс. человек. Боевые подразделения шиитского ополчения в настоящее время насчитывают около 100 тыс. бойцов. Выборы в Совет представителей (парламент) Ирака должны состояться в ближайшую субботу, 12 мая. Согласно данным Высшей независимой избирательной комиссии, свои кандидатуры для участия в них выдвинули около 7 тыс. человек. В общей сложности подготовлено 88 избирательных списков, на места в 328-местном парламенте претендуют представители 320 партий, политических альянсов, а также независимые кандидаты. В прошлых выборах в законодательный орган республики, состоявшихся в 2014 году, участвовали 9 тыс. человек.

В этой связи отметим несколько важных моментов.

  1. Разрешение избирательной комиссии означает только частное выполнение требований и пожеланий Тегерана по полной политической инкорпорации лояльных себе «Аль-Хашд аш-Шааби» в политическую архитектуру страны. Пока иранцам удалось добиться окончательного оформления этого формирования как новой политической партии страны и ее окончательной инкорпорации в военную структуру государства. При этом основная цель всех этих маневров, главным архитектором которых является командующий силами «Кудс» КСИР генерал  К.Сулеймани, заключается в доведении до логического конца процесса превращения «Аль-Хашд аш-Шааби» в полноценный аналог ливанской «Хизбаллы» с соответствующим уровнем политического и военного доминирования. Только такая схема, по оценке иранцев, способна гарантировать физическое и политическое выживание шиитов Ирака.
  2. Багдад, который в данном случае испытывает большой прессинг со стороны Тегерана, пошел только на полумеры в этом направлении. И в данном случае на это есть несколько причина, главной из которых является опасение значительной части шиитской элиты Ирака в установлении через эту процедуру практического полного политического влияния на ситуацию в стране со стороны Ирана. И основными оппонентами такого сценария в Ираке помимо того же М.ас-Садра и А.аль-Хакима, надо полагать самого иракского премьер-министра Х.аль-Абади и духовного лидера иракских шиитов аятоллу А.ас-Систани. Решение Багдада наконец-то завершить полную инкорпорацию проиранских ополченцев в иракскую армию в начале этого года преследовало две цели. Во-первых, удовлетворить требование Тегерана и тем самым заручиться его поддержкой для переизбрания Х.аль-Абади на пост премьера. Во-вторых, поставить эти формирования на государственное снабжение с целью постепенного перетягивания их из зоны иранского влияния за счет финансовых рычагов. При этом нынешнее решение избиркома о частичном допуске ополченцев к выборам говорит о том, что шиитская элиты Ирака не готова к факту полного политического доминирования Ирана в законодательном органе страны.   Условия такой сделки между Х.аль-Абади, которого поддерживает неформально А.ас-Систани, и иранцами стали очевидны еще в январе с.г., когда под эгидой премьера была сформирована   коалиция «Наср» («Победа») для участия в парламентских выборах. Еще ранее иракский премьер официально объявил о договоренности с Хади аль-Амири — командиром бригады «Бадр», входящей в состав «Аль-Хашд аш-Шааби». Помимо представителей ополчения в коалицию вошло ряд руководителей партии «Исламский призыв», партия независимых во главе с экс-министром нефти Хусейном аш-Шахристани, а также движение реформистов, ведомое министром иностранных дел Ибрагимом аль-Джаафари. Кроме того, о лояльности коалиции Х.аль-Абади объявил ряд суннитских партий. Это решение для Х.аль-Абади было вынужденным. Он явно не дотягивал до абсолютного большинства в будущем парламенте без такого альянса с иранцами. И с большой долей вероятности оставался в таком случае один на один со своим злейшим оппонентом среди шиитов в лице командующего «Армией Махди» М.ас-Садром. Муктада ас-Садр неоднократно в минувшие годы высказывался против политики действующего премьера, обвиняя его в неспособности провести реформы и искоренить коррупцию. Проповедник организовывал многотысячные антиправительственные демонстрации в центре Багдада, нередко перераставшие в беспорядки. С победой над террористической группировкой «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ) М.ас-Садр выступил в поддержку Х.аль-Абади и его курса, но это предложение о коалиции было премьером отвергнуто в конце концов. В частности, М.ас-Садр  высказался за разоружение неправительственных формирований и призвал исключить участие «Аль-Хашд аш-Шааби» в предстоящих выборах. В этой связи отметим самую главную причину недовольства М.ас-Садра: Тегеран в конечном счете решил не привлекать его к участию в коалиции, которая с большей долей вероятности победит на предстоящих выборах. Причем, получив в парламенте Ирака, если не подавляющее большинство  депутатских мандатов, то вполне достаточное для того, чтобы правительство могло проводить свои законопроекты через высший орган законодательной власти страны без особых волнений. Создание и нынешнее частичная пока легализация  партии «Аль-Хашд аш-Шаааби», на которую Тегерана не только делает ставку в рамках своего присутствия в Ираке, но и самым прямым и непосредственным образом финансирует и тренирует бойцов этого формирования, рассматривается М.ас-Садром прежде всего как создание мощного конкурента на «шиитском поле». Это обстоятельство может поставить «крест» на всех попытках М.ас-Садра получить в будущем парламенте количества мандатов, достаточного для влияния на работу будущего кабинета министров. А это его основная цель, которую он сначала пытался решить путем организации два года назад кампании неповиновения, а сейчас — через победу на выборах. Рискнем сейчас предположить, что при нынешнем положении дел эта цель М.ас-Садра становится неосуществимой. Отсюда и раздражение. Почему иранцы, несмотря на попытки достигнуть компромисса во время  переговоров с эмиссарами М.ас-Садра в начале года в Бейруте, все-таки отказались  от идеи включать его в будущую правящую коалицию? Прежде всего, потому что Х.аль-Абади и М.ас-Садр, а также руководство «Аль-Хашд аш-Шааби» являются ярыми антагонистами, и каким-то образом сблизить их позиции у иранцев просто не вышло. В этой ситуации они приняли решение поддержать уже «устоявшегося» Х.аль-Абади под условие его блокирования с создаваемой ими в Ираке аналогом ливанской «Хизбаллы» в лице «Аль-Хашд аш-Шааби». И соответственно допуска этого ополчения на первые роли в рамках зачистки нефтеносного Киркука. М.ас-Садр сотрудничать с ним не захотел, прекрасно понимая, что в случае реализации этого проекта ему уготована второстепенная роль. Но в данном случае важен и факт того, что Х.аль-Абади и аятолла А.ас-Систани пытаются балансировать  между двумя этими угрозами, и стараются при этом не свалиться в окончательную зависимость от Ирана. Отсюда и отказ реформировать классическую армию, на чем настаивал К.Сулеймани, и тем самым сохранение еще одного центра силы в противовес. проиранским формированиям. И нынешний ограниченный допуск проиранских ополченцев к голосованию. И наконец, участие совместно с американцами в ликвидации оплотов суннитского недоговороспособного сопротивления на севере Сирии с отказом иранцам в их требовании поставить вопрос о безусловном выводе американского контингента из Ирака.
55.74MB | MySQL:116 | 0,797sec