О влиянии предвыборной кампании на действия Турции в Сирии

Турция продолжит операции в Ираке и Сирии для полного устранения угрозы террористов у своих границ. Об этом, как сообщило Анатолийское агентство, заявил в воскресенье президент страны Реджеп Тайип Эрдоган, говоря о приоритетах на президентских и парламентских выборах 24 июня. Он выступил перед представителями правящей в Турции Партии справедливости и развития (ПСР). «Турция не остановится и продолжит операции в регионе до тех пор, пока не будет уничтожен последний террорист на территориях от Айн-эль-Араба до Хасеке на севере Сирии, от Синджара до Кандиля в Ираке», — сказал Эрдоган. Президент Турции пояснил, что за антитеррористическими операциями «Щит Евфрата» и «Оливковая ветвь» в Сирии последуют новые. Эрдоган также сообщил, Анкара предпримет все необходимые шаги по полному устранению угрозы террористов у своих границ, передает агентство. Кроме того, Эрдоган упомянул о значимости развития оборонпрома Турции. «Сильная держава должна производить собственное оружие. Наглядным примером тому служат танк ALTAY («Алтай»), вертолеты ATAK («Атак») и ударные беспилотники турецкого производства», — сказал президент Турции.  Все эти высказывания надо с полным основанием в большей степени отнести к перевыборной риторике с упором на чисто националистический аспект. Именно в националистическом сегменте электората собственно сейчас разворачиваются основные баталии и комбинации в рамках предстоящих досрочных выборов, поскольку основной конкурент ПСР и блокирующейся с ней Партии националистического движения в лице Хорошей партии сумел очень уверенно на сегодня перехватить инициативу именно в этой страте избирателей. То есть сделала фактически невозможное: объединила под своими знаменами недовольных из проамериканских и прозападных слоев турецкого общества и националистов. И собственно ровно этот момент вынудил Р.Т.Эрдогана идти на досрочные выборы. Отсюда и его риторика. В том числе и по вопросу успехов национального оборонпрома, которые на деле не так успешны. Собственно дефицит турецкой армии в новых средствах вооружения (и особенно в области оснащения ударными вертолетами, противоминными бронеавтомобилями и дронами) до сих определяет в значительной степени ее способность реально проводить широкомасштабные наступательные операции на севере Сирии.

Напомним, Генштаб турецких ВС объявил 20 января 2017 года о начале операции «Оливковая ветвь» против курдских организаций, которые Анкара считает террористическими, а также других экстремистских группировок, в том числе «Исламского государства» (ИГ, запрещена в России). Первая фаза операции «Щит Евфрата» длилась с конца августа 2016 года по март 2017 года. Она проводилась при поддержке турецких ВВС и бронетехники силами сирийской оппозиции, преимущественно группировки Сирийская свободная армия (ССА). В результате под контроль оппозиции была передана созданная де-факто зона безопасности в приграничном регионе между городами Аазаз и Джараблус, а также взят Африн. При этом обратим внимание, что в последнем случае этот успех был обеспечен в результате сочетания двух основных факторов.

  1. Отказ американцев обеспечивать переброску курдских отрядов из региона восточнее Евфрата и соответственно боеприпасов. Ровно по той причине, что таким образом оголялся более важный для США участок восточнее Евфрата и создавалась реальная угроза инфильтрации туда проправительтвенных сил.
  2. Это позиция Москвы и Тегерана, которые, цинично говоря, грамотно разменяли Африн на Восточную Гуту в рамках содействия Анкары по выводу протурецких боевиков оттуда с одновременным обязательством не поддерживать воюющих в Африне курдов.

Мы снова акцентировали на этом внимание  именно по той причине, что от этих двух моментов напрямую зависят дальнейшие перспективы  турецкой военной операции на севере Сирии. Для этого прежде всего необходима убедительная победа Р.Т.Эрдогана на предстоящих выборах. Мы сейчас говорим о таком перевесе в парламенте, который бы позволил ПСР принимать самостоятельно основные решения. В противном случае такие операции будут сдерживаться позиций оппонентов Р.Т.Эрдогана. Причем не принципиально в рамках необходимости их поведения, а в рамках выбора союзников для достижения этих целей. В случае победы Р.Т.Эрдогана перед ним встанет дилемма. Либо он должен идти на прямое столкновение с США в Сирии и продвигаться вперед силами протурецких повстанческих группировок, ставя их автоматически под удары проамериканской коалиции. Либо договариваться с Москвой и Тегераном по вопросу оставления ими позиций в курдских районах на севере Сирии в пользу все тех же лояльных Турции групп. И тот, и иной вариант развития событий фактически мало реализуемы. При этом во втором случае возможны компромиссы только исключительно применительно к разделению сфер влияния в Идлибе и размежевания протурецких групп сопротивления и откровенных просаудовских джихадистов. И Анкара будет делать основной упор в среднесрочной перспективе именно на этом аспекте своего присутствия в Сирии, а не на осмысленной деятельности в рамках продолжения собственно антикурдской активности. Такой вариант оставляет на плаву формат переговоров в Астане на среднесрочную перспективу, как единственный вариант для турок решить вопрос Идлиба. И под этим предлогом  Москва и Тегеран будут наращивать свои усилия в рамках подвижек Анкары для продолжения ими практики содействия выводу боевиков из зон деэскалации в центре и на юге Сирии. Пока такая схема взаимодействия особенно явно видна в столичном регионе, где заканчивается зачистка основных оплотов боевиков. Завершается вывод боевиков экстремистской группировки «Джейш аль-Ислам» из южных кварталов Дамаска, в том числе из Мухайям эль-Ярмук, передает в понедельник корреспондент ТАСС с места события. Вывод боевиков и членов их семей проводится в рамках достигнутых договоренностей российским Центром по примирению враждующих сторон. Экстремисты сдают оружие и свои боевые позиции в этой части города силам законного правительства Сирии. Перед отправкой боевиков на север Сирии в провинцию Идлиб, автобусы с ними были досмотрены силами армии Сирии и военной полиции России. Турки не просто так концентрируют свои  силы в Идлибе за счет эвакуации лояльных себе сил из остальных частей Сирии: им предстоит серьезная борьба с просаудовскими группами там. И рискнем предположить, что в самом скором времени оставшиеся в Ярмуке боевики «Джебхат ан-Нусры» последуют их примеру.

62.82MB | MySQL:102 | 0,628sec