Сотрудничество и соперничество стран-членов ССАГПЗ в Африке

Растущие экономические связи будут оставаться главной составляющей политики со стороны   государств-членов Совета сотрудничества стран Персидского залива (ССАГПЗ) по отношению к африканскому континенту на среднесрочную перспективу. Такой основной вывод американских аналитиков известной исследовательской группы «Стратфор». При этом они отмечают, что  попытки Турции укрепить свои экономические и политические связи с Африкой в рамках кампании по расширению своего глобального влияния будут конкурировать с усилиями Объединенных Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии в ряде областей. Соперничество между членами ССАГПЗ и другими региональными державами разыграется по всей Африке, осложняя усилия блока стран Персидского залива по укреплению связей в области безопасности с государствами континента. Такой вывод делается в том числе и по причине  чистой географии. Прилегающий к континенту и отделенный от него только Красным морем Аравийский полуостров имеет особенно сильное влияние в Африке, которое многие страны региона стремятся  расширить. Государства, входящие в состав ССАГПЗ, за последнее десятилетие значительно расширили свои экономические и политические связи на всем континенте. Для членов блока — и особенно для трех самых мощных стран — Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и Катара — Африка является ключевым компонентом по осуществлению более агрессивной  внешней политики. Прежде всего для усиления своего влияния на континенте в рамках расширения числа своих торговых партнеров на континенте  и превращения СССАГПЗ в весомого игрока в Африке. При этом  Африка  станет площадкой для конкуренции не только между собственно членами ССАГПЗ, но и со стороны Турции и Ирана. В этой связи отметим, что нельзя рассматривать ССАГПЗ как монолитный блок, который будет выступать в качестве солидарной силы в этом процессе. Надо отдавать себе отчет в том, что говорить надо о конкуренции на африканской площадке между  некими связками, которые к единой позиции ССАГПЗ отношения не имеют.  Это прежде всего ОАЭ-АРЕ, Катар-Турция, КСА и Иран. И все эти силы будут конкурировать прежде всего между собой, поскольку имеют совершенно разное представление о целях своего проникновения на Африканский континент. Для ОАЭ-АРЕ, Катара-Турции — это прежде всего закрепление в рамках создания своих военных баз на побережье Индийского океана с менее активным проникновением на запад континента. Такая тактика определяется решением основной задачи — установление своего контроля над основными путями морской логистики и портовыми мощностями в этом регионе, поскольку именно этот фактор является ключевым для экономик этих стран. На Западе континента такое проникновение в основном определяется инвестициями  в сфере телекоммуникаций и инфраструктуры логистики. И, конечно, чуть ли не самым главным направлением такой конкуренции остается Магриб, и прежде всего Ливия.

На сегодня  основой отношений ССАГПЗ с Африкой сегодня является торговля. По данным Дубайской торговой палаты, в период с 2007 по 2017 год государства-члены вложили в африканские компании около 30 млрд долларов. Только в Объединенных Арабских Эмиратах в настоящее время насчитывается более 10 000 африканских компаний, а другие государства ССАГПЗ — Саудовская Аравия, Катар, Оман, Кувейт и Бахрейн — также установили торговые связи с континентом. Африканские торговые фирмы в своем большинстве завязаны  на превосходную портовую инфраструктуру в государствах ССАГПЗ для экспортных и импортных целей.  Помимо этого африканский рынок для стран Персидского залива играет важную роль в рамках диверсификации своей экономики, которая продолжает оставаться зависящей в основном от углеводородов. Саудовская Аравия заключила телекоммуникационные контракты со странами Африки к югу от Сахары, иногда в сотрудничестве с китайскими компаниями. Хотя Катар также имеет телекоммуникационную компанию, работающую в Африке — отрасль облегчает мобильный банкинг и финансы, он также уделяет большое внимание реализации на континенте проектов  в культурной и туристической сферах. Оман использует свои исторические связи с Восточной Африкой для увеличения объемов своих инвестиций и торговли с Танзанией, надеясь использовать эти инвестиции для поддержки таких важных секторов, как туризм и воздушные перевозки.  Объединенные Арабские Эмираты прежде всего решает задачу по участию в проектах по развитию логистики и портовых мощностях в рамках операций экспорта-импорта. Прежде всего, в Руанде, Эритрее, Джибути и Сенегале. Сельское хозяйство — это еще один приоритетный сектор для аравийцев, поскольку они  импортируют от 80 до 90 процентов продовольствия, потребляемого их быстро растущим населением. С 2008 года члены ССАГПЗ заключили многочисленные стратегические соглашения в этой сфере с такими африканскими государствами, как Судан, Марокко, Мали, Мозамбик, Танзания и Мавритания. При этом упор делается на приобретении пахотных земель.  Например, одна эмиратская компания в настоящее время пытается приобрести около 1 млн гектаров  пахотных земель в Судане, с тем чтобы добавить к ним примерно 160 000 гектаров, которыми она уже владеет.

По мере расширения своих экономических связей с Африкой страны Персидского залива столкнутся, по оценке американцев,  с определенной конкуренцией на континенте, главным образом со стороны Турции. Снова повторим, что в данном случае турки работают в тандеме с катарцами.  Турция сейчас  постоянно расширяет свою собственную сеть проектов в Африке, используя свой опыт в строительстве, финансировании развития и образовании. И в основе таких усилий — снижение уровня присутствия КСА в этой сфере, и, если еще шире, борьба за влияние среди суннитского населения Африки.  С нынешним количеством проектов и институтов на континенте Анкара уже сейчас соперничает с Эр-Риядом за звание бесспорного лидера африканских суннитов.  Это происходит на фоне аналогичных усилий главного конкурента КСА и ОАЭ в лице Катара.  Визиты катарского эмира в Сенегал, Гвинею, Гану и Кот-д’Ивуар в декабре 2017 года стали недвусмысленным доказательством того, что Доха пытается увеличить свои прямые инвестиции по всей Африке, чтобы бросить открытый вызов Саудовской Аравии. По мере того как спор Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов с Катаром будет продолжаться, каждая сторона будет продолжать использовать свои связи с Африкой для подрыва уровня влияния другой. Одной из составных частей стратегии стран ССАГПЗ на континенте является обеспечение безопасности и заключение военных сделок. Переговоры между Африканским союзом и блоком ССАГПЗ, начавшиеся в 2013 году, привели к подписанию соглашений об углублении сотрудничества в области безопасности. Но развиваются и двусторонние связи в этой сфере.  Объединенные Арабские Эмираты, Турция и АРЕ  предложили поддержку федеральным войскам в Сомали. Катар планирует построить военную базу в Уганде. ОАЭ уже имеет такую базу в Сомалиленде и Эритрее. ОАЭ и КСА поддержали усилия в рамках антитеррористической операции в зоне Сахеля странами «африканской пятерки», выделив на эти цели 130 млн долларов.  Но эта сфера в основном остается вторичной и локальной для каждой из стран, если мы говорим о глобальной картине экономической экспансии стран-членов ССАГПЗ в Африку.

62.83MB | MySQL:102 | 0,478sec