Реакция стран Аравийского полуострова на удар изральских ВВС по иранским целям в Сирии

Можно c уверенностью утверждать, что недавнее заявление президента США Дональда Трампа о выходе его страны из «ядерного соглашения» с Ираном (договор JCPA) создала абсурдную в каком-то смысле политическую ситуацию: Саудовская Аравия, Бахрейн и Объединенные Арабские Эмираты вместе с номинально остающимся их врагом Израилем поддержали этот шаг Соединенных Штатов, а вот западные державы — Великобритания, Франция и Германия, рассматривающие себя в качестве друзей еврейского государства, вместе с Россией и Китаем выступили против него. Саудовский политический комментатор Абд ар-Рахман ар-Рашд справедливо написал по этому повод, что «европейские государства заинтересованы в соглашении с Ираном. Их вообще не интересует цена, которую платят за это соглашение государства региона. Им (европейцам – В.Ч.) следует выбрать, с нами они или же с Ираном».

Однако получается так, что, прежде всего, выбор надо сделать арабам-суннитам, выбор между тем же угрожающим их безопасности Ираном, пусть шиитским, но все-таки мусульманским, и еврейским Государством Израиль, оказавшимся в нынешней ситуации их союзников по принципу «враг моего врага – мой друг». Неделю назад, еще до заявления  президента Дональда Трампа о выходе США из «ядерного соглашения» отставной высокопоставленный офицер разведки Саудовской Аравии Анвар Ашаки, занимающийся сейчас стратегическими исследованиями и политической аналитикой, написал  на своей странице в Твиттере, что с точки зрения саудовцев Израиль только «находится на подозрении, что он враг, а Иран – их враг наверняка». В подтверждение этого своего утверждения он напомнил о том, что Израиль не выпустил по Саудовской Аравии ни единой пули в то время, как Иран постоянно посылает на Саудовскую Аравия и даже на расположенный на ее территории священный для мусульман город Мекка баллистические ракеты, используя для этого йеменских шиитских повстанцев-хоуситов. В продолжение своего поста Анвар Ашаки подчеркнул, что он в принципе не отвергает возможности сотрудничества с Израилем на тех или иных условиях. В ответ последовали возмущенные отклики со всего арабского мира, согласно которым еврейское государство было и остается главным врагом арабской нации.

Мощным доводом против сближения с Израилем является общеарабская солидарность с палестинскими арабами и их борьбы против «сионистской агрессии».  Однако саудовские политические комментаторы уже давно утверждают во всех СМИ, что палестинский вопрос превратился в пропагандистский инструмент Ирана, используемый им в арабской прессе. По их утверждению, Иран не только никак не способствовал решению этой проблемы, но и напротив, нанес колоссальный ущерб палестинскому делу тем, что вооружил и продолжает вооружать ХАМАС. В качестве противовеса они подчеркивают, что Саудовская Аравия предприняла реальные шаги для решения проблемы палестинских арабов тем, что она выдвинула уже два десятилетия назад свой план всеобщего мирного урегулирования на Ближнем Востоке.

Похоже, что такой устоявшийся за долгие десятилетия в арабском мире взгляд на еврейское государство как на врага по определению постепенно становится все более спорным. Одним из последних бросающихся в глаза проявлений этой перемены стал тот факт, что министр иностранных дел островного Королевства Бахрейн шейх Халид бен Ахмед аль-Халифа (член королевской семьи) опубликовал в четверг на своей странице в Твиттере пост, согласно которому, «покуда Иран нарушает статус-кво в (Ближневосточном – В.Ч.) регионе, и наводняет (другие – В.Ч.) государства своими войсками и ракетами, право каждого государства региона, включая Израиль, защищаться и уничтожать источники угрозы».

Данное заявление главы бахрейнского МИДа последовало после того, как было сообщено о том, что ЦАХАЛ атаковал 50 иранских военных целей на территории Сирии. Это был ответ израильтян на обстрел иранцами с сирийской территории израильских военных объектов на Голанских высотах (следует отметить, что из 20 выпущенных иранцами ракет не одна не попала цель. Часть из них упали поблизости от израильской границы на сирийской территории. Другие были сбиты израильской противоракетной системой «Железный купол»). В свою очередь обстрел иранцами позиций ЦАХАЛа стал ответом на предыдущие атаки ВВС Израиля против иранских военных целей на территории Сирии в духе неоднократных заявлений военно-политического руководства еврейского государства о том, что ЦАХАЛ не позволит Ирану превратить Сирию в свой передовой форпост против Израиля.

Удары ЦАХАЛа по иранцам были восприняты обозревателями арабских суннитских СМИ положительно, если не сказать восторженно. Так, базирующийся в Катаре и популярный во всем арабском мире телевизионный канал «Аль-Джазира» сообщил своим зрителям о «дожде из израильских ракет, обрушившимся на иранские базы в Сирии». А обозреватели новостного саудовского телевизионного канала «Аль-Арабия» заявили, что речь идет «самом мощном ударе, который Израиль когда-либо наносил по сирийской земле». При этом было особо подчеркнуто, что «целью этого удара стали иранские радары и склады оружия».

Поскольку генеральный секретарь ливанской «Хизбаллы» шейх Хасан Насралла уже успел заявить, что в Сирии закончилась война между поддерживаемой Ираном «Хизбаллой» и поддерживаемыми Саудовской Аравией и Израилем суннитскими повстанцами и начинается война непосредственно между Израилем и Ираном, обозреватели саудовских СМИ сделали вывод, что Ирану придется в одиночку противостоять Израилю в этой войне. Политический комментатор находящей в собственности саудовского принца Халида бен Султана аль-Сауда популярной арабской газеты «Аль-Хаят» Рази Дахман написал в четверг, что Израиль постепенно сводит на нет все военные достижения Ирана в Сирии, потому что ему необходимо уничтожить иранские силы в окрестностях Хомса и Дамаска прежде, чем они будут переброшены в район Кунейтры, непосредственно к границе с Израилем на Голанских высотах.

Саудовский политический комментатор Мухаммед аль аш-Шейх заявил по поводу идеологического неприятия лидерами Исламской революции факта существования независимого еврейского государства следующее: «Аятоллы должны пробудиться от своего безумного мессианского сна и осознать, что окончилась эпоха войн джихада, набегов и завоеваний и экспорта революций. Иранское руководство должно осознать, как это сделал наследник саудовского престола (Мухаммед биен Сальман– В.Ч.), потому что мы живем в ХХI веке, и следует действовать ради молодежи и прогресса. Аятоллы должны вернуться в свое естественное место – в мечети – и дать политикам заниматься политикой».

В заключение следует напомнить о том, что наследный принц и фактический правитель Саудовской Аравии Мухаммад бен Сальман несколько раз за последнее время называл верховного духовного лидера Ирана аятоллу Али Хаменеи «новым Гитлером», имея в виду его призывы уничтожить еврейское государство. В данном контексте уместно упомянуть и о том, что, несмотря на очевидное сближение между Саудовской Аравией и Израилем, в израильских СМИ писали по поводу этих заявлений саудовского наследного принца, что он делал их «не из любви к Мордехаю, а из ненависти к Аману». Данная еврейская поговорка, базирующаяся на сюжете библейской книги Эсфири, подразумевает, что дело тут не в сочувствии еврейскому народу (Мордехаю), а в наличии у саудовцев на данном этапе общего с евреями врага – Ирана (уместно напомнить о том, что сюжет книги Эсфири разворачивается именно в Персии).

52.2MB | MySQL:103 | 0,765sec