США принуждают наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальмана к новому раунду противостояния с ваххабитами

Первый раунд противостояния наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальмана с ваххабитским духовенством закончился временным поражением саудовского наследника престола. Мухаммед бен Сальмана вынужден был трансформировать модернизационный проект «Саудовское видение – 2030» таким образом, чтобы он удовлетворял саудовское ваххабитское духовенство[i]. Кроме того, был принят проект обустройства ваххабитского духовенства, которое планируется вытеснять из общественно-политической жизни королевства. Начала реализовываться программа строительства новых саудовских мечетей в Азии (для начала – в Индонезии), которые займутся распространением нового саудовского ислама «младоаравийцев» – умеренного и толерантного. (Правда, сами «младоаравийцы» говорят, что это – не новый, а «восстановленный» саудовский ислам, каким он был до 1979 г.) Обслуживающий персонал в этих мечетях будет, естественно, саудовский. Первый транш на строительство этих мечетей составил 100 млн долларов. Параллельно «младоаравийцы» отказываются от финансовой поддержки построенных ранее Саудовской Аравией мечетей за рубежом, которые «прославились» популяризацией экстремизма и терроризма. Например, в феврале 2018 г. так произошло с построенной саудитами в 1969 г. Большой мечетью Брюсселя, управление и финансирование которой было передано Марокко.

Установился некоторый баланс (скорее, непродолжительное перемирие) между модернизационными порывами будущего короля, которые явно угрожают политико-идеологической монополии ваххабитского духовенства, и этим крайне влиятельным политическим классом, имеющим массовую поддержку в стране – поддержку, которая формировалась десятилетиями всей системой просвещения и образования в королевстве.

Но это перемирие продержалось недолго. И этот раунд не стал последним. В марте 2018 г. появились признаки нового раунда конфронтации. Инициаторами обострения конфликтных отношений саудовского реформатора и ваххабитского духовенства стали американцы. И анонсировали начало этого раунда во время резонансного и триумфального визита Мухаммееда бен Сальмана в США в марте-апреле 2018 г., что стало своего рода «ложкой дёгтя в бочку мёда».

24 марта 2018 г. (аккурат к визиту принца Мухаммеда бен Сальмана) американская Комиссии США по религиозной свободе в мире (United States Commission on International Religious Freedom — USCIRF) выступила с заявлением в котором заявила, что Саудовская Аравия, вопреки обещаниям, не изъяла из новых университетских учебников по религии, изданным в 2017-2018 гг., положения «восхваляющие джихад как [вооружённую] борьбу против немусульман, предписывающие убийство вероотступников и порочащих Бога (Аллаха. – А.И.) и Пророка, унижающие немусульман и предостерегающие мусульман от общения с ними» (extolling jihad as fighting against non-Muslims; prescribing execution of apostates and those who mock God or the Prophet; and demeaning non-Muslims and warning Muslims against associating with them). Комиссия обратилась к Конгрессу с просьбой принять «Закон об образовательной прозрачности и реформе образования в Саудовской Аравии» (Saudi Educational Transparency and Reform Act), в соответствии с которым образовательный процесс в Саудовской Аравии будет подвергаться постоянному контролю американцев[ii].

При этом USCIRF инкриминирует Саудовской Аравии введение в заблуждение американских контролирующих органов. Ранее саудовские власти доложили, что эти подобные претензии USCIRF были приняты во внимание и были подготовлены новые учебники, в которых положения саудовской религиозной доктрины, вызывающие критику американской организации, были удалены. Претензии USCIRF были системно изложены в 2007 г., когда в докладе Комиссии США по религиозной свободе в мире, посвящённом Саудовской Аравии[iii], отмечалось, что «в течение [многих] лет» «саудовские государственные средства и средства из других саудовских источников используются для финансирования во всем мире религиозных школ, литературы, [пропагандирующей] ненависть (hate literature), и другой актив­ности, которая поддерживает религиозную нетерпимость и, в ряде случаев, насилие по отношению к немусульманам и не пользующимся благосклонностью [саудовских властей] (disfavored) мусульманам (т. е. мусульманам-неваххабитам. — А. И.)» (For years, the Commission has expressed concern that Saudi government funding and other funding originating in Saudi Arabia have been used globally to finance religious schools, hate literature, and other activities that support religious intolerance and, in some cases, violence toward non-Muslims and disfavored Muslims). «Это направляемое государством пренебрежение к свободе религии не только нарушает стандарты международных прав человека, но также служит тому, чтобы стимулировать (embolden) радикальных исламистов, которые начинают совершать акты терроризма и иные насильственные действия против американцев и [граждан] иных [государств] во всем мире» (This state-driven disregard for freedom of religion not only violates international human rights standards, but also serves to embolden radical Islamists who seek to perpetuate acts of terrorism and other violence on Americans and others around the world). Всё это называлось «распространением экстремистской идеологии и литературы, [поощряющей религиозную] нетерпимость в Саудовской Аравии и их экспорт по всему миру» (dissemination of extremist ideology and intolerant literature in Saudi Arabia and its exportation around the World). Материалы Комиссии констатировали, что на тот момент не был решён вопрос с «саудовскими учебниками, применяемыми в саудовской Исламской академии [существовавшей в Северной Вирджинии, США], которые открыто проповедуют ненависть, нетерпимость, нарушение прав человека и, в ряде случаев, насилие»[iv].

Саудовские «младоаравийцы» совершенно не настроены нарушать сложившийся status quo, достигнутый в результате взаимных компромиссов между ними и салафитским (ваххабитским) духовенством. Первая реакция «младоаравийцев» на претензию USCIRF была та, что весь, по оценке американцев, экстремистский негатив в религиозно-политическом содержании университетских учебников, который невозможно отрицать, является результатом злонамеренной деятельности «Братьев-мусульман», которые за несколько десятилетий, и в силу разных обстоятельств, заняли ключевые позиции в системе саудовско-аравийского просвещения и образования. В этом духе выступил по NBC и принц Мухаммед бен Сальман.

Министр образования КСА Ахмад бен Мухаммед аль-Иса признал, что «террористическая идеология», которую он целиком списывает на «Братьев-мусульман», действительно проникла в систему образования в Саудовской Аравии. Это произошло, по его словам, ещё в 60-е и 70-е гг. прошлого века, когда деятели группировки бежали из Египта в КСА и заняли важное место в системе общего и университетского образования в стране, оказав при этом воздействие на многих местных, саудовских учителей, преподавателей, профессуру, не говоря уж о молодёжи. (Это – правда. Мы можем  привести крайне показательный пример: Усаму бен Ладена во время его обучения в университете на инженера обучал исламу и шариату египтянин Мухаммед Кутб, брат теоретика радикального прочтения идеологии «Братьев-мусульман» Сайида Кутба, казнённого в Египте в 1966 г.) Министр рассказал о том, как осуществляется работа по переписыванию учебников, с целью изъятия из них экстремистских идей запрещённых в КСА «Братьев-мусульман», запрет написанных ими книг, чистка рядов преподавателей и учителей от «Братьев-мусульман». И это — тоже правда. Он заявил, что эту идеологию и её носителей Саудовская Аравия закончит искоренять в кратчайшие сроки.

Член Совета Шуры Саудовской Аравии Иса аль-Гайс обвинил Катар в имплантации «Братьев-мусульман» в Саудовской Аравии. И заодно – возложил на него вину за возникновение террористических группировок, включая «Аль-Каиду» (запрещена в России). И правда, Катар является главным (но не единственным!) спонсором «Братьев-мусульман».

Подобные заявления рассчитаны в первую очередь на внутреннюю, саудовскую аудиторию. И призваны успокоить ваххабитское духовенство: «младоаравийцы» будут продолжать бороться против «Братьев-мусульман», и только. А «Братья-мусульмане» — злейшие политико-идеологические враги ваххабитского духовенства. Тем самым, достигнутый баланс не будет нарушен, как бы говорят «младоаравийцы» саудовским ваххабитам.

Но саудовские власти лукавят. Положения, к которым имеют претензии американцы, являются фундаментальными и неотъемлемыми для ваххабитской доктрины и были включены в неё задолго до появления египетских «Братьев-мусульман» в Саудовской Аравии. Чтобы в этом убедиться, достаточно перечитать трактат «Единобожие» (араб. Ат-Таухид) основателя и эпонима ваххабизма Мухаммеда Ибн-Абд-аль-Ваххаба, сочинённый в XVIII в. и обязательный для изучения в саудовской системе просвещения и образования. (Русскоязычный читатель может обнаружить весь «букет» ваххабитской проповеди ненависти и экстремизма в книге, изданной на русском языке в Москве под эгидой Министерства по делам Ислама, вакфов, призыва и ориентации КСА в 1999 г. «Программы по изучению шариатских наук». Вероятнее всего, в переводе на английский эта книга использовалась в упомянутой выше саудовской Исламской академии в Северной Вирджинии, упомянутой выше.) И это хорошо известно всем ваххабитам, которые не без оснований воспринимают «дерадикализацию» как деваххабизацию.

19 апреля 2018 г. в Асире были убиты четверо военнослужащих (из них – три офицера) во время вооружённой атаки на контрольно-пропускной пункт. Берёмся утверждать, что это – явная демонстрационная акция в ответ на начало реализации навязываемой американцами «дерадикализации» (реально – деваххабизации) учебников в Саудовской Аравии. Асир вполне может стать «Вандеей» для процесса реформ, начатых будущим королём Мухаммедом бен Сальманом. Жители провинции характеризуются высоким (пожалуй, самым высоким в королевстве) уровнем веры в идеалы максималистского салафизма-ваххабизма. Неслучайно, что все 15 саудовских подданых, участвовавших в терактах 11 сентября 2001 г., были из Асира. И на совершение этой серии терактов они были вдохновлены саудовским ваххабитским духовенством, которое в настоящее время видит, к каким крайне негативным для него результатам может привести последовательная реализация курса на реформы в Саудовской Аравии.

[i] Подробно см.: Александр Игнатенко. «Аравийский Сталин»: поражение в первом раунде. Наследный принц Мухаммад бен Салман столкнулся с трудностями в модернизации традиционного общества // Независимая газета, 15.01.2018. — http://www.ng.ru/dipkurer/2018-01-15/10_7150_muhammad.html.

[ii] USCIRF Study Reveals Numerous Passages in Saudi Textbooks Inciting Violence and Intolerance // USCIRF, March 24, 2018 — http://www.uscirf.gov/news-room/press-releases-statements/uscirf-study-reveals-numerous-passages-in-saudi-textbooks.

[iii] United States Commission on International Religious Freedom. Policy Focus. Saudi Arabia. Fall 2007 — http://www.uscirf.gov/countries/publications/policyfocus/SaudiArabia_PolicyFocus.pdf. См. также: Center for Religious Freedom and Institute for Gulf Affairs, Saudi Arabia’s Curriculum of Intolerance. With Excepts from Saudi Ministry of Education Textbooks for Islamic Studies, Freedom House, 2006. — http://www.hudson.org/files/publications/CRF_SaudiReport_2006.pdf.

[iv] USCIRF Responds to Parents of Islamic Saudi Academy Students. Dec. 21, 2007 — http://www.uscirf.gov/mediaroom/press/2007/december/122107_parents_islamic_students.html.

52.21MB | MySQL:103 | 0,470sec