О военной ситуации в Сирии (5 – 12 мая 2018 г.)

По данным российской и турецкой частей представительства совместной российско-турецкой комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с нарушениями Единого соглашения о прекращении огня, в течение прошедшей недели было зафиксировано 46 нарушений режима прекращения огня. Это несколько ниже показателя предыдущей недели (57), что в целом находится в рамках  наметившейся в целом тенденции на снижение нарушений, зафиксированной за предыдущие несколько недель.

Как и ранее, российская часть представительства фиксировала нарушения только в провинциях Латакия и Алеппо, турецкая – главным образом в провинциях Идлиб, Хама. По-прежнему российская часть фиксирует очень много нарушений в провинции Латакия, и это не находит официальных объяснений.

В течение недели самолеты ВКС России наносили удары по целям группировок «Исламское государство» (ИГ) и «Джебхат ан-Нусра»/ «Джебхат Фатх аш-Шам»/ «Тахрир аш-Шам» (обе запрещены в РФ) в провинциях Дейр эз-Зор, Идлиб.

В частности, 11 мая удары наносились по целям группировки «Тахрир аш-Шам» на юге  провинции Идлиб в районах населенных пунктов Накир и Маар Зита.

7 мая при выполнении планового полета над восточными районами Сирии разбился боевой вертолет Ка-52. Оба пилота погибли. По предварительной информации Минобороны, причиной катастрофы могла быть техническая неисправность.

Самолеты сирийских ВВС в течение недели работали по целям джихадистов в провинциях Дераа, Идлиб, Хама.

6 мая по целям ИГ в Сирии вновь работали самолеты ВВС Ирака. На сей раз они находились в провинции Хасеке к югу от населенного пункта Ад-Духайха.

8 мая Армия обороны Израиля объявила о повышенной боевой готовности из-за «подозрительной активности иранских военных» на Голанских высотах. Вечером того же дня самолеты ВВС Израиля нанесли удар по объекту южнее Дамаска.

В ночь с 9 на 10 мая развивался конфликт между Израилем и находящимися в Сирии иранскими военными. Последние из спецподразделения КСИР «Аль-Кудс» для начала выпустили 20 судя по всему реактивных снарядов по позициям израильских войск на Голанских высотах. Ответ последовал незамедлительно в виде операции под условным названием «Карточный замок». Самолеты ВВС Израиля атаковали цели на сирийской территории, в том числе сирийскую РЛС. Российская сторона, по израильским данным, была заведомо предупреждена об этих атаках.

По данным Минобороны РФ, в авиаударе участвовали 28 самолетов ВВС Израиля F-15 и F-16, которые выпустили по целям в Сирии около 60 ракет класса «воздух-поверхность». Израиль также выпустил более 10 тактических ракет класса «земля – земля». При отражении атаки были сбиты более половины ракет, утверждало Минобороны РФ. Согласно независимым данным, в результате израильского удара погибли 27 человек, в том числе 6 сирийских военных и 21 иностранец, в том числе 11 иранцев.

По израильским данным, подтвержденным видеосъемкой, в ходе ударов был уничтожен  сирийский зенитный ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК) «Панцирь-С1», который, судя по всему, к тому моменту остался без боекомплекта.

В течение недели продолжались активные боевые действия в ряде провинций страны.

В провинции Дамаск 6 мая сирийские войска продолжали наступательные действия в северо-западной части лагеря палестинских беженцев Ярмук на юге столицы, выбив боевиков ИГ из ряда зданий.

7 мая боевики ИГ контратакой восстановили ранее нарушенную связь между контролируемыми ими кварталами Ярмук и Хаджар аль-Асвад. В боях погибли до 30 бойцов проправительственных сил. По состоянию на 7 мая боевики ИГ удерживали 40% территории квартала Хаджар аль-Асвад и 80% территории лагеря палестинских беженцев Ярмук.

11 и 12 мая продолжались упорные бои за районы Ярмук и Хаджар аль-Асвад, где боевики ИГ то и дело переходили в контратаки. Обе стороны несли тяжелые потери. Там же 11 мая сирийские войска установили полный контроль над районами Ялда, Бебейла и Бейт Сахем после того, как оттуда по договоренности с властями были выведены боевики ряда группировок.

На востоке провинции Дейр эз-Зор в  течение 7 и 8 мая продолжалось наступление формирований «Сил демократической Сирии» (СДС) на один из оплотов ИГ в этом районе. Цель наступления — установление контроля над находящимися там объектами нефтедобычи.

В ходе боев против формирований ИГ отряды СДС 11 мая продвинулись на 10 км в районе Хаджин.

В той же провинции на западном берегу реки Евфрат боевики ИГ 8 мая атаковали позиции сирийских войск в районах Албу Камаль и Аль-Курия. Эта атака была отбита с большими для боевиков потерями.

9 мая сирийские войска в очередной раз вели бои за окрестности города Аль-Майадин.

11 и 12 мая продолжалась операция сирийских войск в районе г.Аль-Майадин. Там установлен контроль над населенными пунктами Аль-Файза, Файза Мавинаа, Ат-Тама.

На севере провинции Алеппо в курдском кантоне Африн 12 мая отмечались столкновения между курдами и боевиками протурецких формирований в районах деревень Мейданаки, Курт Колаки Карума. В них погибли по меньшей мере 7 боевиков.

На севере провинции Идлиб 8 мая формирования группировки «Тахрир аш-Шам» атаковали позиции группировки «Файлак аш-Шам» в городе Джарбануш и захватили их.

12 мая боевики группировки «Тахрир аш-Шам» предприняли попытку штурма осажденных городов Фуа и Кафрайя. Их атака была отбита при поддержке авиации.

6 мая иранские разведывательные источники сообщили, что в Сирии в рядах ИГ и «Тахрир аш-Шам» воюют около 3 тысяч уйгуров из Китая. Формирования, составленные главным образом из уйгуров, действуют в провинции Идлиб, там же находятся и их тренировочные центры.

Также 6 мая стало известно, что базирующаяся в Турции сирийская оппозиционная организация «Сирийская национальная коалиция» (СНК) избрала новое руководство. На пост лидера организации избран Абдель Рахман Мустафа, генеральным секретарем стал Назир аль-Хаким. Ранее делегации СНК принимали участие в мирных переговорах с Дамаском в различных форматах.

9 мая в иракской разведке сообщили, что главарь ИГ Абу Бакр аль-Багдади находится в Сирии  и перемещается со своими ближайшими сподвижниками между населенными пунктами Аль-Хаджин, Аш-Шаддади, Суар и Маркада.

В целом, подводя итоги израильской операции «Карточный замок», необходимо отметить ее беспрецедентность в части массированности. Ее главный политический итог, подведенный в последовавших затем заявлениях израильских официальных лиц – необходимо срочно решать проблему иранского военного присутствия в Сирии. И это становится все более очевидно.

52.26MB | MySQL:103 | 0,528sec