Оценки китайских специалистов вариантов развития противостояния Ирана и Израиля

В свете растущей напряженности на Ближнем Востоке, представляется возможным обратить внимание на анализ китайских специалистов возможных вариантов первого этапа  прямого вооруженного противостояния между Ираном и Израилем. Как известно, военно-политическое руководство  Исламской Республики Иран намерено продолжать поддержку отрядов движения ХАМАС и группировки «Хизбалла», а именно передавать вооружение и боеприпасы, которые могут быть использованы в ходе внезапных нападений на израильских военнослужащих или для обстрелов населенных пунктов.

По оценкам китайских специалистов, на территории Израиля  на основе батареи зенитно-ракетной системы (ЗРС) «Железный купол» создана вполне эффективная система перехвата, которая успешно борется с различными баллистическими целями –  реактивными снарядами систем залпового огня, минами разных калибров и другими артиллерийскими боеприпасами, которые используют боевики движения ХАМАС и группировки «Хизбалла».

По данным китайских источников, на пике ракетно-артиллерийских обстрелов, который пришелся на 2014 г. девять батарей «Железного купола» перехватили 92% из 735 снарядов, выпущенных с территории сектора Газа. Для сравнения, самый худший показатель системы «Железный купол» составил 59% перехваченных целей.

Однако, по оценкам некоторых американских специалистов,  рассматриваемая система практически не способно перехватывать более скоростные боеприпасы, а именно фугасные боевые части баллистических ракет иранского производства, которые предназначены для нанесения ударов по площадным целям. По расчетам западных специалистов, для перехвата одной БЧ система «Железный купол» должна использовать от трех до семи зенитных управляемых ракет «Тамир».

Следует отметить, что после нанесенных 10 мая 2018 г. ракетных ударов по «иранским» военным объектам на территории Сирии министр обороны Израиля А.Либерман выразил надежду, что Иран не будет следовать принципу «око за око» и не пойдет по пути эскалации ситуации, поскольку это повлечет за собой «удар возмездия».

В свою очередь, президент ИРИ Х.Роухани после изучения докладов о потерях подразделений ВС ИРИ и КСИР от ракетных ударов откровенно заявил, что иранские военные будут придерживаться принципа «око за око» и продолжат подготовку к удару по Израилю в ответ на любые посягательства на территориальную целостность Сирийской Арабской Республики.

В этой связи, китайские специалисты предпринимают попытки провести анализ возможных действий Армии обороны Израиля. В качестве одного из вариантов рассматривается возможность применения баллистических ракет типа «Иерихон» и «Попай Турбо» с наземных пусковых установок или дизель-электрических подводных лодок ВМС Израиля, которые, способны достаточно скрытно войти в Персидский залив и нанести удар по заданным целям.

Очевидно, что такими целями являются следующие «первоочередные» объекты:

– комбинат по обогащению урана в г.Натанз;

– крупнейший арсенал баллистических ракет в районе г. Фордо;

– заводы по изготовлению ядерных боевых частей и жидкого ракетного топлива в г.Исфахан;

– реактор на тяжелой воде в г.Арак.

По подсчетам обозревателей китайского специализированного издания «Корабельное вооружение», на территории ИРИ расположено еще около 18 «второстепенных» объектов, которые имеют непосредственное отношение к ракетно-ядерной программе ИРИ.

Второй вариант предусматривает использование значительного количества боевых самолетов ВВС Израиля. По оценкам американских специалистов, для ударов по целям в Натанзе ВВС Израиля могут задействовать 25 истребителей-бомбардировщиков F-15I, для ударов по заводам в Исфахане и  Араке по 3 и 4 истребителя F-16I соответственно.

Для обстрела «второстепенных» объектов ВВС Израиля могут выделить еще 10 истребителей F-16I. Прикрытие ударных сил будут обеспечивать 38 ед. F-16I, которые при необходимости выполнят перехват иранских боевых самолетов, а также нанесут ответные удары по позициям ЗРС ПВО Ирана.

Израильские военные не хотят рисковать дорогостоящими малозаметными истребителями пятого поколения F-35I, однако, вполне вероятно, что американские партнеры не разрешают Израилю задействовать эти машины,  поскольку их потеря станет серьезным ударом по имиджу оборонно-промышленного комплекса США.

При необходимости нанесения воздушного удара ВВС Израиля могут использовать три маршрута.

Маршрут №1 — «Северный». Согласно которого сначала израильские пилоты направятся воздушное пространство над акваторией Средиземного моря, потом выполнят поворот на север и проследуют через воздушное пространство над турецко-сирийской границей, которое не находится под  контролем подразделений ПВО Сирии и РФ. В этой связи, китайские специалисты отмечают, что система ПВО Турции будет «молчать», поскольку не способна  функционировать при массированной постановке помех со стороны израильских боевых самолетов.

После входа в воздушное пространство Ирака боевые самолеты ВВС Израиля окажутся в «мертвой зоне», поскольку  они станут невидимыми для ПВО Сирии и еще не будут видны операторам РЛС системы ПВО ИРИ. Единственное техническое средство, позволяющее обнаружить большую группу боевых самолетов, которые на протяжении всего маршрута будут ставить специальные активные, направленные помехи  это самолеты дальнего радиолокационного дозора и наведения А-50У ВКС РФ, которым необходимо действовать под прикрытием истребителей Су-35 или Су-30СМ.

Дополнительным элементом скрытности является то, что при наличии дополнительных топливных баков боевые самолеты ВВС Израиля могут достичь воздушного пространства Ирана и нанести ракетные удары по объектам без дозаправки в воздухе от соответствующих самолетов, полеты которых достаточно легко засечь при грамотном ведении радиотехнической разведки.

Маршрут №2 – «Центральный». По данным китайских источников, данный маршрут предполагает следование авиационного соединения ВВС Израиля вдоль границы Сирии и Иордании. Следует отметить, что в результате двух массированных авианалетов в апреле и двух в мае 2018 г. ВВС Израиля нанесли серьезный урон системе ПВО Сирийской Арабской Армии (САА) – уничтожили практически все радиолокационные станции, которые способны заблаговременно обнаруживать и классифицировать иностранные боевые самолеты как вдоль сверенной, так и вдоль южной границы Сирии.

Кроме того, израильские боевые летчики вывели из строя некоторое количество ЗРС, которые были отремонтированы/модернизированы российскими специалистами, или безвозмездно переданы официальному Дамаску в рамках укрепления возможностей ПВО САА для подготовки к отражению массированного ракетного удара западной коалиции. По подсчетам китайских обозревателей, потери подразделений ПВО САА в вооружении, техники и боеприпасах от действий ВВС Израиля в денежном выражении достигают 500 млн. рублей.

Маршрут №3 – «Южный». В рамках данного маршрута боевые самолеты ВВС Израиля после пролета над акваторией Средиземного моря, беспрепятственно пройдут через воздушное пространство Королевства Саудовская Аравия (система ПВО КСА не способна их перехватить), проследуют над Ираком и также выйдут к западной границе Ирана.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным согласится с оценками китайских специалистов, что все три варианта массированного воздушного удара по Ирану являются в разной степени рискованными, поскольку израильские военные специалисты не могут в полной мере гарантировать скрытность пролета такого авиационного соединения до иранской границы. Кроме того, иранские военные уже сделали для себя определенные выводы по опыту бомбардировок в Сирии, а значит, израильских летчиков вполне могут ожидать опасные неожиданности уже в воздушном пространстве Ирака.

52.25MB | MySQL:103 | 0,521sec