О роли НКО во внутриполитическом ландшафте Турецкой Республики в преддверии досрочных президентских и парламентских выборов

Турецкая Республика – это в значительной мере страна фондов, конфедераций, федераций и ассоциаций, то есть, различных некоммерческих организаций, созданных по профессиональному, возрастному, гендерному и прочим первичным и вторичным признакам. Достаточно отметить, что в стране, по данным 2016 года, существовало около 109 тысяч (!) ассоциаций (ещё больше, по разным причинам, было ликвидировано – 162 тысячи – В.К.), а суммарное число их членов достигло практически 10 млн человек, в общей численности населения около 81 млн человек.

Разумеется, удельный вес в общем политическом влиянии в стране у разных НКО может заметным образом отличаться.

В частности, самой влиятельной и известной за рубежом является Турецкая ассоциация промышленников и предпринимателей (TÜSİAD), с которой у нынешней власти на протяжении ряда лет складываются достаточно неровные отношения. Своих прозападных взглядов TÜSİAD особо и не скрывает.

Или же Союз палат турецких инженеров и архитекторов (TMMOB), который отличается тем, что практически по каждому крупному инфраструктурному проекту в стране, включая, АЭС «Аккую», имеет «свое мнение» и подает в суд со ссылкой на допущенные на всех этапах проекта нарушения, к примеру, в отношении природоохранного законодательства.

Заметной строптивостью отличается Союз адвокатов Турции (TBB), который, в частности, самым жестким образом раскритиковал результаты конституционного референдума в стране, состоявшегося в апреле месяце 2017 года. Что, в общем-то, естественно, поскольку традиционно светские офицерский и судейский корпуса являются оппозицией по отношению к действующей в стране происламской власти.

Намного спокойней ведет себя Ассоциация турецких строительных подрядчиков (TMB), которые тщательнейшим образом избегают любого намека на участие в политическом процессе. Что также понятно, поскольку строительно-подрядный сектор страны – локомотив и лицо турецкой экономики, в том числе, за рубежом. С учётом того, что любой мало-мальски значимый инфраструктурный проект является делом политическим, то понятно, что строители, в отличие от промышленников, архитекторов и адвокатов, имеющих пусть небольшую, но всё же автономию, не могут не действовать в самой тесной связи с действующей в стране властью, какой бы последняя ни была. Тем более, в условиях, когда Турция за последние годы стала одной большой строительной площадкой.

Недавно споры между турецкой властью и НКО достигли в стране такого уровня, что президент Р.Т.Эрдоган лично объявил о том, что в самом скором времени в законодательство будет внесено существенное изменение – из названий буквально всех зарегистрированных в стране фондов, конфедераций, федераций или ассоциаций будут убраны слова «Турция» и «турецкий». Тем самым, турецкая власть ясно дает понять всем некоммерческим организациям страны, что на международной арене монополия представлять турецкое государство и действовать под флагом Турции будет только у государственных министерств и ведомств, а представительская роль частных инициатив должна быть заметным образом сокращена.

Впрочем, турецкое руководство отлично понимает ту, ставшую уже достаточно традиционной, роль, которую играют НКО в Турецкой Республике. Многие НКО насчитывают по несколько тысяч юридических лиц участников, существуют на протяжении десятилетий и являются рупорами в своей профессиональной сфере. Кроме того, какими бы аполитичными на первый взгляд НКО ни казались, практически любая из них имеет свои политические взгляды и если не на публике, то внутри своей структуры активно их проводит среди своих членов.

В этом смысле, невзирая на определенную схожесть, существующую в политических устройствах Российской Федерации и Турецкой Республики, как в плане выстраивания вертикали власти, так и «ротации старого президента на старого», ситуация в Турции от российских условий заметным образом отличается. Турецкие НКО шумны и политичны и все их не закроешь, хотя после попытки военного переворота 15-16 июля 2016 года бюрократическая работа по регистрации новых НКО заметным образом застопорилась, если не сказать – была в значительной мере приостановлена.

Кроме того, на протяжении всего своего нахождения во власти, нынешние турецкие руководители предпринимали заметные усилия в тому, чтобы, во-первых, создавать подконтрольные себе НКО. К самому успешному опыту в этой области следует отнести Ассоциацию независимых промышленников и предпринимателей Турции (MÜSİAD), которая противопоставила себе «крупной стамбульской буржуазии» из TÜSİAD и сделала заметный акцент на малом и среднем бизнесе центральной Анатолии. То есть, провинций, которые традиционно находились некоторым образом на обочине турецкой деловой жизни.

Проект MÜSİAD оказался столь успешен, что его руководителя О.Джихада Вардана перебросили в Комитет по внешнеэкономическим связям Турции, когда его из частной инициативы, волевым усилием турецкого руководства, превращали в подчиненную структуру Министерства экономики Турции. То же, в общем-то, касается и Меджлиса турецких экспортеров (TİM), работающих с Министерством экономики в самой тесной связке.

И сейчас ведущим проправительственным экономическим НКО страны предстоит большая интеллектуальная и пропагандистская работа, направленная на то, чтобы создать план экономического развития страны в новых условиях под правящую Партию справедливости и развития и, самое главное, убедить деловое сообщество страны в его реализуемости.

52.2MB | MySQL:103 | 0,523sec