Об экономическом сотрудничестве между Ираном и Катаром, как основе их контрсанкционного альянса

Одним из закономерных итогов введения блокад и разного рода санкций является то, что, против кого они вводятся или направлены, волей-неволей, оказываются вынуждены вступать в собственные союзы и коалиции. На прошлой неделе это было наглядно продемонстрировано в столице Катара, Дохе, которую посетила представительная торговая делегация Ирана.

Обе страны последовательно сближаются с лета прошлого года, главным образом в экономической сфере, однако, присутствуют и признаки политической симпатии, во всяком случае, Катар уже не раз давал понять на различных площадках и в различных форматах, что региональное урегулирование не возможно без Ирана, в свою очередь, Тегеран поддерживает внешнеполитический курс Катара, хотя бы тем, что никоим образом не отождествляет его с проявлениями экстремизма или с поддержкой терроризма. Кроме того, судя по всему, Исламская Республика решила несколько потеснить Анкару на сцене взаимодействия с эмиратом-изгоем, во всяком случае, по сообщению интернет-портала «Аль-Альманийя», Мухаммед Шариа Тамдари, министр торговли промышленности и недр, ИРИ подтвердил по прибытии в Доху, что «двусторонние отношения развиваются в правильном направлении и мы приложим все усилия, для того, чтобы они продолжили в нем и следовать». Министр выразил надежду на то, что совместная экономическая комиссия проследит за ходом исполнения тех соглашений, которые ранее были подписаны между двумя странами.

Эта комиссия, к слову, ранее бездействовавшая 13 лет, провела в Дохе свое очередное, шестое совещание, всего, в составе иранской делегации в Катар прибыло свыше 70 бизнесменов, чиновников и представителей как государственного, так и частного секторов иранской экономики

Работа комиссии была организована по следующим профильным направлениям: таможенное регулирование, нефтяной сектор, торговля, минеральные ресурсы, нефтехимический сектор, вопрос стандартизации и качества, экспортные операции и банковский сектор.

Для Ирана, сталкивающегося в последнее время с рядом экономических проблем и ожидающим возобновления против него международных санкций, крайне важно заручиться поддержкой такого союзника, как Катар, тем более, что у стран есть общий стратегический интерес – крупнейшее в мире газовое месторождение «Парс» принадлежит им обеим. Крайне важно для Тегерана понять и то, сможет ли он рассчитывать на финансовую поддержку Дохи в том, или ином виде. Катар же заинтересован в Иране не только как в торговом партнере, хотя и это важно, для эмирата, например, почти все европейские воздушные рейсы Qatar Airways зависят от возможности использовать воздушное пространство Ирана после того, как Саудовская Аравия и ОАЭ закрыли для него свое небо. Важно Катару и сохранение иранского давления на Эр-Рияд через поддержку хоуситов в Йемене и оппозиционных шиитских группировок в Восточной провинции королевства, все это отвлекает саудитов от мыслей о возможном военном решении проблемы с Катаром. Одним словом, все над стоящие обстоятельства обуславливают упрочение отношений между двумя соседними странами, оставляя за рамками лишь одно: пребывание в Катаре американского военного контингента. Впрочем, если посмотреть на это с хотя бы с точки зрения гарантии защиты американцев от возможных действий Ирана, ответных ли, превентивных ли, то на него можно пока не обращать внимание. И американцам и Ирану, есть чем заниматься на сегодняшний день, а когда , не дай бог, придет время им встретится лицом к лицу, тогда все их базы, даже на территории дружественного сегодня Ирану Ирака, и Турции, и ОАЭ, а не только Катара, окажутся под прицелом. Так, что этот фактор на отношения между Ираном и Катаром в сегодняшнем контексте негативного влияния не оказывает.

Еще одним важным аспектом двусторонних переговоров в Дохе вполне могло стать обсуждение перспектив ввода новых санкций против Тегерана, включая запрет на покупку иранских энергоносителей. Вот здесь, для партнеров открывается хорошее окно возможностей, под названием клиринговых и бартерных поставок, когда обе стороны могут варьировать свои товары и покупателей. Технически это сделать несложно, а расчетные схемы как раз и обсуждались на заеданиях комиссий по банковскому сотрудничеству. Кроме того, нужно было согласовать позицию касательно намерения Китая прейти на расчеты за нефть в юанях. Китай, покупающий в день 9.6 миллиона баррелей в сутки важен и для Катара и для Ирана, поэтому это аспект также присутствовал в повестке дня. Конкретно иранская нефть обеспечивает до 8% от всех потребностей Китая в этом сырье, и любые возможности осложнений, возникни они из-за позиции США должны быть рассмотрены загодя, Катар в этом смысле, обладающий сильными позициями является для Ирана (кстати, как и РФ) хорошим запасным выходом, придись иранским танкерам столкнуться с блокадой на выходе из Персидского Залива.

Для Катара так же есть, о чем посоветоваться с иранскими коллегами. Так, неприятной новостью стало снижение закупок сжиженного газа Южной Кореей, переориентировавшейся в части поставок с Ближнего Востока на поставки газа из США и Австралии. По сути дела, на газовом рынке Южной Кореи происходит самый настоящий передел, где газ от традиционных поставщиков, таких как Катар, Индонезия и Малайзия, вытесняют конкуренты.

Еще одним моментом для координации действий стало обсуждение ситуации в Восточной Африке и на Аравийском полуострове. Она по понятным причинам являлась самой мало комментировавшийся, по немногим утечкам от участников работы комиссии стало известно о некоторых принятых решениях по совместным действиям в сфере экономического сотрудничества с, как минимум одной, из африканских стран.

Очевидно, что перспектива обострения ситуации вокруг Ирана, так же как и продолжение катарско-саудовского противостояния обуславливает дальнейшее развитие двустороннего сотрудничества между Дохой и Тегераном. До военно-политического блока дело вряд ли дойдет, да в нем и нет необходимости, а вот во всех остальных сферах, включая, разумеется, контакты по линии военных и спецслужб отношения между ними обречены на укрепление и совершенствование.

52.23MB | MySQL:103 | 0,481sec