О результатах парламентских выборов в Ираке

16 мая были подведены итоги парламентских выборов, состоявшихся 12 мая в Ираке. Эти выборы чрезвычайно для нестабильного иракского государства, столкнувшегося за последние 15 лет с вызовами вначале гражданской войны, а затем экспансии террористической организации «Исламское государство», сумевшего в короткие сроки подчинить себе огромные территории провинций Найнава и  Анбар с населением более 2,5 млн человек. Важность этих выборов для будущего страны определяется несколькими факторами. Во-первых, они будут определять расклад сил в правительстве Ирака на ближайшие четыре года. Во-вторых, выборы прошли в атмосфере разочарования иракцев статусными религиозными партиями (как в шиитской, так и в суннитской общине), показавшими свою неспособность решать сложные проблемы, стоящие перед страной. В-третьих, иракские курды, бывшие со времен американской оккупации «привилегированным меньшинством», имевшим решающий голос в иракской политике, после октябрьских событий 2017 года оказались маргинализированными, а их основные партии (ДПК и ПСК) находятся в состоянии кризиса.

По данным Избирательной комиссии в выборах приняли участие 44,52 % избирателей, что существенно ниже показателей прошлых лет. Например, в выборах 2005 года приняли участие 79% избирателей Ирака, в выборах 2010 года – 67%, а в выборах 2014 года – 60,9%. Наибольшее количество голосов, вопреки всем прогнозам набрал предвыборный блок «Ас-Саирун» («Марширующие»), состоящий из сторонников движения «Ахрар» Муктады ас-Садра и Иракской Коммунистической партии (ИКП). В иракском парламенте из 329 депутатов они получат 54 мандата (1,3 млн голосов). Хорошие показатели садристы продемонстрировали во всех провинциях (мухафазах) кроме Киркука и Дохука (север Иракского Курдистана), где они не выставляли своих кандидатов. Напомним, что многие иракские и иранские эксперты предрекали, что в новом парламенте коалиция Муктады ас-Садра уменьшит свое представительство и наберет не более 20-25 мест.

Относительная победа «Ас-Саирун» объясняется тем, что этот блок вышел на выборы с требованиями социальной справедливости, а также объединением политически активных иракцев на светской, а не на узкоконфессиональной основе. Дополнительным преимуществом блока явилось то, что Муктада ас-Садр убрали из списков кандидатов тех лиц из своего окружения, которые были замешаны в коррупционных скандалах. Генеральный секретарь ИКП Раид Джахед Фахим так объяснил успех «Ас-Саирун»: «Наша программа включает в себя четыре пункта: построение правового государства с сильным гражданским обществом; работа государственных институтов в направлении социальной справедливости; отказ от секторальных квот при формировании органов власти; построение независимого, суверенного Ирака с невмешательством иностранных держав в наши дела». Неслучайно часть радикальных сторонников М.ас-Садра приветствовали победу своего лидера лозунгами «Иран, не суй нос в наши дела». Определенную роль сыграла и работа, проведенная М.ас-Садром с иракскими суннитами. Несмотря на то, что в 2004-2008 годах его милиция «Армия Махди» жестоко боролась не только против американских оккупантов, но и против суннитских сил, в настоящее время иракские сунниты считают Муктаду ас-Садра наиболее достойным доверия из всех шиитских политиков.

На втором месте оказалось движение «Аль-Фатх» («Победитель»), состоящее из полевых командиров вооруженных формирований «Аль-Хашд аш-Шааби». В будущем парламенте оно будет иметь 47 депутатских мандатов. Популярность этого избирательного блока обеспечена победой Ирака в войне против террористов из ИГ, решающую роль в которой сыграли «Аль-Хашд аш-Шааби». Этот предвыборный блок набрал большинство голосов в южных провинциях Ирака с консервативно-религиозным шиитским населением (Неджеф, Кербела, Басра). На третьем месте оказался альянс «Наср аль-Ирак» («Победа Ирака») нынешнего премьер-министра Хайдера аль-Абади. На четвертом месте – коалиция «Правовое государство» экс-премьера Нури аль-Малики, которой досталось 25 депутатских мест. А вот коалиция «Аль-Ватанийя» светских и суннитских партий во главе Айядом Аллауи осталась в проигрыше. Недовольный Аллауи призвал к проведению перевыборов, сославшись на нарушения в ряде участков.

Для иллюстрации приводим данные избирательных комиссий по ряду провинций Ирака. В Багдаде «Ас –Саирун» набрал 413 тысяч голосов, «Аль-Фатх» 233 тысячи и коалиция «Правовое государство» — 211 тысяч. Коалиция «Аль-Ватанийя» набрала 203 тысячи голосов, суннитская коалиция «Аль-Карар» («Решение») бывшего спикера парламента Усамы ан-Нуджайфи и бизнесмена с противоречивой репутацией Хамиса аль-Ханджара – 94 тысячи голосов. В провинции Васит «Ас-Саирун» набрал 94 тысячи голосов, вслед за ним идут «Аль-Фатх» с 86 тысячами голосов, «Наср аль-Ирак» с 51 тысячей, движение «Аль-Хикма» Аммара аль-Хакима с 40 тысячами голосов. В провинции Мусанна альянс Муктады ас-Садра набрал 62 тысячи голосов, «Аль-Фатах» — 42 тысячи, «Аль-Хикма» и «Наср аль-Ирак» по 33 тысячи голосов. В провинции Кербела альянс «Аль-Фатх» набрал 71 тысячу голосов, «Ас-Саирун» — 69 тысяч, «Наср аль-Ирак» — 48 тысяч голосов, «Правовое государство» — 34,5 тысяч. В провинции Диванийя «Аль-Фатх» набрал 82 тысячи голосов, «Ас-Саирун» — 68 тысяч, «Наср аль-Ирак» — 55 тысяч, «Аль-Хикма» и «Правовое государство» — по 39 тысяч. В провинции Бабиль лидировал блок «Аль-Фатх» со 122 тысячами голосов, за ним шли «Ас-Саирун» со 114 тысяч, «Аль-Хикма» с 71 тысячью голосов и «Правовое государство» с 57 тысячами голосов. В провинции Басра «Аль-Фатх» победил с 143 тысячами голосов, за ним идут «Ас-Саирун» (113 тысяч голосов) и «Наср аль-Ирак» (103 тысячи). Если говорить о суннитских провинциях, то в провинции Дияла победил альянс «Аль-Карар»  с 97 тысячами голосов, затем идут «Аль-Фатх»с 92 тысячами и «Аль-Ватанийя» с 72 тысячами голосов. В провинции Анбар, где недавно проходили бои с ИГ, победил местный суннитский блок «Анбар хавийятуна» с 122 тысячами голосов, за которым идут «Аль-Ватанийя» с 57 тысячами голосов и «Аль-Карар» с 50 тысячами.

Пока еще не совсем ясна ситуация в курдских районах Ирака. За курдами в иракском парламенте зарезервировано 60 мест. Из них 21 место в прошлом составе законодательного органа имела Демократическая партия Курдистана (ДПК) Масуда Барзани. Помимо своих традиционных бастионов – провинций Эрбиль и Дохук демократы имели представительство в Киркуке и Мосуле. На нынешних выборах ДПК не выставляла своих кандидатов в Киркуке, ссылаясь на отсутствие в этой провинции необходимых норм безопасности. По прогнозам курдистанских политологов партия наберет на этих выборах не более 15 мандатов. Сложная ситуация сложилась и у Патриотического союза Курдистана (ПСК), твердыней которого традиционно считается Сулеймания. В начале октября прошлого года умер основатель ПСК и бывший президент Ирака Джалал Талабани, считавшийся знаковой фигурой курдского национально-освободительного движения. Последние годы состояние его здоровья было крайне тяжелым. В партии начался раскол. Еще в 2009 году из нее выделилось левое движение «Горран», однако после смерти его основателя Нечирвана Мустафы в мае 2017 года эта партия сдала свои позиции. В ПСК в прошлом году появились три соперничающие фракции. Первую возглавляют Херо Ибрагим Ахмед и члены семьи Талабани.  Вторую – бывший вице-спикер Косрат Расул. Наконец, третья фракция во главе с влиятельным курдским политиком Бахрамом Салихом и вовсе отделилась от ПСК, основав свою партию Движение за демократию и справедливость. Исходя их этого, можно прогнозировать ослабление курдов в новом федеральном парламенте и их влияния на политику Ирака.

Новое правительство Ирака будет сформировано только через три месяца. Консультации по его формированию начнутся по истечению священного месяца рамадан. Однако торг в преддверии формирования нового кабинета начнется уже сейчас. Муктада ас-Садр заявил о том, что готов вести консультации о формировании нового правительства со всеми политическими силами кроме блока «Аль-Фатх» и «Правового государства» Нури аль-Малики. При этом он отдает предпочтение «Аль-Хикме» Аммара аль-Хакима и коалиции «Ватанийя» Айяда Аллауи. Обращает на себя внимание негативное отношение Тегерана к победе альянса М.ас-Садра. Еще в феврале с.г. влиятельный советник верховного лидера ИРИ по внешней политике Али Акбар Велаяти во время посещения Багдада отметил, что Иран не может позволить «либералам и коммунистам управлять Ираком». Однако, кажется, что дело тут не в коммунистах, а в иранских подозрениях о саудовских связях Муктады ас-Садра. В августе прошлого года он посетил КСА, после чего его националистическая и антииранская риторика усилилась. В Тегеране подозревают, что Муктада ас-Садр получает поддержку из Эр-Рияда. Впрочем, опора на внешние силы характерна для большинства иракских политиков. Коалиция «Аль-Фатх» и сторонники Нури аль-Малики получают однозначную поддержку из Тегерана, Айяд Аллауи подозревается в тесных связях с ОАЭ, а суннитская коалиция «Аль-Карар» получает подпитку из Катара.

По прогнозам иракских экспертов, возможны два наиболее реальных варианта формирования нового кабинета министров Ирака. Первый предусматривает участие в будущем правительстве «Ас-Саирун», «Наср аль-Ирак», обоих суннитских блоков («Аль-Карар» и «Ватанийя»), а также курдской оппозиции (движения «Горран» и Движения за демократию и справедливость). В случае реализации второго сценария в будущее коалиционное правительство войдут «Аль-Фатх», «Правовое государство», ДПК и ряд мелких суннитских партий, связанных с Нури аль-Малики. Впрочем, учитывая нестабильность внутриполитической ситуации в Ираке, возможны и другие неожиданности, которые опрокинут данные прогнозы.

52.23MB | MySQL:103 | 0,469sec