К вопросу о турецком взгляде на палестино-израильский конфликт

Палестино-израильские столкновения, «приуроченные» к официальному открытию посольства США в Иерусалиме, стали, пожалуй, главным событием в мире последних дней, которые, вне всякого сомнения, будут иметь долгоиграющие последствия для всего региона Ближнего Востока. Во всяком случае, на турецко-израильских отношениях, чуть было не примирившихся после известных событий вокруг так называемой «Флотилии мира», палестино-израильский вопрос сказался немедленно и самым непосредственным образом.

Самым лучшим отражением ситуации стала высылка Анкарой чрезвычайного и полномочного посла Государства Израиль в Турецкой Республике Эйтана Наве и его скрупулезная до унизительности проверка в аэропорту, которая была задокументирована специально приглашенными для этого турецкими СМИ. Ответом стало незамедлительное приглашение уже турецкого посла в Тель-Авиве Умута Дениза, к ходе которого уже он подвергся полностью аналогичной проверке в присутствии израильских медиа.

Эта ситуация намного серьезней того, что в свое время случилось с «высотой кресла» под приглашенным в свое время в израильский МИД представителем Турции. Это — полноценный разрыв слегка было наладившихся дипломатических и экономических отношений между Турцией и Израилем, в результате чего ставится крест даже на самой теоретической возможности совместной реализации каких бы то ни было планов или проектов в любой мало-мальски значимой сфере. Включая тот же вопрос транспортировки природного газа Восточного Средиземноморья из исключительной экономической зоны Израиля через Турцию на европейские рынки, о чем часто приходилось слышать в последние месяцы. Равно как и поставку разного рода технологий из Израиля в Турцию, отчаянно пытающуюся выбраться из так называемой «ловушки средней добавленной стоимости», в которой давно пребывает её экономика.

Немного отвлекаясь, скажем: тот факт, что нахождение турецкой экономики в ловушке средней добавленной стоимости обусловленно во многом недоработкой самого турецкого руководства, легко проиллюстрировать на примере атомной электростанции «Аккую» в межправительственном соглашении на сооружение которой предусмотрен трансфер российских технологий в Турцию. Однако, этот вопрос оставлен турецким руководством достаточно сырым и, до сих пор, турками остается нерешенным главный вопрос – к каким технологиями именно Турция хочет получить доступ, как собирается их осваивать и каким образом превращать их в драйвер развития своей экономики? Совершенно очевидно, что это — вопрос стратегического видения, а не желаний или задумок отдельно взятых частных компаний.

Так что, если посмотреть на ситуацию уже с этой точки зрения, то получится достаточно интересная картина того, что в технологическом плане Турция и так ничего значимого у Израиля получить не могла, а, следовательно, ничего и не потеряла от случившегося уже во второй раз в новейшей истории двусторонних отношений разрыва.

А вот то, что Турция реально потеряла, так это возможность того, чтобы выступать посредником в региональных конфликтах между противоборствующими сторонами. Позиция «мудрой обезьяны на вершине горы» ну никак не дается нередко излишне импульсивным турецким идеологам внешнеполитического курса. А палестинский вопрос вызывает у верхних турецких руководителей буквально иррациональную озабоченность, перерастающую местами даже в какую-то болезненность.

В конце апреля этого года в ходе рабочего визита в Стамбул министра культуры РФ В.Р. Мединского, в рамках подготовки перекрестного российско-турецкого года культуры, турецким руководителям была продемонстрирована отечественная спортивная драма «Движение вверх», снятая по мотивам реальных событий – феноменальной победы сборной СССР над сборной США в финале баскетбольного турнира на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году. Не менее феноменальна была закулисная реакция многих зрителей из числа турецких функционеров, в целом, положительно отозвавшихся о фильме, но посетовавших на то, что палестинцы (террористы, захватившие и убившие израильских спортсменов – В.К.) показаны зрителю в фильме исключительно с негативной стороны. Попытка сказать, что фильм снят по мотивам реальных событий и он, вообще, не о том – эпизод с захватом заложников проходит по краю повествования – никакого понимания не вызвала. Так, вероятно, решилась прокатная судьба «Движения вверх» в Турции.

Лишь только этот небольшой эпизод указывает четко на ту непримиримую, не допускающую оттенков позицию, которую заняла турецкая сторона в палестино-израильском конфликте. А если ещё учесть, что подорвали эту бомбу США и лично президент Д.Трамп, то, вдобавок ко всему, и американо-турецкие отношения получили в свою повестку ещё один, крайне болезненный вопрос. Которая и так напоминает гордиев узел, который не удастся разрубить, во всяком случае, при нынешнем турецком руководстве.

Последнее же использует палестинский вопрос на полную катушку в преддверии предстоящих 24 июня досрочных президентских и парламентских выборов с целью консолидации турецкого общества вокруг турецкого руководства, как единственного настоящего защитника палестинских интересов в мире. И уже обозреватели проправительственных турецких передовиц выразились в том духе, что президент Эрдоган сейчас вынужден разгребать всё то, что региону в очередной раз устроили американцы и лично бездумный Дональд Трамп. Не присоединиться к риторике турецкого президента оппозиция не может, но, понятное дело, что все политические дивиденды от этого получит нынешнее турецкого руководство, вкупе с несколькими дополнительными процентами в поддержку от избирателей, которые могут сыграть для президента Эрдогана и правящей Партии справедливости и развития на выборах решающее значение.

62.82MB | MySQL:102 | 0,550sec