Оценки китайских специалистов сторожевых кораблей проекта МЕКО-А200 для ВМС Алжира. Часть 1

Как известно, к началу XXI века основу надводной компоненты ВМС Алжира составляли корабли советского производства, которые практически исчерпали свой ресурс, а кроме того возможности их вооружения серьезно уступают боевым кораблям других государств Северной Африки. Китайские специалисты указывают на сохраняющееся влияние официальной Москвы в обеспечении военной безопасности Алжира, поскольку это государство с начала 2000 г. продолжает закупать вооружение и военную технику для подразделений Сухопутных войск и Военно-воздушных сил. Кроме того, основу подводной компоненты ВМС Алжира до сих пор составляют дизель-электрические подводные лодки проектов 636М (2 ед.) и 877ЭКМ (2 ед.).

По данным китайских специализированных военно-технических изданий «Современные корабли» и «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса» военно-политическое руководство Алжира при принятии решений об обновлении корабельного состава ВМС руководствовалось данными национальной разведки о боеспособности ВМС и ВВС такого североафриканского государства как Марокко, которое является давним региональным стратегическим конкурентом.

По данным китайских источников, еще в 2008 г. официальный Алжир направил предложения кораблестроителям из РФ, Франции, Испании и Германии с предложением участвовать в тендере на поставку многофункциональных кораблей для национальных ВМС. Известно, что российская сторона предложила североафриканским военным СКР проекта 20382 «Тигр» и РК проекта 11661 «Гепард», испанская компания «Навантина» предложила проект СКР с управляемым ракетным оружием типа F100, итальянские кораблестроители представили проект фрегата типа  FREMM, а представители ОПК ФРГ предложили проект СКР МЕКО А-200 SAN.  Китайские специалисты указывают, что российский СКР был самым легким кораблем, тогда как немецкий МЕКО А-200 SAN является вторым по данному показателю, а остальные корабли обладают еще большим водоизмещением.

Известно, что тендер на строительство двух универсальных СКР морской зоны выиграли кораблестроители из Германии, а именно компания Thyssen Krupp Marine Systems, специалисты которой еще в 70-х гг. прошлого столетия разработали проект многофункционального модульного сторожевого корабля типа МЕКО. Всего, за прошедшие тридцать лет на немецких верфях было построено около 70 кораблей данного проекта для ВМС 13 стран.

По мере развития технологий, немецкие специалисты модернизировали конструкцию СКР с учетом требований о снижении радиолокационной и тепловой заметности и повышении комфортности службы экипажа. По данным китайских источников, согласно контракта между ФРГ и Алжиром, немецкая судостроительная компания TKMS за 2, 575 млрд евро построила два сторожевых корабля проекта МЕКО-А200 SAN, а также поставила в комплекте к ним:

– 64 противокорабельных ракеты RBS-15 (пр-во шведского концерна SAAB-Bofors в сотрудничестве с Diehl BGT Defence);

– 80 легких торпед MU-90 (пр-во европейского концерна EuroTorp);

– 200 зенитных управляемых ракет  Umkhonto-IR (пр-во южноафриканской компании DENEL SOC LTD);

– 6 легких палубных вертолетов МК-140 Super Lynx от известной итальянской компании Augusta Westland.

 Конструкция корабля

Известно, что при длине 122 м, ширине 16,3 м и осадке 4,4 м, стандартное водоизмещение корабля составляет 3350 тонн, а максимальное может достигать 3600 тонн.  При проектировании всей палубной надстройки немецкие специалисты провели компьютерный расчет углов наклона внешних панелей корпуса, что позволило снизить радиолокационную заметность корабля.

Китайские специалисты указывают, что все крупные технологические отверстия в местах установки торпедных аппаратов и размещения скоростных пластиковых лодок (длина каждой 7 метров) закрываются механизированными лацпортами, которые также как и корпус изготовлены из специальной маломагнитной стали. Необходимо обратить внимание, что 32 вертикальные пусковые установки для зенитных управляемых ракет (ЗУР) расположены ниже линии среза борта, корабля, что в совокупности с формой корпуса артиллерийской установки серьезно снижает заметность корабля для РЛС вероятного противника.

По данным китайского издания «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса», в центральной части корабля (в районе палубной надстройки и второй мачты) конструкторы предусмотрели устройства для получения топлива и других грузов от транспорта снабжения, который построен для ВМС Алжира на судостроительном предприятии в Испании. Также, в центральной части корабля на верхней палубе могут быть размешены два стандартных контейнера, в которых размещено вооружение и снаряжение отряда специального назначения.

В кормовой части корабля создана летная палуба длиной 27 м, обеспечивающая возможность взлета и посадки многофункционального вертолета средней весовой категории. Высокая мореходность корабля позволяет применять наличное вооружение даже при пятибалльном волнении моря.

В отношении планировки внутренних помещений корабля известно, что весь корабль поделен на девять отсеков, которые оснащены независимыми системами вентиляции, кондиционирования, защиты от химического, биологического и радиационного поражения, пожаротушения. Известно, что в каждом отсеке расположены отдельные высокоскоростные насосы, подающие забортную воду для тушения возгорания. Кроме того, цифровая система электропитания корабля отключает или подключает вспомогательные системы при повреждении в одном или нескольких отсеках.

По оценкам представителей кораблестроительных предприятий оборонно-промышленного комплекса КНР, немецкие конструкторы разработали корпус с оптимальными подводными обводами, который имеет   минимальное сопротивление для кораблей данного класса и водоизмещения, Кроме того, корабль обладает минимальной акустической заметностью, поскольку все движущиеся механизмы расположены на специальных демпферных устройствах, снижающих вибрацию и уменьшающих электрическое поле корабля.

В целом, за счет применения отработанных технологий, немецким специалистам удалось снизить себестоимость обслуживания в период всего срока службы корабля на 20%, за счет повышения уровня автоматизации численность экипажа уменьшена на 30%. Следует отметить, что компьютерное моделирование позволило разместить достаточное количество разнородного вооружения при одновременном уменьшении водоизмещения на 25%.

 

Силовая и энергетическая схема корабля

В отношении смешанной силовой установки (составлена по схеме CODOG) известно, что она состоит из одного газотурбинного двигателя LM-2500 (мощность 31000 л.с.), производства ведущей американской компании в данной области –  General Electric, которые передает крутящий момент на водометный движитель серии LIPS от  компании «Вартсила» (обеспечивает движение вперед и назад). Два 16-ти цилиндровых турбонаддувных V-образных дизельных двигателя серии 1163Т TB93 производства известной немецкой компании  MTU (каждый мощностью 16000 л.с.) передают крутящий момент через объединенный зубчатый редуктор на два пятилопастных гребных винта.

В совокупности все три двигателя обеспечивают максимальную скорость в 32,14 узла.  Два указанных дизельных двигателя обеспечивают кораблю экономическую скорость 16 узлов и позволяют развивать максимальную скорость 23 узла.  Максимальная дальность плавания корабля может достигать 7500 миль.  Следует отметить, что зубчатый редуктор позволяет передавать крутящий момент от одного двигателя на два винта, на случай если второй дизель вышел из строя.

По данным китайских источников, ширина двухярусного двигательного отсека не превышает 1/3 от общей ширины корпуса. Так на верхнем ярусе отсека расположен ГТД, который отделен от водомета двойной водонепроницаемой переборкой, дизельные двигатели расположены на нижней палубе и также герметично отделены от гребных винтов.

Следует отметить, что для повышения живучести корабля немецкие конструкторы предусмотрели водонепроницаемую переборку между ярусами ГТД и дизельных двигателей, а кроме того, отдельно размещены четыре дизельных двигателя от компании MTU, которые предназначены для работы электрогенераторов. Электросиловая группа корабля разделена на два водонепроницаемых отсека.

Китайские специалисты отмечают, что для снижения тепловой заметности и обеспечения компактности, немецкие конструкторы расположили выхлопную систему (обеспечена термоизоляция) всех указанных двигателей у ватерлинии. Подобное решение позволяет снизить температуру выхлопных газов до 100 градусов Цельсия, что также положительно сказывается на тепловой заметности корабля для вероятного противника.

По данным китайских источников данный показатель снижен на 75% по сравнению с аналогичными кораблями иностранных государств. Кроме того, для охлаждения корпуса корабля по всей поверхности расположено 300 форсунок, которые подают забортную воду, при помощи которой можно также создавать водяную завесу в случае действия в зоне химического, биологического или радиационного поражения.

 

Радиоэлектронное оснащение корабля

Как сообщают китайские источники, основа системы обнаружения надводных и воздушных целей – это механизированная трехкоординатная радиолокационная станция С-диапазона (5,40 – 5,90 ГГц) под обозначением Sea Giraffe (60 оборотов в минуту вокруг оси), обеспечивающая обнаружение воздушных целей с ЭПР 0,1 кв.м. на дальности 180 км.

Достоверно известно, что указанная РЛС может одновременно сопровождать 400 надводных целей или 200 воздушных целей или 40 источников радиоэлектронных помех. В случае необходимости борьбы с воздушными целями РЛС Sea Giraffe обеспечивает одновременное наведение 10 зенитных управляемых ракет.

Применение артиллерийского вооружения обеспечивают две радиолокационно-оптические станции CEROS 200, которые состоят из РЛС Ku-диапазона и оптико-электронной станции инфракрасного и телевизионного режимов.

Обнаружение подводных целей на дальности до 25 км, с точностью определения местоположения до 30 м. обеспечивает подкилевая активно-пассивная гидроакустическая станция UMS 4132 (активный диапазон 5250-8000 Гц, пассивный диапазон 1000-8000 Гц) производства французской компании Thales.

Все данные об оперативно-тактической обстановке, получаемые вышеперечисленными устройствами поступают в боевой информационный центр, оснащенный комплексной боевой информационной системой (БИС) открытой архитектуры 9LV Mk.4 производства компании SAAB. Данная БИС позволяет экипажу:

– распознавать надводные, подводные и воздушные цели;

– определять уровень опасности целей;

– отслеживать направление движения и координаты объектов;

– передавать данные по высокоскоростным цифровым каналам связи;

– управлять всеми системами корабля;

– получать информацию как через космические аппараты сети Интернет, так и обеспечивает подключение к региональным/национальным информационным сетям.

52.23MB | MySQL:103 | 0,441sec