О 18-й Герцлийской конференции: вопросы национальной безопасности Израиля. Часть 6

На 18-й Герцлийской конференции в рамках обсуждения аспектов национальной безопасности еврейского государства разбирался выход США из ядерного соглашения с Ираном (СВПД) и его дальнейшая судьба. На эту тему говорили не только израильские государственные и политические деятели, среди которых бывший глава «Моссада» (с 2011 по 2016 гг.) Тамир Пардо, министр образования и лидер национально-религиозной правой партии «Еврейский дом» Нафтали Беннет, председатель левой парламентской партии МЕРЕЦ Тамар Зандберг. О политике США в отношении Ирана рассуждал бывший заместитель Советника по национальной безопасности США Стивена Хэдли (в период президентства Дж.Буша-младшего) Эллиот Абрамс (еврей по происхождению).

Э.Абрамс, который хорошо известен военно-политическому руководству Израиля, поделился с участниками конференции своим пониманием позиции президента Дональда Трампа в связи с выходом США из ядерного соглашения с Ираном[i].

По его мнению, президент Дональд Трамп, советник по национальной безопасности Джон Болтон и государственный секретарь США Майк Помпео вместе с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху «поставили Иран на колени». Этому способствовала не только последняя военная атака на иранские объекты в Сирии, события, которые в последнее время происходят раз в одну-две недели, но и унижение иранской разведки; суровая речь президента Трампа, составленная в духе самых агрессивных текстов, против руководства Ирана с определенной симпатией к самому иранскому народу. Однако главное событие – объявление Трампа о введении тяжелых экономических санкций (с августа 2018 года), которые к тому же удалят из Ирана европейские и мировые компании. Ряд унижений Ирана был дополнен фактом встречи Б.Нетаньяху с В.Путиным по случаю Парада Победы в Москве.

В то же время Россия за последние годы не собиралась отступать в Сирии ни на шаг и не воспрепятствовала вступлению иранских войск на сирийскую территорию, несмотря на ряд личных встреч между Путиным и Нетаньяху.

Абрамс полагает, что заявление президента Трампа о выходе Соединенных Штатов из соглашения и восстановлении санкций в соответствии с законодательными полномочиями американского Департамента казначейства [Министерства финансов США], изменило правила игры. «Россия не намерена покидать соглашение, а другие страны – Китай, Германия, Великобритания и Франция – заранее объявили, что они остаются в соглашении с Ираном. Теперь они могут убедить иранцев вернуться за стол переговоров, что на данном этапе представляется предприятием почти безнадежным. Да и захочет ли Израиль вернуться к переговорам, предложенным президентом Трампом, после того как Иран унижен и понес такие экономические потери?»

Абрамс уверен в том, что «если бы Трамп остался в этом соглашении, то это была бы катастрофа». «Если бы он не заявил о выходе из соглашения, то в мире сложилось бы впечатление, что он сдался. Сейчас же, по крайней мере, у нас есть возможность двигаться вперед так, чтобы США воспринимались как сильная держава». По его мнению, США поступают по аналогии с западными странами, которые несколько десятилетий назад смогли экономически воздействовать на советский блок. Абрамс надеется, что эта формула [экономического давления] сработает и в случае с Ираном – «население хочет, чтобы режим прекратил тратить миллиарды на Сирию, и это может сыграть в нашу пользу».

В Израиле надежды Абрамса разделяют многие. В частности, Нафтали Беннет уверен, что «для иранского режима пошел обратный отсчет». По его словам «в Тегеране сидит спрут. Он посылает своих эмиссаров во все точки Ближнего Востока. Иранцы не любят умирать, и они направляют других умирать за них. Иран – это не деспотия, а демократическая диктатура. Пока мы проливаем кровь его щупальцев в Газе и Ливане, голова спрута вне опасности. Мы ходим по голове осьминога, и не будем тратить энергию на его щупальца». Ирану, по мнению Беннета, в Сирии «можно организовать второй Вьетнам»[ii].

Лидер партии «Еш атид» («Есть будущее») Яир Лапид солидарен с антииранской политикой Б.Нетаньху в стратегическом плане, но расходится с ним в вопросах тактики. Он убежден в том, что после выхода США из СВПД, все усилия Израиля должны быть направлены на то, чтобы страны ЕС также заставить выйти из соглашения с Ираном.

В одной из предыдущих статей о работе 18-й Герцлийской конференции мы говорили о точке зрения (относительно выхода США из СВПД) директора Института исследования национальной безопасности Тель-Авивского университета и бывшего директора военно-политического бюро Министерства обороны Израиля Амоса Гилада[iii]. Добавим, что генерал-майора в отставке беспокоит то, что Трамп отказался от соглашения с Ираном «без каких-либо оснований». «Международные соглашения необходимо каким-то образом уважать. Теперь получается так, что Иран соблюдал соглашение, а Соединенные Штаты его нарушили».

Позиция Тамира Пардо близка к тем представителям ЦАХАЛа, кто не разделяет чувства удовлетворения, испытываемого израильским премьер-министром и его окружением в связи с решением Дональда Трампа[iv]. Бывший глава «Моссада» не видит смысла в разрушении достигнутого в 2015 году соглашения, т.к. «Иран полностью его соблюдает», и взамен все равно придется достигнуть новой договоренности. Несмотря на то, что Пардо отмечает пробелы в СВПД, по его мнению, лучше оставить действующее соглашение, пока Иран выполняет предусмотренные в документе требования, и не выходить из него прежде времени.

Более того, Пардо раскритиковал аргументы Трампа и Нетаньяху в пользу выхода из соглашения, которые заключаются в том, что Иран лгал по поводу отсутствия у него намерений развивать ядерную программу. По словам Пардо, все лидеры государств, которые стремились обзавестись ядерным оружием, лгали. «Мы должны исходить из предположения, что они будут лгать, поэтому мы должны будем их снова проверять до тех пор, пока однажды не добьемся от них осознания того, что лгать – это пустая трата времени». По словам Пардо – это вполне реальная задача.

После утверждения о том, что все главы государств, которые стремятся приобрести ядерное оружие, лгут, Пардо не могли не спросить относительно того, приходилось ли врать по данному вопросу израильскому руководству? На что тот вскинул руки вверх и загадочно улыбаясь, произнес – «Я же «Моссад»». Вести разговоры на такие темы он, понятно, не может. Единственное его замечание, что он вообще «не в теме» относительно якобы имевшейся у Израиля программы ядерного оружия.

Среди «плюсов» СВПД бывший глава «Моссада» называет то, что после заключения ядерной сделки Иран присоединился к западной коалиции против ИГ и внес в эту борьбу существенный вклад.

Что касается кибер-угроз, то Пардо заметил, что одна кибер-атака «может превратить пять ядерных энергетических установок в ряд Чернобылей». В этой области необходимо взаимодействие с МАГАТЭ – «это единственное решение, если мы хотим бороться с данной угрозой».

Тамар Зандберг по поводу решения Трампа о выходе из ядерного соглашения с Ираном заявила, что она не видит убедительного объяснения, почему израильское правительство подтолкнуло американцев к выходу из СВПД, не предложив ничего взамен. При этом она сама уверена в том, что «альтернативами имеющемуся соглашению являются ядерный Иран или война, и обе эти альтернативы намного хуже. Главы оппозиционных партий, которые изворачиваются и пытаются охватить Биби справа, являются азартными игроками, манипулирующими человеческими жизнями. Бомбоубежища были открыты в Кирьят-Шмона и в районе Голанских высот, а не в Вашингтоне или Париже»[v].

Государственный контролер Израиля, бывший судья Йосеф Шапира на конференции после очередной конфронтации между ЦАХАЛом и иранскими силами «Кудс» в районе Голанских высот говорил о том, что «по-прежнему существуют пробелы в готовности внутреннего фронта к защите от ракетных обстрелов, особенно на севере страны». Ситуация такова, что она будет являться ключевой темой обсуждения на последующих конференциях. За последние годы многое было сделано, но и предстоит сделать немало в области организации обороны тыла. Существуют пробелы, и некоторые из них весьма серьезны при подготовке к физической защите населения, особенно в северных поселениях, в плане обнаружения угрозы и предупреждения граждан, и даже в планировании эвакуации населения в случае необходимости. Выявленные пробелы увеличивают риск для жизней местных жителей во время боевых действий.

Он призвал все ответственные структуры в израильском правительстве направить усилия на решение насущных проблем в сфере подготовки внутреннего фронта к возможным вооруженным инцидентам[vi].

Политический обозреватель Таль Шнайдер пишет о том, что за два дня до оглашения решения Трампа по СВПД были одними из самых напряженных, которые когда-либо переживали в Израиле. Любой, кто следил за заявлениями израильских лидеров в течение многих лет, мог бы это подтвердить. Отмена выступления начальника Генштаба на Герцлийской конференции за несколько часов до объявления решения Трампа. Несколько сообщений об осуществлении мер безопасности и подготовке к обороне. Распоряжение об открытии бомбоубежищ в районе Голанских высот, военные самолеты, пролетающие над головами жителей северной части страны. Сообщения о мобилизации резервистов отдельных воинских подразделений. Все это не ускользнуло от внимания жителей Израиля.

Депутат Амир Перец, бывший министр обороны, возглавляющий подкомитет по подготовке тыла Комитета Кнессета по иностранным делам и обороне, назначил совещание по изучению степени готовности властей к чрезвычайным ситуациям, в т.ч. выявлению бюджетных пробелов в области организации обороны, подготовки поселений к эвакуации, помощи нуждающимся гражданам и снабжения предметами первой необходимости. А.Перец вызвал представителей Национального агентства по управлению чрезвычайными ситуациями Израиля, командования тыла, Совета национальной безопасности и руководителей местных властей из приграничных районов. По его словам, правительство должно завершить ряд мероприятий в области подготовки тыла, которые еще не были выполнены.

Политическую ситуацию, обострившуюся в связи с действиями Вашингтона в отношении «иранской ядерной сделки», обсуждают во всем мире. В мировых столицах принимаются те или иные политические и экономические решения относительно Тегерана. Но «иранская проблема», помимо самого Ирана, имеет вполне конкретное и реальное преломление в повседневной жизни граждан Израиля.

[i] Трамп поставил Иран на колени, но что теперь будет? // «Глоубс». 10.05.2018. URL: http://www.globes.co.il/news/article.aspx?fbdid=1001235345 (на иврите)

[ii] Баркат: «Жители Восточного Иерусалима осознали, что происходит нечто масштабное» // Маарив. 09.05.2018. URL: http://www.maariv.co.il/news/military/Article-637391 (на иврите)

[iii] О 18-й Герцлийской конференции: вопросы национальной безопасности Израиля. Часть 4

// Институт Ближнего Востока. 22.05.2018. URL: http://www.iimes.ru/?p=44514

[iv] Нам понадобится новая ядерная сделка, предупреждает бывший глава «Моссада» Тамир Пардо // Jerusalem Post. 10.05.2018. URL: https://www.idc.ac.il/he/whatsup/Documents/63448153_19371_090518082605_6.PDF

[v] Тамар Зандберг: «Альтернативы соглашению – ядерный Иран или война» // Радио 93fm. 10.05.2018. URL: http://www.93fm.co.il/radio/462005/ (на иврите)

[vi] Контролер на фоне столкновений: «На севере по-прежнему существуют пробелы в обороне тыла» // Ynet. 10.05.2018. URL: https://www.ynet.co.il/articles/0%2c7340%2cL-5256787%2c00.html (на иврите)

62.84MB | MySQL:102 | 0,566sec