Выборная программа-2018 Партии справедливости и развития. Часть 2

Продолжаем обзор предвыборной программы Партии справедливости и развития, которую на суд публики в Анкаре 24 мая с.г. представил действующий президент страны Р.Т.Эрдоган.

Вслед за цифровой Турцией президент заговорил о «приятном», то есть о женщинах. Это, вообще, довольно интересный момент. Как показывает практика, говорить о равенстве и о создании рабочих мест для женщин в Турции – это приблизительно то же самое, как, буквально обязанность, для кандидатов-будущих президентов США показать себя на публике хорошими семьянинами. Ну, поскольку, Турция – и так, как ни крути, страна мусульманская, то хорошие семьянины — и так все и этим никого не удивить. А вот женский вопрос в стране заботит очень сильно: а) самих женщин, б) тех прогрессивных мужчин, которые за демократию.

Отдавая дань этой политической традиции, президент Эрдоган указал на то, что двигателем турецкого прогресса должно стать молодое и динамичное население страны. Что же до турецких женщин, то турецкий президент пообещал увеличить участие женщин в рабочей силе страны до 40% (в настоящее время этот показатель находится на уровне чуть выше 30% и, если смотреть по сегментам общества, то сильно варьируется в зависимости от образовательного уровня – чем он выше, тем больше вовлеченость – В.К.).

Как указал турецкий президент в ходе своего выступления, Турция приблизилась к верхней планке среди стран со средним уровнем доходов. Целью же на предстоящую каденцию, которую ставит перед собой ПСР, является перейти в высшую лигу стран с высоким уровнем доходов. При этом президент Эрдоган выражал абсолютную уверенность в том, что для Турции – эта задача по силам.

И здесь речь, по словам турецкого лидера, идет не только о том, чтобы обеспечить стране высокие темпы экономического роста, а ещё и о том, чтобы добиваться справедливого разделения доходов между всеми слоями общества. Основой же экономического роста должна стать высокотехнологичная промышленность, на развитие которой будут брошены отчисления на НИОКР в размере 2% от ВВП (этот показатель в Турции, как следует из данных Турецкого агентства по статистике /TUIK/, действительно подрастает: с 0,51% в 2001 году до 0,94% в 2016 году – В.К.). Не мог здесь турецкий президент не упомянуть про меры поддержки малого и среднего бизнеса, а также про общую задачу по увеличению предпринимательского класса и по росту числа брендов в стране.

Касательно последнего тезиса отметим, что нынешнее турецкое руководство и правда пытается развивать свой малый и средний бизнес, предоставляя им различные налоговые послабления, а также прямые и косвенные субсидии. Предпринимательство – органичная часть турецкой культуры. Однако, невзирая ни на какую поддержку, есть проблемы, которые её перевешивают: а) трудный доступ к высшему образованию, б) в целом высокое налоговое бремя, в) высокие расценки на электроэнергию и топливо. Самым же серьезным обстоятельством является непрекращающийся обвал последних месяцев турецкой лиры, который крупному бизнесу пусть и сделает больно, но оставит в живых, а вот малый и средний бизнес, возникший в последние годы на волне экономического роста, в этом и ближайшем году он изрядно проредит.

Не преминул турецкий лидер упомянуть и про военно-промышленный комплекс страны, который планируется сделать не только автономным и полностью себя обеспечивающим, но и превратить в значимую статью экспортных доходов страны. При этом ВПК трактуется Р.Т.Эрдоганом достаточно широко: сюда же им были отнесены различные кибер-технологии.

Говоря о безопасности страны, Р.Т.Эрдоган отдельно отметил энергетическую и продовольственную безопасность, которая должна реализовываться на самом высоком уровне.

Делая свой комментарий: в отношении безопасности Турции надо четко отдавать себе отчет в следующем. Во-первых, Турция – нетто-импортёр энергоносителей и безопасность может реализоваться лишь через меры по формированию пула надежных поставщиков и их диверсификации. Что позволит стране бесперебойно получать сырье по приемлемым ценам. Этого факта изменить невозможно и никакая геологоразведка на территории страны не поможет – в Турции нет ни нефти, ни газа в промышленных масштабах.

Во-вторых, в сфере продовольственной безопасности для Турции в последние годы звучат, непривычно для неё, тревожные «звоночки». Речь идет о том, что страна превращается в нетто-импортера пшеницы и все в больших объемах импортирует из-за рубежа говядину. Даже эмпирически напрашивается вывод о том, что обеспечение продовольственной безопасности Турции находится в настоящее время на неудовлетворительном уровне для, в значительной мере, аграрной страны.

Касательно будущей роли Турции, то президент Р.Т.Эрдоган видит её в том, что страна сыграет важную роль в том, чтобы ликвидировать проблемы и удовлетворить ожидания развивающихся стран мира. При этом сама страна продолжит укреплять отношения с Европейским союзом, с целью обеспечить создание добавленной стоимости в регионе. По-классически прозвучал и вечный тезис турецкой дипломатии о том, что «мир больше чем пятерка (стран-постоянных членов СБ ООН – В.К.)». Иными словами, о том, что организации вроде ООН нуждаются в реформировании сообразно веяниям времени.

62.55MB | MySQL:102 | 0,507sec