Признание США как способ легитимизации израильских границ

Важным элементом израильской политики был и остается вопрос закрепления суверенитета над территориями, которые государство по праву считает своими. В прошлом важнейшей вехой на этом направлении было принятие законов, в соответствии с которыми Иерусалим и Голанские высоты были признаны неотъемлемой частью страны (Основной закон об Иерусалиме – столице Израиля 1980 г., Закон о Голанских высотах 1981 г.). Однако этого оказалось, разумеется, недостаточно с международно-политической точки зрения, особенно учитывая факт существования Израиля в весьма враждебном окружении, трактующем любой шаг в отношении упомянутых территориальных единиц как посягательство на их интересы.

Приход Д.Трампа на пост президента США обозначил еще один механизм, позволяющий закрепить за Израилем право на названные территории. Первым стал шаг в отношении Иерусалима, который с переносом туда американского посольства стал пусть и частично, но признанной международным сообществом столицей страны. Дополнительный позитивный фон для этого создали аналогичные решения Гватемалы и Парагвая. Однако стоит учесть, что т.н. «иерусалимская декларация» все же была основана на акте Конгресса США 1995 г. Помимо этого перенос посольства входил в число предвыборных обещаний Д.Трампа.

В феврале во время своего трехдневного визита в США премьер-министр Израиля Б.Нетаньяху предпринял попытку открыто обсудить с Д.Трампом и вице-президентом М.Пенсом еще один территориальный вопрос – Голаны, пользуясь позитивным контекстом заявлений о беспрецедентной дружбе двух государств. Тогда глава израильского правительства делал ставку на то, чтобы показать стратегическое значение территории с точки зрения общего обеспечения безопасности страны, поскольку о приверженности именно этой части интересов ближневосточного партнера много говорила новая администрация. При этом для борьбы с какой именно из угроз это необходимо, четко не артикулировалось. В среду в распоряжении израильской прессы оказалось письмо, отправленное депутатом от партии Ликуд, членом комиссии по иностранным делам и обороне Й.Кишем на имя посла США в Израиле Д.Фридмана. В нем парламентарий призвал Вашингтон признать юрисдикцию страны над Голанами, утверждая: «мы верим, что официальное американское признание Голанских высот израильской территорией станет естественным продолжением текущей политики США  в регионе».

В тот же день аналогичную мысль высказал член военно-политического кабинета Израиля, министр разведки И.Кац (Ликуд), сообщивший что этот вопрос сейчас лидирует среди пунктов двусторонней повестки дня американо-израильских отношений. При этом любопытно, что ссылаясь, как и Й.Киш, на последовательность курса администрации Д.Трампа, И.Кац поставил этот элемент переговоров не в один ряд с «иерусалимской декларацией», а вписал его в стратегию действий против экспансии Ирана на Ближнем Востоке. Так, цитируя министра разведки: «Это идеальное время, чтобы сделать такой шаг. Самым болезненным ответом, который вы можете дать иранцам, является признание суверенитета Израиля над Голанскими высотами…». При этом, как полагает И.Кац, процесс все же должен строиться по такому же принципу, что и признание Иерусалима израильской столицей, т.е. включать в себя официальное объявление о данном решении, его провозглашение президентом США и документальное закрепление.

Вашингтон энтузиазма на этом направлении явно не испытывает. Официальный ответ Белого дома на предложение признать израильскую юрисдикцию над Голанами свелся лишь к тому, что стороны действительно обсуждают широкий спектр тем, а есть среди них упомянутая территория или нет, достоянием прессы США сейчас делать не намерены. И причина тому ясна – Россия, которая явно не удовлетвориться такого рода действиями, учитывая свои интересы в Сирии. Надо сказать, что это понимает и Израиль. Так, сам И.Кац отметил, что, по его мнению, конфронтации Москвы и Вашингтона этот шаг не вызовет, однако, уже факт упоминания этой проблемы говорит о том, что Иерусалим такой сценарий явно прорабатывает.

Впрочем, молчание в данном случае, если не знак согласия, то и не отрицательный ответ, поскольку администрация Д.Трампа, в отличие от его предшественника, дает своему ближневосточному партнеру пусть и неофициальное, но признание еще одной важной для него территориальной проблемы – поселений. Выдавить из американских переговорщиков, посещавших Ближний Восток с серией визитов в рамках подготовки палестино-израильской сделки, ответ на вопрос о том, что будет с поселениями так и не получилось. При этом Иерусалим, по сути, так никто в их строительстве не остановил, а Д.Трамп лишь рекомендовал Б.Нетаньяху быть осторожнее. Последний старается, что, впрочем, не исключает одобрения новых строительных планов. Так, в конце недели стало известно, что готовится окончательное решение по возведению 2500 единиц жилья в 30 населенных пунктах. Осмотрительность этого шага заключается в том, что сюда, судя по информации Haaretz, ссылающейся на министра обороны  А.Либермана, фактически входит часть уже одобренных объектов, в результате новых ожидается около 1000. А действие в собственных интересах с молчаливого одобрения подтверждается тем, что строительство планируется в окрестностях таких спорных пунктов, как Маале-Адумим и Ариэль.

Таким образом, пока весь мир рассуждает о странности действий Д.Трампа, Израиль пытается делать из доставшегося ему лимона лимонад, стараясь благодаря лояльности нынешней американской администрации, которая может уже и не повториться при последователях, добиться частичного международного признания своего суверенитета над стратегически значимыми территориями. Ожидать, что все получиться так, как Иерусалим планирует, пока все же не приходится. Хотя отсутствие серьезного прессинга страны, которое было характерно для Б.Обамы, уже является заметным плюсом, позволяющим решать многие важные задачи, пусть и не получая официального признания.

62.54MB | MySQL:102 | 0,678sec