О влиянии сирийского фактора на американо-турецкие отношения

Представители Госдепартамента проведут в пятницу в Анкаре переговоры с коллегами из Министерства иностранных дел Турции. Об этом заявил в пятницу официальный представитель МИД республики Хами Аксой. «Делегация из США сегодня приедет в Анкару, темой переговоров станет ситуация вокруг [сирийского города] Манбиджа», — сказал он. Аксой также подтвердил, что министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу отправится 4 июня с визитом в США с целью обсудить «дорожную карту по Манбиджу». В последнее время отношения между Турцией и США переживают сложный период, главной из причин которого является поддержка Вашингтоном сирийских курдов. После визита в середине февраля в турецкую столицу занимавшего на тот момент пост госсекретаря США Рекса Тиллерсона стороны заявили о намерении работать над нормализацией отношений. Однако после отставки Тиллерсона с поста главы Госдепартамента Турция решила отложить ответный визит Чавушоглу в Вашингтон. В Анкаре рассчитывают, что приход на эту должность экс-директора ЦРУ Майкла Помпео не повлияет на совместные планы двух стран, в том числе и в вопросе о сирийском городе Манбидж. Сирийский Манбидж на протяжении нескольких лет является предметом спора между Анкарой и Вашингтоном. Бывший вице-президент США Джозеф Байден еще в 2016 году пообещал, что все бойцы курдских формирований «Силы народной самообороны» (СНС), которые входят в состав коалиции «Силы демократической Сирии» (СДС), покинут этот населенный пункт и перейдут на восточный берег реки Евфрат после освобождения Манбиджа от боевиков запрещенной в России террористической группировки «Исламское государство». В Турции считают, что отряды СНС могут взять под свой контроль многокилометровую зону на границе двух стран. Президент Турции Р.Т.Эрдоган уже несколько раз заявлял, что операция «Оливковая ветвь», которую Турция проводит на севере Сирии, может распространиться на город Манбидж, настоятельно рекомендовал США вывести оттуда свои подразделения. В начале февраля Бекир Боздаг сказал, что ВС Турции могут войти в Манбидж, если силы СНС не покинут этот город, а мишенью могут стать даже американские военнослужащие, одетые в униформу СНС. После отставки госсекретаря США Рекса Тиллерсона официальный представитель турецкого лидера Ибрагим Калын 15 марта заявил, что Анкара и Вашингтон подготовили «дорожную карту по Манбиджу, планируется создание зоны безопасности» вокруг этого населенного пункта при условии, что «США сдержат данные ранее обещания». Специально для И.Калына напомним, что американцы не сдержали ни одного данного туркам обещания применительно к курдской проблеме. Тот же Дональд Трамп неоднократно на заре своего президентства говорил о прекращении поддержки курдов. Он вообще много чего обещает, только вот относиться к этому надо очень философски. Турция же между тем ожидает, что США выведут из Манбиджа бойцов курдских формирований (СНС) к востоку от реки Евфрат. И в общем-то напрасно. В этой связи начнем с того, что новый госсекретарь М.Помпео вряд ли играет в этом вопросе какую-то самостоятельную и определяющую роль. Как собственно, и во всех остальных международных делах. Его назначение на этот пост было обусловлено именно этим соображением президента США Д.Трампа: иметь на этом посту человека, который не будет заниматься ерундой а-ля Тиллерсон и не будет пытаться формировать собственную повестку дня в международной политике и пытаться влиять на нее. Помпео — это просто «говорящая голова», которая озвучивает мнение Трампа. Причем иногда очень неумно, но зато исполнительно. Новый госсекретарь обладает главной особенностью: в отличие от Тиллерсона он всегда говорит то, что хочет слышать президент, а не то, что есть на самом деле. И в этом ключе он отметился еще на посту главы ЦРУ США, когда в ряде своих докладов на ту или иную тему нес откровенную ерунду. В частности, в отношении ситуации в Афганистане. Сейчас он в принципе также всячески сглаживает углы для уха президента, что особенно заметно в отношении темы выхода США из СВПД и соответствующей реакции на это стран ЕС. Таким образом, ничего нового для себя министр иностранных дел Турции в США не услышит. Тем более, что сам Чавушоглу также является собственно «тенью Р.Т.Эрдогана» и известен тем, что в течение дня может делать противоречащие друг другу заявления, которые при этом совпадают в тем или иным высказыванием импульсивного турецкого президента. В этой связи ожидать, что две эти «креативные фигуры» мировой политики смогут чего-то организовать прорывное во время своих консультаций, сложно. Если только турецкий президент не запросит капитуляции, и не публично заявит американским партнерам о том, что Анкара выйдет из всех форматов сотрудничества с Россией и Ираном по Сирии, а также откажется от покупки ЗРК С-400. Вот собственно ровно для этого турецкого министра иностранных дел и пригласили в Вашингтон, но никак не для обсуждения темы по Манбиджу в рамках какого-то компромисса. И для нужного фона такого разговора американцы сейчас создают необходимые внешние условия. Про девальвацию турецкой лиры не без прямого регулирования этого процесса со стороны США мы уже сообщали. Но есть и шаги менее закамуфлированные под основные тенденции мировой экономики. Турция может принять ответные меры против США, если Вашингтон откажется поставить Анкаре истребители пятого поколения F-35. О такой возможности заявил в пятницу официальный представитель МИД республики Хами Аксой. «Если подобные шаги будут сделаны, то мы будем вынуждены ответить на них», — сказал он в ответ на просьбу журналистов прокомментировать новость о том, что в Конгрессе США хотят запретить поставки Турции американского оружия из-за закупок российских С-400. В пятницу стало известно, что Палата представителей Конгресса США приняла законопроект о бюджете Пентагона на 2019 финансовый год. Он лишает министра обороны возможности одобрить поставку Турции американского вооружения без предоставления специального доклада, касающегося покупки Анкарой российских зенитных ракетных комплексов С-400. Турция заявляла о намерении закупить более 100 истребителей F-35A. Предлагаемая американскими законодателями мера может серьезно помешать этому контракту. Ранее госсекретарь США Майкл Помпео на слушаниях в комитете по иностранным делам Палаты представителей сообщил, что администрация президента Дональда Трампа продолжает предпринимать усилия, нацеленные на то, чтобы Турция отказалась от приобретения у России С-400. По его словам, США надеются, что Турция никогда не получит эти системы. Окончательного решения Вашингтон пока не принял. То есть подвесил ситуацию до июня и визита министра иностранных дел Турции. Он должен ясно артикулировать позицию Анкары по этому вопросу, а не выдвигать какие-то условия по Манбиджу. Тем более, что реально принять какие-то «ответные меры» в ответ на американский шаг Анкара не сможет. Ситуацию в данном случае характеризует еще и тот факт, что и США, и страны ЕС уже довольно продолжительное время блокируют поставки Турции необходимых Анкаре типов вооружения, на что та постоянно жалуется.
Для решения вопроса по Манбиджу турки должны разговаривать с Министерством обороны США, которое играет ведущую роль в определении линии поведения США на сирийском направлении, но никак не с госсекретарем США. А американские военные совершенно не готовы выводить свои силы и силы курдов из Манбиджа, который собственно является одним из основных принципиальных столпов в рамках их тактики на севере Сирии. Достаточно вспомнить реакцию Пентагона на все движения турок в рамках их операции в Африне. Тогда она была очень жесткой. Мало того, что американцы сосредоточили в районе этого города помимо дополнительных отрядов курдов еще и свои силы, так они еще и вынудили французских коллег направить в этот город свой контингент. Пусть и символичный, но вот только символ это оказался для турецкой стороны очень примечательным: им четко и без всяких намеков сказали о том, что в случае дальнейшего наступления на Манбидж им придется воевать собственно с американской коалицией, а не только и столько с курдами. И Анкара тогда очень быстро спасовала. Она вообще пасует всегда, когда речь идет о потенциальной возможности военного столкновения с серьезными противниками типа России, Ирана, США или какой-то страны НАТО. Пожалуй, только кроме Греции. Американцы тогда пошли на фактическую сдачу туркам Африна, но это мотивировалось рядом тактических соображений, и прежде всего основными двумя: этот курдский анклав имел крайне неблагоприятное стратегическое положение с точки зрения материально-технической поддержки отрядов дислоцирующихся там курдов: это надо было делать исключительно через зоны, которые контролируют сирийских правительственные, что автоматически делало роль Москвы и Дамаска в этом вопросе ключевым фактором и, хочешь-не хочешь, заставляло курдов вступать в открытое сотрудничества в этими силами. Американцам это не нравилось, и не нравилось активно, поскольку установление каких-то союзнических отношений между курдами и российской стороной может в конечном счете привести к какому-то прочному союзу между ними. Во-вторых, силы курдов тем самым отвлекались на второстепенное направление, оголяя более важные направления и создавая восточнее Евфрата очевидный вакуум силы. И тем самым рушилась стратегия Вашингтона по созданию там альтернативных от Дамаска центров исполнительной и военной силы местных суннитов. Возвращение курдов в этот район из Африна и частично из-под Манбиджа в этой связи был гарантирован со стороны американцев двумя вопросами: они обещали курдам не допустить дальнейшего продвижения протурецких сил в сторону Манбиджа и Хасеке, а также резко усилили финансовый компонент поддержки. Курды, как собственно практически всегда и бывало в их новейшей истории, откровенно продали свой Африн под эти условия. То есть, в очередной раз пошли на «меньшее зло», как это преподается их пропагандистским аппаратом.
В этой связи закономерен вопрос: насколько далеко готовы пойти турки и американцы в рамках своих взаимных уступок? Рискнем предположить, что в случае темы Манбиджа у США отличное от Турции видение вопроса. Даже в случае частичного вывода оттуда курдских отрядов, что может быть обусловлено прежде всего интересами поддержания необходимого военного баланса восточнее Евфрата в условиях нарастания суннитско-курдских трений и попыток проиранских ополченцев расширить там зону своего присутствия, а не «хотелками» Анкары, протурецких сил там не будет. Как не будет никаких внятных переговоров с Анкарой во время президентства лично Р.Эрдогана в отношении какой-то серьезной кооперации на сирийском направлении. Если бы Пентагон полагал, что в Сирии надо полагаться на протурецкие группы и альянс с Турцией в принципе, то он бы это делал бы уже давно, а не разыгрывал бы во многом рискованную по многим причинам курдскую карту в рамках создания своей опоры в Сирии. Общая с турками программа подготовки и экипировки «новой сирийской оппозиции» в общем-то приказала долго жить еще на финальном этапе пребывания Б.Обамы в Белом доме. Этот эксперимент был признан неудачным, и указ Трампа о прекращении программы ЦРУ США по поддержке сирийской оппозиции был финальным аккордом. И окончательным, поскольку теперь «пальму первенства» на сирийском направлении прочно держит Пентагон. При этом американцы не испытывают дефицита при давлении на турецкую сторону в рамках их нынешнего положения, а турки ничего противопоставить такого решению не могут. Помимо может быть только контракта на покупку С-400. В силу внутренних и внешних причин Анкара не в состоянии сейчас вести серьезную военную политику на севере Сирии для расширения уровня своего влияния на сирийском направлении. Армию продолжает лихорадить кадровыми чистками и атмосферой всеобщей паранойи в рамках поисков сторонников ФЕТО, не хватает боеприпасов и ряда образцов современной техники, а протурецкие группировки повстанцев мало того, что понесли серьезные потери во время взятия Африна, так и еще в принципе продемонстрировали там очень неудовлетворительный боевой потенциал. Но самое главное — Р.Т.Эрдоган является для американцев недоговороспособным партнером, в том числе и в рамках личного отношения Д.Трампа к идеологии «Братьев-мусульман». И США, и ЕС ждут его ухода. И до итогов предстоящих досрочных выборов 24 июня, на которые США и их западные союзники откровенно делают ставку в рамках минимизации уровня влияния Р.Т.Эрдогана, как минимум, никаких серьезных договоренностей с Анкарой они заключать не собираются. Если серьезно, то США волнует только вопрос покупки С-400, и они ожидают нужной себе трансформации Анкары по этому вопросу опять же в случае серьезного поражения Р.Т.Эрдогана на предстоящих выборах. А сам президент Турции не может себе позволить откровенный прогиб под США сейчас опять же в силу фактора выборов, основной интригой которого становится позиция как раз националистического сегмента турецкого общества. Именно отток националистов из-под знамен альянса Р.Т.Эрдогана в лагерь его конкурентов из «Хорошей партии», которая возникла опять же не без участия американских НПО, и вынудил его идти на досрочные выборы. Плюс крайне сложное положение в экономике. И это все резко снижает договорные козыри Р.Т.Эрдогана. Сейчас он вынужден в рамках реверансов националистам поддерживать нужный тон своей риторики и по вопросу палестинской проблемы, и по теме С-400, а это означает отсутствие базы для достижения любых устраивающих американцев договоренностей с ним на данном этапе. Другими словами, тема отказа от покупки С-400 пока не укладывается в предвыборные резоны Р.Т.Эрдогана. И если он на такой шаг сейчас пойдет — это будет означать, что его предвыборные прогнозы и дела в экономике очень плохи. Если вдруг стороны по итогам консультаций в июне заговорят «о прогрессе» в отношениях, то это будет ясным индикатором того, что Р.Т.Эрдоган пообещает пока не публично, но разорвать сделку по С-400 с Россией, но только после проведения выборов.

52.28MB | MySQL:103 | 0,496sec