Участники Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе договорились выработать защитные механизмы от восстанавливаемых против Тегерана американских санкций. Об этом говорится в пятничном сообщении МИД РФ по итогам состоявшегося в Вене заседания комиссии по выполнению соглашения. «Участниками выражено общее глубокое разочарование в связи с односторонним и необоснованным решением Вашингтона о выходе из СВПД, — обратили внимание в дипведомстве РФ. — Российская делегация также подчеркнула, что подобный шаг является существенным нарушением всеобъемлющих договоренностей по иранской ядерной программе, а также резолюции СБ ООН 2231 (2015), и по факту лишает США всех прав в контексте СВПД. Были предметно обсуждены последствия американского решения с точки зрения дальнейшей полноценной реализации всех аспектов договоренности». «Комиссия подтвердила принципиальную важность сохранения СВПД для поддержания международной и региональной безопасности, — отметили на Смоленской площади. — В этих целях в самое ближайшее время имеется в виду интенсифицировать совместные усилия по выработке защитных механизмов от потенциального воздействия восстанавливаемых экстерриториальных антииранских санкций США в интересах поддержания нормального международного торгово-экономического сотрудничества с Ираном». Политические директора Ирана и «пятерки» (Великобритания, Германия, Китай, Россия и Франция) в пятницу на внеочередном заседании Совместной комиссии в Вене обсудили выполнение СВПД. Данная комиссия впервые собралась в усеченном составе с момента начала реализации иранской сделки в январе 2016 года. США отказались продолжать быть стороной соглашения и больше не присутствуют на встречах. Участники поставили перед собой цель рассмотреть последствия выхода Вашингтона из ядерной сделки и обсудить пути дальнейшего обеспечения выполнения соглашения во всех ее аспектах. В этой связи особо отметим следующее. Выражать «озабоченности» — это обычная дипломатическая практика, за которой должны стоять конкретные действия. В противном случае эти «озабоченности» ничего не стоят. И поэтому для будущего СВПД (а если глобальнее — для региональной стабильности на среднесрочную перспективу) важны действия прежде всего ЕС на направлении выработки конкретных контрмер по возможному купированию негативных финансовых последствий для европейских компаний. И вот в этом вопросе, похоже, конкретики нет. Отметим позицию Парижа, которая более или менее четко была обозначена президентом Э.Макроном в Санкт-Петербурге. Отметим для начала тот момент, что Париж не собирается финансово компенсировать своим компаниям возможные издержки от продолжения своего пребывания на иранском рынке. Крупные французские компании, интересы которых могут пострадать из-за возобновления санкций США против Ирана, должны сами принимать для себя решения, как работать в сложившихся условиях — власти Франции не будут тратить средства налогоплательщиков на компенсацию убытков. Об этом заявил в пятницу президент Франции Эмманюэль Макрон, выступая на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). «Я не могу защищать французские компании, работающие в Соединенных Штатах и акции которых котируются на мировых площадках, на бирже в Нью-Йорке, если американцы решат помимо санкций против Ирана ввести еще санкции на действия этих компаний в их стране. Тогда начнется уже что-то совсем плохое для всех. Но могу ли я им сказать: Я вас защищу, я использую деньги налогоплательщиков, чтобы компенсировать вам все потенциальные издержки? Нет, это будет неверное использование средств налогоплательщиков, и это было бы неприемлемо», — заявил Макрон. Интересная трансформация позиции, поскольку изначально никто не имел ввиду какие-то финансовые обязательства со стороны государства. От него прежде всего требуется законодательная защита интересов компаний, в том числе и прежде всего с точки зрения юридической и дипломатической защиты своих корпораций от возможного американского экономического давления. А это подразумевает, если очень грубо, аналогичный прессинг на американские компании и бизнес-интересы в случае таких штрафов. С аннулированием на уровне общеевропейского законодательства их легитимности. Собственно вот ровно такой позиции от Брюсселя и основных европейских столиц ждет европейский бизнес применительно к перспективам своего продолжения участия в иранских проектах. Брюссель должен обеспечит европейской банковской системе комплексную защиту от любых санкций США. Это условие собственно и выдвигает Иран в рамках сохранения своего участия в СВПД. Он требует гарантий свободы своих финансовых операций через европейскую банковскую систему прежде всего, поскольку без этого компонента невозможно присутствие европейского бизнеса в Иране. И это основное условие Тегерана и отношение к нему со стороны Парижа французский президент с Санкт-Петербурге очень грамотно обошел. Мы не слышали никакой реакции на эти требования иранцев и со стороны Берлина. Это означает по факту только то, что никакой внятной позиции ЕС по этому вопросу пока нет.
При этом французский президент выдвинул еще одно встречное предложение в рамках сохранения СВПД. Ядерная сделка с Ираном должна быть дополнена новыми соглашениями, которые бы обговаривали ракетную программу Ирана и вопросы региональной стабильности. Об этом заявил президент Франции Эмманюэль Макрон по итогам переговоров с президентом России Владимиром Путиным в Константиновском дворце на полях ПМЭФ. По его словам, действующее соглашение по Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД) по ядерной программе ИРИ «является хорошим» и полностью соответствует «текущим вопросам по ядерной проблематике». «Я считаю, что его (нынешний договор — прим. ТАСС) нужно сохранить, и я не предлагаю заново по нему договариваться — я предлагаю дополнить его документами по ядерной проблеме на срок после 2025 года, по ракетам и региональной деятельности», — сказал Макрон. Но отказ рассматривать свою ракетную программу, а тем более «свою региональную деятельность» является одним из основных условий Тегерана по вопросу своего сохранения в сделке. Эта попытка дополнить сделку дополнительными соглашениями по заранее неприемлемым для Тегерана темам является в принципе солидарной позицией ЕС.
Вот эти два пункта в позиции европейцев, которые хотят сохранить участие Ирана в СВПД, но при этом избегают делать резкие движения на политическом и юридическом поле в отношении минимизации негативных действий США в отношении своего бизнеса, делает перспективы сохранения СВПД очень туманными. Европейцы до ноября с.г. еще будут предпринимать различные маневры на этой площадке с обычной своей риторикой, но с введением основного пакета санкций со стороны Вашингтона европейский финансовый сектор для иранских компаний закроется, что будет означать начало агонии СВПД в принципе. Таким образом, на сегодня вырисовывается очень интересная позиция ЕС. С одной стороны за счет публичного артикулирования своей приверженности вопросу приверженности СВПД Брюссель «сохраняет свое лицо», в том числе и перед внутренним избирателем, который все более и более ждет от своего руководства конкретных доказательств усиления европейского суверенитета. С другой — не делает ничего конкретного и действительно весомого для обеспечения этого суверенитета. И аннулирование СВПД таким образом становится в общем-то еще одним четким шагом в пользу крушения идеи создания в рамках единой Европы некого центра самостоятельной силы. И если совсем откровенно, то Европа делает свой выбор в схеме «комфорт в обмен на суверенитет». Но тут есть очень четкий нюанс. Для Д.Трампа СВПД это оселок, после удачного прохождения которого он будет только усиливать давление на ЕС по всем фронтам: начиная с введения различных пошлин и заканчивая выбиванием с Брюсселя денег на интересы «коллективной безопасности».