Нынешняя позиция ЕС делает проблематичным сохранение СВПД по иранской ядерной программе

Участники Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе договорились выработать защитные механизмы от восстанавливаемых против Тегерана американских санкций. Об этом говорится в пятничном сообщении МИД РФ по итогам состоявшегося в Вене заседания комиссии по выполнению соглашения. «Участниками выражено общее глубокое разочарование в связи с односторонним и необоснованным решением Вашингтона о выходе из СВПД, — обратили внимание в дипведомстве РФ. — Российская делегация также подчеркнула, что подобный шаг является существенным нарушением всеобъемлющих договоренностей по иранской ядерной программе, а также резолюции СБ ООН 2231 (2015), и по факту лишает США всех прав в контексте СВПД. Были предметно обсуждены последствия американского решения с точки зрения дальнейшей полноценной реализации всех аспектов договоренности». «Комиссия подтвердила принципиальную важность сохранения СВПД для поддержания международной и региональной безопасности, — отметили на Смоленской площади. — В этих целях в самое ближайшее время имеется в виду интенсифицировать совместные усилия по выработке защитных механизмов от потенциального воздействия восстанавливаемых экстерриториальных антииранских санкций США в интересах поддержания нормального международного торгово-экономического сотрудничества с Ираном». Политические директора Ирана и «пятерки» (Великобритания, Германия, Китай, Россия и Франция) в пятницу на внеочередном заседании Совместной комиссии в Вене обсудили выполнение СВПД. Данная комиссия впервые собралась в усеченном составе с момента начала реализации иранской сделки в январе 2016 года. США отказались продолжать быть стороной соглашения и больше не присутствуют на встречах. Участники поставили перед собой цель рассмотреть последствия выхода Вашингтона из ядерной сделки и обсудить пути дальнейшего обеспечения выполнения соглашения во всех ее аспектах. В этой связи особо отметим следующее. Выражать «озабоченности» — это обычная дипломатическая практика, за которой должны стоять конкретные действия. В противном случае эти «озабоченности» ничего не стоят. И поэтому для будущего СВПД (а если глобальнее — для региональной стабильности на среднесрочную перспективу) важны действия прежде всего ЕС на направлении выработки конкретных контрмер  по возможному купированию негативных финансовых последствий для европейских компаний. И вот в этом вопросе, похоже, конкретики нет. Отметим  позицию Парижа, которая  более или менее четко была обозначена президентом Э.Макроном в Санкт-Петербурге.   Отметим для начала тот момент, что Париж не собирается финансово компенсировать своим компаниям возможные издержки от продолжения своего пребывания на иранском рынке.  Крупные французские компании, интересы которых могут пострадать из-за возобновления санкций США против Ирана, должны сами принимать для себя решения, как работать в сложившихся условиях — власти Франции не будут тратить средства налогоплательщиков на компенсацию убытков. Об этом заявил в пятницу президент Франции Эмманюэль Макрон, выступая на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ).  «Я не могу защищать французские компании, работающие в Соединенных Штатах и акции которых котируются на мировых площадках, на бирже в Нью-Йорке, если американцы решат помимо санкций против Ирана ввести еще санкции на действия этих компаний в их стране. Тогда начнется уже что-то совсем плохое для всех. Но могу ли я им сказать: Я вас защищу, я использую деньги налогоплательщиков, чтобы компенсировать вам все потенциальные издержки? Нет, это будет неверное использование средств налогоплательщиков, и это было бы неприемлемо», — заявил Макрон. Интересная трансформация позиции, поскольку изначально никто не имел ввиду какие-то финансовые обязательства со стороны государства. От него прежде всего требуется законодательная защита интересов компаний, в том числе и прежде всего с точки зрения юридической и дипломатической защиты своих корпораций от возможного американского экономического давления. А это подразумевает, если очень грубо, аналогичный прессинг на американские компании и бизнес-интересы в случае таких штрафов. С аннулированием на уровне общеевропейского законодательства их легитимности. Собственно вот ровно такой позиции от Брюсселя и основных европейских столиц ждет европейский бизнес    применительно к перспективам своего продолжения участия в иранских проектах. Брюссель должен обеспечит европейской банковской системе комплексную защиту от любых санкций США. Это условие собственно и выдвигает Иран в рамках сохранения своего участия в СВПД.   Он требует гарантий свободы своих финансовых операций через европейскую банковскую систему прежде всего, поскольку без этого компонента невозможно присутствие европейского бизнеса в Иране. И это основное условие Тегерана и отношение к нему со стороны Парижа французский президент с Санкт-Петербурге очень грамотно обошел. Мы не слышали никакой реакции на эти требования иранцев и со стороны Берлина. Это означает по факту только то, что никакой внятной позиции ЕС по этому вопросу пока нет.

При этом французский президент выдвинул еще одно встречное предложение в рамках сохранения СВПД.  Ядерная сделка с Ираном должна быть дополнена новыми соглашениями, которые бы обговаривали ракетную программу Ирана и вопросы региональной стабильности. Об этом заявил президент Франции Эмманюэль Макрон по итогам переговоров с президентом России Владимиром Путиным в Константиновском дворце на полях ПМЭФ. По его словам, действующее соглашение по Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД) по ядерной программе ИРИ «является хорошим» и полностью соответствует «текущим вопросам по ядерной проблематике». «Я считаю, что его (нынешний договор — прим. ТАСС) нужно сохранить, и я не предлагаю заново по нему договариваться — я предлагаю дополнить его документами по ядерной проблеме на срок после 2025 года, по ракетам и региональной деятельности», — сказал Макрон. Но отказ рассматривать свою ракетную программу, а тем более «свою региональную деятельность» является одним из основных условий Тегерана по вопросу своего сохранения в сделке. Эта попытка дополнить сделку дополнительными соглашениями по заранее  неприемлемым для Тегерана темам является в принципе солидарной позицией ЕС.

Вот эти два пункта в позиции европейцев, которые хотят сохранить участие Ирана в СВПД, но при этом избегают делать резкие движения на политическом и юридическом поле в отношении минимизации негативных действий США в отношении своего бизнеса, делает перспективы сохранения СВПД очень туманными.  Европейцы до ноября с.г. еще будут предпринимать различные маневры на этой площадке с обычной своей риторикой, но с введением основного пакета санкций со стороны Вашингтона европейский финансовый сектор для иранских компаний закроется, что будет означать начало агонии СВПД в принципе. Таким образом, на сегодня  вырисовывается очень интересная позиция ЕС. С одной стороны за счет публичного артикулирования своей приверженности вопросу приверженности СВПД Брюссель «сохраняет свое  лицо», в том числе и перед внутренним избирателем, который все более и более ждет от своего руководства конкретных доказательств усиления европейского суверенитета. С другой   — не делает ничего конкретного и действительно весомого для обеспечения этого суверенитета. И аннулирование СВПД таким образом становится в общем-то еще одним четким шагом в пользу крушения идеи создания в рамках единой Европы некого центра самостоятельной силы. И если совсем откровенно, то Европа делает свой выбор в схеме «комфорт в обмен на суверенитет». Но тут есть очень четкий нюанс. Для Д.Трампа СВПД это оселок, после удачного прохождения которого он будет только усиливать давление на ЕС по всем фронтам: начиная с введения различных пошлин и заканчивая выбиванием с Брюсселя денег на интересы «коллективной безопасности».

52.2MB | MySQL:103 | 0,514sec