О докладе Специального генерального инспектора США по восстановлению Афганистана (SIGAR) и его обсуждении в Институте Брукингса. Часть 2

В Части 1 был начат предварительный анализ доклада Специального генерального инспектора США по восстановлению Афганистана (SIGAR) Джона Сопко «Стабилизация: уроки опыта США в Афганистане», который был выпущен в мае. Согласно американскому законодательству SIGAR выпускает ежеквартальные отчеты о финансовых затратах федерального правительства и прочих американских агентствах на восстановление Афганистана. Нынешний доклад стал символичным и наиболее важным из последних по целому комплексу причин. Во-первых, это первый масштабный документ, которые проводит финансовый аудит и мониторинг американской кампании в Афганистане за предыдущие 15 лет (2002-2017 гг.). Во-вторых, администрация Дональда Трампа практически сразу открестилась от политики своего предшественника Барака Обамы. Нынешним хозяином Овального кабинета была представлена новая стратегия США в Афганистане, а предыдущие усилия были названы неверными и провальными. В-третьих, Афганистан, политика США в этой стране, да и в прочем в регионе Ближнего и Среднего Востока в целом, находится на определенном качественном этапе излома.

Очевидны, серьезные изменения афганской политической реальности в ближайшие месяцы. Вспомнить хотя бы предстоящие выборы, а также стратегической важности изменения в направлении начала переговорного процесса с движением «Талибан». Таким образом, мы имеем делом с важным документом, своего рода определяющим качественный переход (хоть и запоздалый) из одной стадии афганской кампании США (очевидно, провальной) в другую. В докладе традиционно проводится оценка ситуации в стране, изменений в вооруженных силах Афганистана, политических реформ и состоянии государственных институтов. Немаловажным пунктом исследования являются состояние движения «Талибан». В тот же день в Вашингтоне, в одном из ведущих мозговых центров США Институте Брукингса, прошла презентация доклада и последующее за ней обсуждение, в котором приняли участие глава SIGAR Джон Сопко и президента института четырехзвездных генерал морской пехоты Джон Аллен и некоторые местные эксперты.

Теперь перейдем собственно к некоторым ключевым тезисам доклада. По мнению аудиторов, средства, выделяемые на реконструкцию страны и система распределения, автоматически создавали почву для коррупции, иждивенчества, преувеличения планов и результатов мероприятий и способствовали разобщению местного населения и американских институтов на основе конфликтов вокруг финансов. Кроме того, по словам Джона Сопко, «у США были нереалистичные представления о своих возможностях, сроках и целях». Кроме того, по его словам, «был очевиден недостаток возможностей и способностей американских институтов в осуществлении поставленных целей». И наконец, «бюрократическая борьба [между американскими правительственными институтами и агентствами] осложнила и так тяжелую ситуацию».

Наиболее существенным критика контролера касалась состояния Афганской национальной армии. SIGAR делает вывод в документе, что усиление влияния «Талибана» связано, в том числе и с чудовищным состоянием афганских вооружены сил и полиции. Так, в период с начала 2017 года по 2018 год военные и полицейские Афганистана потеряли около 7-8 % своей живой силы. В данном случае речь идет не о боевых потерях Далее стоит обратить внимание на численность Афганской национальной армии и полиции. Здесь уместно говорить о сложной, масштабной и катастрофической для США коррупционной схеме, на которой спекулируют, как  афганские политики и военные, так и, возможно, их кураторы в Пентагоне. SIGAR отметил, что число афганских сотрудников службы безопасности резко сократилось, и в связи с этим страна увидела всплеск активности движения «Талибан».

В докладе содержится статистическая информация, что фактическая численность Афганских национальных сил безопасности (армия и полиция) по состоянию на январь 2018 года составляла 313 728 человек, в том числе 182 622 (Афганская национальная армия) и 131 106 сотрудников (Афганская национальная полиция). Эти цифры представляют собой резкое снижение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: состав армии полиции «похудел» примерно на 20 тысяч человек. Согласно всем документам, в том числе тем, благодаря которым афганские силовики получают финансирование из бюджета США, численность афганских сил безопасности должна составлять 334 000 человек.

То есть в январе 2018 года в афганских вооруженных силах и полиции было задействовано на 20 тысяч военнослужащих меньше, чем за аналогичный период в 2017 году.

В то же время бюджетные ассигнации на афганскую армию и полицию, которые идут, естественно, уже 17 лет из бюджета США, оставались  неизменными. Одним словом, Вашингтон, а точнее, американский налогоплательщик, платил за 20 тысяч «мертвых душ», которые были зарегистрированы в качестве афганских полицейских и солдат. Здесь хочется просто остановиться и перестать пытаться анализировать ситуацию в Афганистане и американскую политику в этой стране. О каком прогрессе или стабилизации можно говорить, когда спустя 17 лет афганской кампании США в вооруженных силах Афганистана (а основные усилия с самого начала были направлены на строительство вооруженных сил и полиции) царит такой беспорядок, коррупция и анархия.  Напомним, что по данным The Wall Street Journal, за период с 2001 США затратили более $64 млрд на обеспечение нужд афганских сил безопасности, включая армию и полицию.

52.13MB | MySQL:103 | 0,457sec