Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (21 — 27 мая 2018 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с Ираном и Сирией. Госсекретарь США М. Помпео выступил с жесткими требованиями к руководству Ирана и угрозами введения новых санкций против этой страны. Правительственные войска Сирии установили полный контроль над Дамаском и его окрестностями.

Американская администрация продолжает курс по усилению давления на руководство Ирана. Так, на минувшей неделе госсекретарь США М. Помпео, заявил, что в Вашингтоне намерены «ввести самый жесткий в истории режим санкций» в отношении Тегерана, если тот не изменит свой политический курс, который, как считают США, является «неприемлемым и непродуктивным». Речь, прежде всего, идет о «беспрецедентном финансовом давлении» на иранский режим: путем финансового давления американцы намерены поставить ИРИ перед выбором: «сохранить свою экономику или продолжать боевые действия за рубежом». От Тегерана требуется «прекратить работы по обогащению урана и никогда не заниматься переработкой плутония», фактически ликвидировать свои программы создания баллистических ракет, особенно способных нести ядерное оружие. Кроме того, Иран должен прекратить оказывать поддержку террористическим группировкам, действующим на Ближнем Востоке, вывести из Сирии все находящиеся под его командованием силы, прекратить поддержку йеменских мятежников-хоуситов. Одновременно США намерены бороться «за права иранского народа». Вместе с тем, по словам Помпео, Вашингтон готов и желает заключить с Тегераном новое соглашение по иранской ядерной программе (ИЯП). Оно «должно гарантировать, что у Ирана никогда не будет ядерного оружия и что он откажется от злонамеренного поведения», так как Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), заключенный между Тегераном и мировыми державами в 2015 г., «только откладывал создание Ираном ядерного оружия». Также было отмечено, что США будут готовы отменить свои санкции в отношении Ирана и полностью восстановить дипломатические и торговые отношения с ним в случае радикальной, «осязаемой и устойчивой» смены курса Тегераном по требованию Вашингтона. Кроме того, американцы будут «готовы поддержать модернизацию и реинтеграцию иранской экономики в международную экономическую систему». Днями позже М. Помпео утверждал, что США не предъявляют Ирану каких-либо невыполнимых требований, того же самого они просят и от других стран.

Заявления госсекретаря США по Ирану вызвало в целом негативную реакцию в странах Евросоюза. Речь М. Помпео не объяснила, как выход США из ядерной сделки с Ираном может сделать какой-либо регион мира более безопасным от ядерного оружия, заявила глава дипломатии ЕС Ф. Могерини. По ее словам, международное сообщество должно нормализовать экономические отношения и торговлю с Ираном, выполняя СВПД по решению ядерной проблемы этой страны. Европа и США все еще далеки от достижения компромисса по ядерному соглашению с Ираном, заявил 23 мая министр иностранных дел ФРГ Х. Маас по итогам встречи с М. Помпео. Следует сохранить ядерную сделку с Ираном, и эта страна должна выполнять ее положения, заявил 24 мая президент Франции Э. Макрон по итогам переговоров с президентом России В. Путиным в Санкт-Петербурге. При этом, как считает Э. Макрон, ядерная сделка с Ираном должна быть дополнена новыми соглашениями, которые бы обговаривали ракетную программу ИРИ и вопросы региональной стабильности. Франция считает нелегитимными американские санкции против европейских компаний, присутствующих в Иране, заявил 23 мая глава французского МИД Ж.-И. Ле Дриан. В МВФ заявили, что продолжат сотрудничать с главой иранского Центробанка В. Сейфом, несмотря на внесение его властями США в свои санкционные списки. Говоря о позиции европейских стран, М. Помпео заявил 24 мая, что ЕС не выполнил собственные обещания и не оказал США никакого содействия в попытках добиться ограничения ракетной программы Ирана.

Россия не поддерживает позицию США по возобновлению санкций в отношении Ирана, заявил В. Путин. По мнению российского президента, выход США из СВПД лишает их всех прав в рамках соглашения.

Участники внеочередного заседания Совместной комиссии Ирана и международной «пятерки» (Китай, Франция, Россия, Великобритания и Германия) на уровне политических директоров 25 мая заявили о своей решимости добиваться спасения СВПД по ИЯП, а также договорились выработать защитные механизмы от восстанавливаемых против Тегерана американских санкций. МАГАТЭ официально заявило, что Иран по-прежнему соблюдает условия ядерной сделки 2015 г.

США не имеют права диктовать Ирану и всему миру, что им следует делать, заявил 21 мая президент ИРИ Х. Роухани. В Тегеране также заявили, что Иран отвергает возможность новых переговоров с США. В свете последних американских шагов Тегеран не видит оснований для доверия Вашингтону. Выход США из ядерной сделки с Ираном демонстрирует, что Тегерану невозможно договариваться с Вашингтоном, заявил 23 мая верховный лидер ИРИ аятолла А. Хаменеи. В этот же день А. Хаменеи сообщил, что Иран выдвинул европейским странам семь условий, соблюдение которых сохранит приверженность Тегерана ядерной сделке. Среди этих условий — обеспечение гарантий со стороны европейских банков продолжения торгового сотрудничества с Ираном и после выхода США из СВПД, а также гарантии стран ЕС по поводу продажи иранской нефти. В целом иранское руководство считает, что отсутствие поддержки решения США выйти из СВПД со стороны мирового сообщества свидетельствует о дипломатической победе Тегерана.

25 мая стало известно, что наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман распорядился не допускать немецкие компании к государственным тендерам в королевстве. Сообщается, что среди компаний, которые могут пострадать от данного распоряжения – концерны Siemens, Bayer, Daimler и Boehringer Ingelheim, ведшие переговоры по крупным контрактам в КСА. По данным немецкого статистического бюро, в 2017 г. объемы экспорта продукции из ФРГ в КСА составили 7,7 млрд долларов. Причина санкций со стороны Эр-Рияда – поддержка Германией ядерного соглашения с Ираном. По имеющейся информации, решение кронпринца было принято «в связи с длительным недовольством политикой Берлина на Ближнем Востоке».

На прошедшей неделе вооруженные силы Сирии объявили, что столица страны Дамаск и все его пригороды находятся под полным контролем правительственных сил и освобождены от боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ). Возобновлено движение по дороге, соединяющей города Хама и Алеппо. В освобожденных от боевиков экстремистских группировок районах интенсивно налаживается мирная жизнь, что способствует возвращению беженцев. Россия, Иран и Турция завершили выставление наблюдательных постов в зоне деэскалации «Идлиб» для обеспечения контроля за соблюдением режима прекращения боевых действий правительственными войсками и вооруженной оппозицией, сообщили 23 мая в Генштабе ВС РФ.

21 мая МИД ИРИ заявил, что Иран не уйдет из Сирии, пока в его поддержке нуждается Дамаск, и в стране остаются террористы. Вывод из Сирии иранских отрядов и сил ливанской «Хизбаллы» не обсуждается, они присутствуют на территории государства по приглашению Дамаска, заявил 23 мая заместитель главы МИД САР Ф. Микдад. Он отметил, что для Дамаска очень важна помощь России, Ирана и «Хизбаллы» в борьбе против террористов. При этом Ф. Микдад напомнил, что на территории Сирии незаконно находятся силы США, Франции и Турции.

ПВО Сирии отразила 24 мая ракетный удар по военному аэродрому в провинции Хомс. Предположительно удар был нанесен ВВС Израиля.

США обеспокоены сообщениями о якобы готовящейся операции армии Сирии на юго-западе САР в районе зоны деэскалации, заявили 25 мая в американском госдепартаменте. Было подчеркнуто, что «США предпримут решительные надлежащие меры в ответ на нарушения», которые предположительно может совершить Дамаск.

Президент Франции Э. Макрон 24 мая призвал провести переговоры по урегулированию конфликта в Сирии при участии всех государств региона. При этом Э. Макрон убежден в необходимости диалога с официальным Дамаском для урегулирования сирийского конфликта.

Турецко-американская рабочая группа по Сирии разработала в Анкаре основные пункты дорожной карты по дальнейшему сотрудничеству в сфере обеспечения безопасности и стабильности в районе Манбидж, заявил 25 мая МИД Турции.

26 мая МИД САР передал послам России и Ирана в Дамаске список кандидатов в конституционную комиссию.

27 мая Минобороны России сообщило о гибели в бою четырех и ранении трех российских военных в провинции Дейр-эз-Зор.

24 мая парламент Ливана поддержал кандидатуру Р. Харири на пост премьер-министра республики. За его переизбрание проголосовали 69 из 128 депутатов. В этот же день президент страны М. Аун официально назначил Р. Харири премьер-министром республики и поручил ему сформировать новый кабинет министров. Правительство Ливана продолжит курс, направленный на невмешательство в региональные конфликты, заявил С. Харири.

США продолжают прилагать усилия, направленные на то, чтобы Турция отказалась от приобретения у России ЗРК С-400, заявил 23 мая госсекретарь М. Помпео, сообщив, что Вашингтон предлагает Анкаре альтернативы С-400. Палата представителей Конгресса США 24 мая приняла законопроект о бюджете Пентагона на 2019 финансовый год, который лишает министра обороны возможности одобрить поставку Турции американского вооружения без предоставления специального доклада, касающегося покупки Анкарой С-400. Отдельно в Конгрессе интересуются, как покупка С-400 скажется на совместном с Турцией использовании самолетов F-35 и F-16, ЗРК «Пэтриот» и другой техники. В ответ в Анкаре заявили, что Турция может принять ответные меры против США, если Вашингтон откажется поставить самолеты F-35.

Напряженность сохраняется в зоне палестино-израильского конфликта. В ответ на проникновения сторонников радикального палестинского движения ХАМАС на территорию Израиля и попыток подрыва ими забора безопасности на границе еврейского государства с сектором Газа израильские ВВС, артиллерия и танки неоднократно наносили удары по объектам боевиков на территории палестинского анклава.

25 мая вновь произошли столкновения между палестинцами и израильскими военнослужащими на границе сектора Газа с Израилем. По данным командования ЦАХАЛа, в них приняли участие около 1600 палестинцев, что значительно меньше, чем в предыдущие пятничные столкновения. Сообщается, что в ходе инцидентов один человек был застрелен, еще 86 получили ранения различной тяжести.

Минобороны Израиля 27 мая начало возведение разделительного подводно-надводного барьера на морской границе с сектором Газа.

Израиль построит в поселениях на территории Западного берега реки Иордан 2,5 тыс. единиц жилья, сообщил 24 мая министр обороны страны А. Либерман.

25 мая Палата представителей Конгресса США одобрила ассигнование, в общей сложности, 500 млн долларов в рамках американо-израильского сотрудничества в оборонной сфере, а также выделение средств на сумму до 50 млн долларов на совместные усилия по борьбе с туннелями на границе Израиля с сектором Газа.

В Йемене мятежники-хуситы прекратят производить обстрелы баллистическими ракетами территории Саудовской Аравии, если Эр-Рияд в свою очередь остановит бомбардировки йеменской территории, заявил 24 мая один из руководителей мятежного движения М. А. аль-Хоуси. Хоуситы согласились принять план ООН по мирному разблокированию конфликта в Йемене, вывести свои вооруженные формирования из отдельных городов и передать оружие официальным государственным структурам, сообщил 26 мая глава йеменского МИД Х. аль-Ямани.

Приложение

О президенте Туниса Беджи Каиде ас-Себси

Беджи Каид ас-Себси родился 29 ноября 1926г. в Сиди-Бу-Саиде, маленьком городке на северо-востоке Туниса, в 20 км от столицы страны, бывшей в то время французским протекторатом. Семья Себси занималась сельским хозяйством. Отметим, что Б. К. ас-Себси – прямой правнук Исмаила Каида Эссебси, который мальчиком был похищен тунисскими пиратами на Сардинии в начале ХIХ-го столетия, был усыновлен влиятельной семьей и позже стал видным политическим деятелем при династии Хусайнидов.

Ас-Себси в 1950 г. окончил юридический факультет парижского университета. В 1952 г. сдал экзамены на право заниматься юридической практикой в Тунисе и стал адвокатом в Кассационном суде. Б. К. ас-Себси начал свою карьеру с защиты активистов партии «Новый Дустур», которая вела борьбу за независимость Туниса.

В 1956 г. после обретения страной независимости, ас-Себси стал советником премьер-министра Королевства Тунис Х. Бургибы. После провозглашения страны республикой в 1957 г. Х. Бургиба стал ее первым президентом. С 1957 г. по 1971 г. ас-Себси занимал ряд важных государственных должностей. Сначала он был назначен генеральным директором Национальной службы безопасности. С 1965 г. по 1969 г. занимал пост министра внутренних дел; затем был министром по особым поручениям при главе правительства. В 1969-1970 гг. выполнял обязанности министра обороны, после чего был назначен послом Туниса во Франции.

В 1971-1972 гг., выступив сторонником расширения демократии в Тунисе, ас-Себси был вынужден покинуть должность посла, и вернулся на родину, где не принимал участия в государственной деятельности вплоть до декабря 1980 г., когда его во второй раз назначили министром по особым поручениям при премьер-министре. В 1971 г. членство ас-Себси в правящей в то время в Тунисе Дустуровской социалистической партии (ДСП) было приостановлено, а в 1974 г. он исключается из ДСП. В 1978 г. ас-Себси вступает в Движение социалистических демократов.

С 1981 г. по 1986 г. Б. К. ас-Себси занимал пост министра иностранных дел Туниса. Период его нахождения во главе внешнеполитического ведомства был очень трудным для республики. В 1982 г. в Тунис из Ливана перемещается штаб-квартира ООП. В 1985 г. израильская авиация наносит удар по палестинскому офису в пригороде тунисской столицы. Совет Безопасности ООН осудил это нападение Израиля на Тунис, приняв резолюцию 573. Принятие этой резолюции считается вершиной достижений ас-Себси на посту главы тунисского МИДа. Сложными были отношения с соседней Ливией, которую возглавлял М. Каддафи. В 1985 г. Тунис разорвал дипломатические отношения с Ливией.

После прихода к власти в стране в ноябре 1987 г. З. Бен Али ас-Себси назначается послом в ФРГ. На этой должности он пробыл до 1990 г. В 1990-1991 гг. ас-Себси был спикером Палаты представителей (однопалатного парламента) Туниса, а затем, вплоть до 1994 г. остаётся депутатом парламента. После этого он возобновляет свою деятельность в качестве адвоката, ведя главным образом арбитражные дела в Апелляционном суде Туниса. С 1994 г. ас-Себси в общем-то отошел от политической деятельности вплоть до падения в 2011 г. режим Бен Али.

В феврале 20111г. в период «жасминовой революции» Б. К. ас-Себси становится главой правительства Туниса после того, как лидер исламистской партии «Ан-Нахда» Р. Ганнуши подал в отставку под давлением со стороны революционных сил. Главной задачей переходного правительства ас-Себси провозгласил восстановление безопасности в стране и рост экономики.  Этот пост он занимал до конца года.

После ухода с поста премьер-министра ас-Себси создает в 2012 г. новую партию – «Нидаа Тунис» («Призыв Туниса»). На выборах в переходный парламент в октябре 2014г. «Призыв Туниса» становится лидером, получив 37,56% голосов избирателей и завоевав 85 и из 217 депутатских кресел, опередив, хотя и незначительно, исламистов из «Ан-Нахды», занявших второе место. Успех партии ас-Себси эксперты объяснили грамотной предвыборной кампанией, финансовой поддержкой, и не в меньшей степени — неспособностью исламистов справиться с грузом социально-экономических проблем, доставшихся в наследство от прежнего режима. «Результат выборов – несомненная заслуга Себси, опытного политика эпохи Бургибы».

Успех на парламентских выборах подвинул ас-Себси к принятию решения баллотироваться на пост президента Туниса. На выборах в ноябре 2014г. он прошел во второй тур вместе с действующем президентом М. Марзуки. Во втором туре, состоявшемся 12 декабря, Б. К. ас-Себси в возрасте 87 лет был избран президентом республики. За него проголосовали 1,7 млн человек, или 56% избирателей, в основном жителей северных районов Туниса.

Ас-Себси известен как антиклерикальный политик, противник исламизации Туниса. Однако, став во главе республики, он в 2015 г. пошел на т. н. «парижскую сделку» с лидером «Ан-Нахды» Р. Ганнуши, которая предполагает двухгодичный мораторий от нападок друг на друга (соглашение продолжает действовать по сей день). «При этом исламисты поддерживают законодательные инициативы президента в парламенте в обмен на сохранение ряда ключевых постов в государственной системе управления». Это, прежде всего, должности в нескольких ключевых министерствах. Такая политика, по оценке самого ас-Себси, является надежной гарантией сохранения за ним поста президента на весь конституционный срок». В то же время несколько депутатов из «Призыва Туниса» перешли в «Ан-Нахду». В результате последняя получила в парламенте 69 мест, а число депутатов партии ас-Себси уменьшилось до 65. В целом в настоящее время относительная политическая стабильность в стране обеспечивается альянсом между партиями «Призыв Туниса» и «Ан-Нахда».

В июле 2016 г. руководители основных партий и организаций Туниса, принимавших участие в национальном диалоге, подписали «Соглашение Карфагена», которое положило начало формированию правительства национального единства (ПНЕ), инициативу создания которого озвучил ас-Себси. По замыслу президента, в ПНЕ должны были войти представители различных партий, а приоритетом кабинета политики должны стать борьба с терроризмом, коррупцией, увеличение темпов роста экономки и консолидация демократических сил в стране. В августе 2016 г. парламент Тунисе вынес вотум доверия новому кабинету министров.

Основной задачей, стоящей сейчас перед ас-Себси, является обеспечение максимальной поддержки своему сыну Хафезу с целью передать ему власть на президентских выборах в 2019 г. Ас-Себси всячески способствует укреплению политических позиций Хафеза, делая для этого «все возможное и невозможное». Так, в начале 2016 г, он (не без труда) продвинул его на пост руководителя партии «Призыв Туниса», что также способствовало укреплению альянса этой партии с «Ан-Нахдой», символизировало преемственность политики «Призыва Туниса» по отношению к партнерству с исламистами. В то же время действия ас-Себси вызвали недовольство в рядах его партии, которую покинули несколько «серьезных тяжеловесов» и, как уже говорилось, привело к потере «Призывом Туниса» парламентского большинства. В целом же курс ас-Себси создает «прецедент по преемственности власти, что в очередной раз доказывает всю природу арабской политической культуры на настоящий момент. Это, безусловно, трайбализм и непотизм в самых откровенных его формах, что не может изменить никакая «революция» и никакие «демократические декорации»».

Президент активно участвует во внешнеполитической деятельности. В частности, ас-Себси провел переговоры с руководителями Франции, США и Германии. «Весьма своевременным», как подчеркивают эксперты, были визит главы тунисского государства в Саудовскую Аравию, где он был принят королем Сальманом, а также посещение соседнего Алжира, с которым, по словам ас-Себси, «поддерживаются великолепные отношения и существует тесное сотрудничество в деле противодействия терроризму».

Политические наблюдатели отмечают, что президент Туниса является харизматической личностью, он умеет объединять вокруг себя людей разных возрастов и профессий. Ас-Себси, несмотря на свой возраст, выглядит бодро, «у него хорошо поставленная речь, замечательный французский, арабский очень правильный. Его речи не лишены юмора, его люди любят слушать». Президент «активно подходит к народу, к журналистам. Не создает впечатление человека, который привык жить в роскоши. У него самый обычный автомобиль, на котором он ездит, обычный дом, в районе, который нельзя назвать элитным. Сказать, что он богатый человек, было бы неправильно».

Президент Туниса женат, у него два сына и две дочери.

Б. К. ас-Себси является самым пожилым действующим президентом в мире и занимает второе место среди самых пожилых действующих глав государств, после королевы Великобритании Елизаветы II.

52.27MB | MySQL:103 | 0,458sec