Отношение в Израиле к состоянию и развитию контактов с Саудовской Аравией

О происходящих изменениях в политическом процессе на Ближнем Востоке свидетельствуют периодические сообщения о контактах и ​​взаимодействии по тем или иным вопросам между Израилем и Саудовской Аравией; высказывания высокопоставленных израильских официальных лиц о том, что настало время для полной нормализации отношений между двумя странами; неоднократные заявления Биньямина Нетаньяху о том, что Израиль имеет общие интересы с государствами Персидского залива, обусловленные противостоянием Ирану и ИГ, и особенно с Саудовской Аравией, которая рассматривает Израиль как союзника, а не как угрозу.

Страх перед Ираном привел Саудовскую Аравию к тому, что до недавнего времени было немыслимо – к сотрудничеству с Иерусалимом в борьбе против Тегерана и в разрешении израильско-палестинского конфликта. Наследный принц Мухаммед бен Сальман вместе с Израилем и США работает над поиском решения этого конфликта. Вероятно, Саудовская Аравия предложит план, поддерживаемый Лигой арабских государств и согласованный с администрацией Дональда Трампа. Правда, на данный момент Палестинская национальная администрация (ПНА) не соглашается с американо-саудовским диктатом, и у палестинцев есть возможность сорвать такой план.

В израильских СМИ в начале года появлялись дополняющие друг друга сообщения о негласных контактах представителей саудовской и израильской сторон. Израильский 10-й канал цитировал швейцарскую газету Basler Zeitung, которая, опираясь на саудовские источники, раскрыла подробности «секретного альянса» между Иерусалимом и Эр-Риядом. В сообщении утверждалось, что «хотя между Саудовской Аравией и Израилем нет официальных отношений, между сторонами налажено интенсивное военное сотрудничество, направленное на предотвращение усиления позиций Ирана в регионе». В сообщении говорилось о том, что предусматривается возможность покупки саудовцами израильских систем вооружения – упоминалось о защите танков и тактической системы ПРО «Железный купол» для отражения ракет, запущенных с территории Йемена[i]. Итай Мак, иерусалимский адвокат и правозащитник, в публикации в интернет-издании «Сиха Мекомит» утверждал, что даже если Израиль не продаст Саудовской Аравии ни одной винтовки или не предоставит разведывательную информацию, нет никаких сомнений в том, что Израиль дал США «зеленый свет» для массового вооружения Саудовского Аравии[ii].

Вряд ли сообщение о военно-политическом взаимодействии между Израилем и Саудовской Аравией стало тогда неожиданностью. Хотя бы потому, что в ноябре 2017 года начальник Генштаба ЦАХАЛа Гади Айзенкот в интервью саудовской газете по поводу отношений между двумя странами заявил, что «Иерусалим готов сотрудничать с Эр-Риядом в борьбе против Ирана, и что между Израилем и Саудовской Аравией достигнуто полное согласие относительно оценки намерений Тегерана». Он также отметил, что обе страны никогда не воевали друг с другом. Айзенкот утверждал, что «вместе с президентом США Дональдом Трампом есть возможность сформировать новую международную коалицию в регионе».

Начальник израильского Генштаба говорил о том, что «для предотвращения иранской опасности должен быть реализован большой и всеобъемлющий стратегический план. Израиль готов обмениваться информацией, в т.ч. разведданными, с умеренными арабскими государствами, в т.ч. с Саудовской Аравией, если это необходимо, с целью противостояния Ирану. Айзенкот отметил наличие общих интересов у Израиля и Саудовской Аравии. По его словам «иранский план, который заключается в установлении контроля над Ближним Востоком посредством двух шиитских полумесяцев, реализовывается в следующих направлениях: первый – от Ирана через Ирак до Сирии и Ливана. Второй – через Персидский залив от Бахрейна до Йемена и до Красного моря. Задача Израиля и Саудовской Аравии – уберечь регион от такого развития событий».

Газета «Гаарец» отмечала, что интервью с Гади Айзенкотом, опубликованное саудовским интернет-сайтом «Илаф», вне зависимости от его содержания, стало инструментом для нападок на саудовскую королевскую семью. Был подготовлен обзор реакции на это интервью в арабских СМИ. В тех изданиях, которые не связаны с саудовским режимом, она заключалась в том, что это доказательство сближения Эр-Рияда с Иерусалимом и того, что королевский дом встал на путь нормализации отношений с Израилем[iii]. Действительно, впервые израильский военачальник такого ранга дал интервью саудовским СМИ, с которым у Израиля нет дипломатических отношений.

Катарская газета «Аль-Араби аль-Джадид» утверждала, что интервью стало продолжением «процесса нормализации отношений с Израилем», которое, в свою очередь, было выражено в серии интервью, опубликованных за последние два года – с бывшим министром обороны Моше «Буги» Яалоном, бывшим генеральным директором МИДа Дори Голдом и другими. В газете подчеркнули, что интервью было проведено на фоне многих сообщений о сближении Израиля с Саудовской Аравией, о чем свидетельствовал тайный визит принца Мухаммеда бен Салмана в Израиль за несколько месяцев до этого.

Ливанская газета «Аль-Ахбар» писала, что интервью было вызвано пониманием израильского военного руководства настоятельной необходимости в передаче с помощью начальника Генштаба публичного и открытого сообщения Эр-Рияду – главному адресату. Второй получатель – Бейрут, который озабочен подталкиванием саудовцами Израиля к атаке на Ливан (Хасан Насралла заявлял о том, что Саудовская Аравия толкает Израиль к войне против «Хизбаллы»). Еще одно сообщение – направлено вовнутрь Израиля, обнадеживающее относительно того, что не стоит ожидать скорой военной кампании.

«Гаараец» также приводила реакцию на слова Айзенкота ливанского канала «Аль-Миядин», связанного с «Хизбаллой». Там обсуждали интервью одного иорданского высокопоставленного чиновника с журналистом Дэвидом Херстом. Чиновник выразил обеспокоенность тем, что «Саудовская Аравия ринулась в объятия Израиля» и что отношения между двумя странами развиваются за счет уступок по ключевым вопросам израильско-палестинского конфликта, включая проблему беженцев и право на возвращение, которые угрожают стабильности королевства. Иорданский чиновник раскритиковал наследного принца Мухаммеда бен Сальмана за «отношение к иорданцам и палестинцам, как к своим слугам, которые должны ему повиноваться». «Он [Мухаммед бен Сальман] ни с кем не консультируется и никого не слушает». Саудовцы под руководством наследного принца «оказывают давление на ПНА и Иорданию в соответствии с его политикой в отношении Ирана, которая, в первую очередь, соответствует интересам Израиля».

Катарская «Аль-Джазира» комментировала интервью Г.Айзенкота в том плане, что оно «обеспечивало попутный ветер той государственной и дипломатической помощи, которую Израиль уже оказывает Саудовской Аравии в Йемене и в борьбе с Ираном на международной арене».

Издание «Исраэль гайом» несколько месяцев спустя после интервью Айзенкота сообщило о том, что египетским высокопоставленным лицам пришлось опровергать сообщения в арабских СМИ о том, что представители Израиля и Саудовской Аравии встречались в Каире в марте 2018 года во время трехдневного визита Мухаммеда бен Сальмана в Египет. При этом египтяне подтвердили, что Эр-Рияд и Иерусалим находятся в полном согласии относительно иранской угрозы. Тот факт, что «наследный принц Мухаммед бен Салман, премьер-министр Б.Нетаньяху и представитель Саудовской Аравии в Лиге арабских государств заявили о страхе перед иранской угрозой и о сдерживании Ирана на Ближнем Востоке, говорит о тесном взаимодействии между Израилем, Саудовской Аравией и умеренной суннитской осью»[iv].

Высокопоставленный египетский чиновник сообщил «Исраэль гайом» о том, что во время визита МБС в Египет израильтяне и саудовцы обменивались посланиями через высшее руководство египетской разведслужбы, которые касались не только иранской угрозы, но и т.н. «сделки века» – плана мирного урегулирования в регионе администрации Трампа. По словам египетского чиновника, Саудовская Аравия и умеренные арабские государства, в том числе Египет, Иордания и страны Персидского залива, заинтересованы в реализации «сделки века», которую Трамп продвигает даже без достижения договоренностей по палестинскому вопросу и определения графика переговоров, как того требует Рамалла. При этом «Израиль решительно отверг предложение умеренных арабских государств об исключении обсуждения статуса Иерусалима из любого будущего политического процесса, при условии, что будет достигнуто соглашение между Израилем и арабскими государствами о международном контроле над святыми местами в Старом городе». Иордания сразу же отмела это предложение и подчеркнула, что «будет выступать против любого дипломатического шага, который может нанести ущерб историческому статусу иорданского королевства как хранителя исламских и христианских святынь в Иерусалиме». Палестинская сторона по своим причинам также отказалась обсуждать статус Иерусалима.

Д-р Эли Кармон (старший научный сотрудник Международного Института по борьбе с терроризмом и Института политики и стратегии в Междисциплинарном центре в Герцлии) считает, что иранская угроза подталкивает Эр-Рияд не только к взаимодействию с Израилем, но и к достижению военного потенциала, достаточного для противодействия Тегерану. Стратегический проект Мухаммеда бен Сальмана (в рамках амбициозного плана «Видение Саудовской Аравии 2030» – Saudi Vision 2030), который нацелен на достижение страной ядерных возможностей, стоит более 80 млрд долларов и предусматривает строительство в течение 25 лет 16 ядерных реакторов для гражданских целей.

В марте 2018 года наследный принц Мухаммед бен Салман признал: «Саудовская Аравия не хочет приобретать ядерное оружие, но нет сомнения в том, что если Иран разработает ядерную бомбу, мы последуем его примеру как можно быстрее»[v]. Он считает, что это зависит от переговоров с США, которые, как представляется ему, склоняются к тому, чтобы позволить Эр-Рияду обогащение урана. Пакистан недавно объявил об отправке бригады своих военных в Саудовскую Аравию для консультирования и обучения. Израильский премьер-министр Б.Нетаньяху призвал президента США Д.Трампа не поддерживать соглашение с Эр-Риядом, которое позволило бы ему обогащать уран.

Стремление Саудовской Аравии к приобретению ядерной бомбы вызвано действиями Ирана в Йемене, Ливане и Сирии. Для Эр-Рияда йеменские хоуситы – это как для Израиля «Хизбалла». Хоуситы и «Хизбалла» обеспечивают присутствие Ирана в Йемене, Ливане и Сирии. Для решения этой проблемы все средства хороши.

Так, во время своего двухнедельного визита в США в апреле 2018 года (журнал Time даже сравнил его с историческим визитом Никиты Хрущева в США в 1959 году), Мухаммед бен Сальман не только встретился с религиозными лидерами и лидерами еврейских организаций (АИПАК, Еврейских федераций Северной Америки, Конференции президентов ведущих американских еврейских организаций, «Бней-Брит» и Американского еврейского комитета). Он впервые для руководителя Саудовской Аравии в интервью журналу «Атлантик» признал, что «каждый народ, где бы то ни было, имеет право жить своей национальной жизнью в мире… у палестинцев и израильтян есть право на то, чтобы обладать своей землей». Более точно наследный принц высказался в интервью журналу Time: «Мы не можем иметь отношений с Израилем, прежде чем достигнем мира с палестинцами, потому что оба имеют право на жизнь и сосуществование; когда это произойдет, на следующий же день у нас будут хорошие и нормальные отношения с Израилем, и это будет лучшим решением для всех». Мухаммед бен Сальман, оценивая уровень израильской экономики, заявил о ряде общих с Израилем интересах в случае, «если будет достигнут мир». Практически в те же дни Саудовская Аравия разрешила Air India осуществлять полеты в Израиль через свою территорию, что стало первым признаком нормализации отношений между Иерусалимом и Эр-Риядом.

При этом Э.Кармон отмечает, что решение наследного принца об укреплении отношений с Израилем и США не поставило под угрозу его отношения с Россией. У Москвы и Эр-Рияда были острые противоречия по поводу Сирии, когда Россия поддержала режим Башара Асада, предоставив оружие и военных советников, а Эр-Рияд финансировал вооружение повстанцев. Однако, «с момента российской военной интервенции в Сирию, Саудовская Аравия не намерена вступать в сирийский конфликт или, по крайней мере, напрямую». Впервые в истории Саудовской Аравии король Сальман совершил официальный визит в Москву, где встретился с президентом РФ В.Путиным. Кроме того, Москва заинтересована в «правильных отношениях» с Саудовской Аравией, потому что, поддерживая Иран, она ставит под угрозу свои интересы в суннитских странах, самой большой части всего мусульманского мира. Параллельно Саудовская Аравия, Египет, Судан хотят укрепить свои отношения и военное сотрудничество с Россией, чтобы противостоять нынешнему российско-иранскому альянсу.

Администрация Б.Обамы дистанцировалась от Саудовской Аравии, когда заключила ядерную сделку с Ираном и отказалась бороться с иранскими гегемонистскими амбициями в регионе. Новая внешняя политика Мухаммеда бен Сальмана, которая заключается в более решительной и бескомпромиссной позиции в отношении Ирана, была подкреплена победой Д.Трампа на выборах в США.

Что касается выгод Израиля от сближения с Эр-Риядом, то упомянутый выше Итай Мак полагает, что из отношений с Саудовской Аравией Иерусалим пытается добиться трех основных преимуществ: создание единого регионального фронта против Ирана и подконтрольных ему сил; влияние на ситуацию в Сирии; ослабление поддержки стремления палестинцев к независимости. Израиль знает, что одной из последних карт, оставшейся у палестинцев, является «карта нормализации». Вопрос о нормализации отношений с арабскими странами имеет более символический, нежели практический характер, т.к. сегодня у большого числа арабских стран с Израилем есть торговые, дипломатические связи и даже отношения в сфере безопасности.

«Б.Нетаньяху и администрация Трампа делают искусственное различие между иранской диктатурой (против которой они отчаянно выступают и осуждают) и диктатурой Саудовской Аравии (с которой США и Израиль готовы уживаться или, по крайней мере, ее игнорировать), хотя Тегеран и Эр-Рияд вмешиваются в другие страны, и оба связаны с ополченцами и террористическими группировками».

И.Мак уверен в том, что Израиль сделал неверную ставку. Существует большая вероятность того, что в связи с провалом саудовской кампании в Йемене, к которой добавится успех Ирана в Сирии и Ираке, неустойчивым положением саудовской экономики и внутренней ожесточенной борьбой внутри саудовского режима, принц Мухаммед бен Сальман в скором времени будет свергнут. Королевская семья Саудовской Аравии столкнулась сегодня с очень сложным испытанием, возможно, одним из самых сложных в своей истории. Если Саудовская Аравия и пережила «арабскую весну», то вовсе не обязательно, что она выживет в результате высокомерного поведения принца Мухаммеда бен Сальмана.

Между тем, израильские СМИ в основном публикуют заявления канцелярии премьер-министра о «потеплении отношений между Израилем и Саудовской Аравией, а также другими государствами Персидского залива», и редко сообщают о войне в Йемене, коррупции в Саудовской Аравии и ее вкладе в радикализацию и террористические организации. И.Мак полагает, что израильская общественность, от которой информация скрывается, и которая в своей основной массе с радостью готова воспрепятствовать палестинской борьбе за независимость, по-видимому, «проснется только тогда, когда ракеты из Саудовской Аравии долетят до Эйлата».

Впрочем, отношение в Израиле к тесным контактам с Саудовской Аравией по определению не может быть однозначно одобрительным или отрицательным. Политический курс руководства в израильском обществе оценивается (в упрощенном варианте) по принципу «из двух зол выбираем наименьшее».

Что касается Мухаммеда бен Сальмана, то время покажет, сможет ли он устоять перед серьезными вызовами и завершить свою карьеру в качестве долгоживущего саудовского короля-реформатора, или даже революционера. Определено одно, что как Израиль, так и Саудовская Аравия для решения своих проблем (общих в случае с Ираном) стараются по максимуму использовать «медовый месяц» в отношениях с США после прихода в Белый дом администрации Д.Трампа. Сближение между Эр-Риядом и Израилем в этих условиях выглядит закономерным.

[i] Доклад: Военное сотрудничество между Израилем и Саудовской Аравией против усиления Ирана // 10-й канал. 08.01.2018. URL: https://www.10.tv/news/152313 (на иврите)

[ii] Роман Нетаньяху и Трампа с принцем Саудовской Аравии может взорваться прямо перед нашими лицами  // «Сиха мекомит». 03.12.2017. URL: https://mekomit.co.il/הרומן-של-נתניהו-וטראמפ-עם-יורש-העצר-הסע/  (на иврите)

[iii] «Саудовская Аравия ринулась в объятия Израиля»: арабский мир реагирует на интервью с Айзенкотом //Гаарец. 17.11.2017. URL: https://www.haaretz.co.il/news/world/middle-east/1.4608135 (на иврите)

[iv] Египет является посредником между Израилем и Саудовской Аравией // «Исраэль гайом». 07.03.2018. URL: http://www.israelhayom.co.il/article/540649 (на иврите)

[v] Кармон, Э. Мухаммед бен Сальман – новый главный герой на Ближнем Востоке // Материалы Герцлийской конференции. Апрель 2018. URL: https://www.idc.ac.il/en/research/ips/2018/Documents/ElyKarmon17.4.2018.pdf (на англ. яз.)

62.88MB | MySQL:102 | 0,504sec