Об интервью кандидата в президенты Турции Мухаррема Индже телеканалу Haber Turk

30 мая с.г. кандидат в президенты Турции от главной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Мухаррем Индже дал развернутое интервью телевизионному каналу Haber Türk. Чистый хронометраж передачи с его участием составил почти 2,5 часа.

Главный вопрос в связи с кандидатом от ведущей оппозиционной силы страны, вне всяких сомнений, заключается в том, удастся ли Мухаррему Индже, снявшему с лацкана пиджака значок НРП и заменившему его на турецкий флаг, устранить знак равенства между НРП и собой? Иными словами, окажется ли его рейтинг в первом туре президентских выборов выше рейтинга НРП и насколько? То есть, в какой мере М.Индже удастся убедить избирателей в том, что он станет подлинно надпартийным президентом, равноудаленным от всех политических движений и слоев турецкого общества?

В противном случае, кандидат НРП получает положенные 25% (приблизительно столько составляет рейтинг партии – В.К.) и почетное место в тройке лидеров.

Почему только в тройке, а, допустим, не второе место? – Потому что никто сегодня в Турции не берется предсказать выборные перспективы «железной ханым» Мераль Акшенер, которая настойчиво пытается увести у правящей Партии справедливости и развития её правый электорат. Понятно, что в современных условиях именно правый электорат, националистический, консервативный и религиозный, способен обеспечить победу на выборах в Турции.

Про предвыборную компанию Народно-республиканской партии мы сейчас, как раз, публикуем серию материалов и поэтому не будем повторяться. Вопрос заключается в том, насколько М.Индже способен выйти за рамки этой программы и предложить людям надпартийную повестку. Что из того, что за два с половиной часа своего выступления сказал М. Индже может найти отклик в душе любого турка?

Прежде всего, то что связано с экономикой. В частности, М.Индже выдвинул достаточно смелый тезис о том, что справедливое распределение доходов, которое сейчас отсутствует, способно автоматически и сразу увеличить благосостояние каждого турка в два раза.

Вторым важным тезисом М.Индже является тот, что он явит собой пример прозрачности и скромности в политике без привилегий. Судьи Верховного суда не должны будут вставать, когда президент входит в комнату, потому что они являются, по словам М.Индже, в табели о рангах бюрократами высшего уровня. Судопроизводство по телефонному звонку или с оглядкой на действующую власть, как отметил Индже, должно остаться в прошлом.

Возвращаясь к вопросу экономики: как подчеркнул М.Индже, Центральный банк страны должен получить независимость (имея в виду от экономических воззрений президента страны – В.К.). Банки должны быть реструктурированы и это касается таких гигантов, как EXIM, Halk, Ziraat и проч. Под реструктуризацией понимается более адресное кредитование соответствующих, приписанных к банку отраслей промышленности и секторов турецкой экономики (к примеру, малого и среднего бизнеса – для которого и был в свое время предназначен Halk Bank – Народный банк).

Именно адресность инвестиций, как государственных, так и частных (частные регулируются через поощрительные и ограничительные механизмы государства – В.К.) должна способствовать развитию турецкой экономики. В качестве примера, М.Индже привел избыточность в стране торговых центров, стадионов и бензозаправок, каждый из которых требует значительных инвестиций и уводит деньги в сторону от того, что, по-настоящему, стране нужно – от промышленных предприятий и от сельского хозяйства.

Вопрос религиозности, принципиальный для правого электората, в случае М.Индже выглядит следующим образом. Прежде всего, свою религиозность он не только не скрывает, но и подчеркивает (в том смысле, что говорит о том, что он совершает молитву перед каждым своим выступлением – В.К.). Во-вторых, он посещает школы «имам-хатибов» и говорит об отсутствии намерения по их закрытию. Другой вопрос, что, как он отмечает, в настоящее время их наполняемость составляет всего лишь около 30% от «проектной мощности». В-третьих, М.Индже (мы задавались этим вопросом в статье про программу НРП – В.К.) не собирается запрещать больше ношение исламского платка в учебных заведениях и государственных учреждениях.

Принципиальным пунктом программы М.Индже является немедленная отмена режима чрезвычайного положения в стране. Что же до перехода назад к парламентской системе власти (мы также задавались этим вопросом – В.К.) М.Индже, по сути, дал понять, что выхода нет. Ему придется пока принять правила игры, установившиеся после референдума апреля 2017 года, и на возврат к прошлому потребуется переходный период, не менее двух лет.

Вопросам внешней политики в интервью был уделен минимум времени, ввиду его ограниченности, однако, по ключевым моментам М.Индже высказался: в Сирию будет направлен посол Турции, а 4 млн беженцев, проживающих на турецкой территории, будут возвращены назад. М.Индже выступил за необходимость сохранения территориальной целостности Сирии и скорейшего принятия в стране новой конституции.

В целом, Мухаррем Индже предстал опытным и харизматичным политиком, однако, было заметно, что неудобные вопросы, которые время от времени, звучали в студии он пытается просто «затаптывать», используя свой политический вес. В такие моменты он немедленно терял в убедительности, а эти моменты уже были разобраны на отдельные видеоролики и выложены в Youtube. Впрочем, справедливости ради, надо отметить, что тем же грешит и президент страны Р.Т.Эрдоган.

52.51MB | MySQL:103 | 0,483sec