К вопросу о «закулисных» переговорах с движением «Талибан» в Афганистане. Пресс-конференция командующего войсками США Дж. Николсона. Часть 1

«Большой объем дипломатической активности и диалога происходит за сценой (за кулисами), наблюдается он на различных уровнях. Как известно, лидеры «Талибана» среднего и высокого звена взаимодействуют с афганцами», – заявил накануне во время телефонной пресс-конференции глава миссии «Решительная поддержка», командующий международными войсками в Афганистане, четырехзвездный генерал Джон Николсон. Американский военный сделал несколько крайне важных и интересных заявления. В целом, это была наиболее интересная и продуктивная с точки зрения поданной информации конференция по вопросам Афганистана. Генерал Николсон выразил уверенность в том, что переговорный процесс с движением «Талибан» «уже дает свои плоды» и «идет регулярно и за кулисами». По мнению Николсона, уровень атак и террористической активности боевиков движения за последнее время сократился. «Число атак в период с февраля по апрель сократилось на 30%», — заявил он.

Генерал Николсон отметил, что после того, как было объявлено «весеннее наступление», уровень насилия несколько возрос, однако он по-прежнему ниже (на 10-12 %), чем годом ранее. Напомним, что движение «Талибан» объявило о начале ежегодного «весеннего наступления» 25 апреля. Сложно сказать, является ли статистика, приведенная американским генералом, актуальной, однако здесь следует заметить, что, действительно, нынешнее «весеннее наступление» не очень похоже на наступление. В целом, тезисы Николсона кажутся достаточно близкими к реальному положению дел. Однако 30 мая, в день его выступления, якобы движение «Талибан» и террористическая организация «Сеть Хаккани» (самое радикальное крыло талибов и их союзники) организовали серию атак против здания Министерства внутренних дел страны в Кабуле.

Примечательно, что ответственность за атаку взяла группировка «Исламское государство» — «Хоросан» (запрещена в России). В то же время Николсон заявил, что по данным военной разведки США, изначальные данные о происшествии указывают на причастность талибов и «Сети Хаккани». Одним словом, несмотря на «авторство» террористической атаки в Кабуле, можно сделать вывод, что талибы и их союзники используют старую, добрую стратегию – метод кнута и пряника. Генерал Николсон назвал ее в пресс-конференции — «переговоры и сражения». Между тем, следует учесть и еще одну важную деталь, которая усложняет переговорный процесс и национальное примирение в Афганистане. Движение «Талибан» — неоднородно. В нем проходят сложные процессы, где часть наиболее радикальных боевиков выступают категорически против каких-либо переговоров с «неверными» и их «марионетками» — правительством в Кабуле.

К тому же, движение «Талибан» не едино в вопросе выбора лидера, стратегии и внешних спонсоров. И самое последнее, существует классическая и традиционная проблема «регионализации» движения. Кандагарцы хотят одно, и уверены, что именно они истинные талибы. В Гильменде хотят другое и тянут одеяло на себя. Одновременно с этим на востоке и вовсе уверены, что центром и ядром «Талибана» уже давно является не южный Кандагар, а восточный Нангархар (Джелалабад). Таким образом, разброд и шатание внутри движения также осложняет процесс переговоров. Не меньшей проблемой является позиция внешних спонсоров. Скажем, не исключено, что недавние осложнение отношений Вашингтона и Исламабада и жесткие заявления президента Дональда Трампа, толкает радикальное крыло агентуры Межведомственной разведки Пакистана к стимулированию ужесточения подходов «Талибана» к США и их войскам в Афганистане.

Определенное влияние на талибов, которые присутствуют в провинциях Герат и Фарах, имеет Исламская Республика Иран. Конечно, это влияние намеренно гипертрофируется в угоду политических целей самими США и Саудовской Аравией, однако, признаем, оно все же есть. Выход США из соглашения по иранской ядерной программе и фактически предвоенное положение (по крайней мере, с информационной точки зрения), теоретически может осложнить ситуацию. То есть подтолкнуть наиболее консервативных и радикальных иранских специалистов КСИР к стимулированию усиления радикализма среди своей клиентуры. Не последнюю роль в том вопросе и контексте может сыграть позиция Саудовской Аравии, которая полностью поддержала усилия США, направленные на переговорный процесс и примирение талибов и Кабула. А все, что хорошо Эр-Рияду — плохо для Тегерана и наоборот. То есть классическая игра с нулевой сумой.

Однако, несмотря на все сложности, исторические и фундаментальные трудности, переговорный процесс с талибами, как сказал генерал Николсон, закулисно идет.

52.3MB | MySQL:106 | 0,590sec