О формировании фракции «большинства» в парламенте Ирака

30 мая один из фаворитов выборной парламентской гонки в Ираке, блок действующего премьер-министра, Х.аль-Абади распространил заявление о «близости окончательного соглашения об альянсе с блоком «Ас-Сайирун», шейха Муктады ас-Садра и c движением «Аль-Хикма», лидера умеренных, Амара аль-Хакима, касательно общей работы по формированию правительства». При этом, отвергаются утверждения о наличии «якобы международного давления на этот счет» (такие утверждения вполне могут быть вбросами в адрес Ирана), во всяком случае, «Аль-Хикма» в лице своих представителей сообщила о том, что переговоры с партнерами вошли в «окончательную стадию и имеет место быть полное согласие и совпадение точек зрения по всем вопросам».

Один из лидеров блока «Наср», Юсеф аль-Киляби, высказался более туманно: «Политические объединения после обнародования первых итогов голосования приступили к серии совещаний и встреч с целью выработки консенсуса». Далее Ю.аль-Киляби сообщил, что все победители компании исследуют возможность формирования альянса большинства, так, как это определено конституцией страны, и для задачи формирования будущих министерств. Это делается до утверждения Верховным федеральным судом результатов голосования для того, чтобы оставить пространство для маневра и время перед первым заседанием депутатов.

«Точки взаимопонимания с блоком «Ас-Сайирун» и движением «Аль-Хикма» множатся, и мы приближаемся к пониманию и ведем совместный диалог, и, не исключено, что в скором времени, будет объявлено о результате этих консультаций», — приоткрыл завесу тайны Ю.аль-Киляби по мере развития своего интервью журналистам издания «Ас-Сабах аль-Джадид». Заодно, он также опроверг слухи об иностранном вмешательстве или региональном (!) давлении на «Наср» и «Ас-Сайирун», также как и на остальных депутатов парламента.

Не обошел стороной политик и необходимость «прекращения подобных спекуляций, призвав, в том числе, и коллег из числа депутатов прекратить заниматься предательской практикой поиска поддержки вовне Ирака, когда тем, или иным образом, внешние силы вмешиваются во внутренние дела страны».

Ирак, в его нынешнем виде, особенно после победы над сильнейшей из террористических группировок («Исламское государство», запрещено в России) и освобождения своей территории стал другим нежели, чем ранее, — убежден Ю.аль-Киляби. «Сила, которой мы обладаем, делает возможным то, что мы сами разберемся какое правительство нам создать, без чьих либо подсказок», — подвел итог представитель премьерского блока.

Итак, позволим себе несколько комментариев. По всей видимости, складывающийся альянс между премьером, «умеренными» А.аль-Хакима и прагматиком М.ас-Садром означает, что проиранский блок, «Фатх», представляемый Хади аль-Амири, терпит на сегодня поражение и окажется в меньшинстве, достаточном для некоторого представительства, но не более. Это, скорее всего окончательный и главный итог, хотя второстепенные детали еще могут несколько раз изменится, и, в целом, такое развитие событий совпадает с нашими ранними оценками сценария результатов выборов, которые закончатся так, как выгодно и как решили в США.  И «умеренные» из «Аль-Хикмы» и «Ас-Сайирун» из формально оппозиционного движения, основой которого является «Ас-Садри» М.ас-Садра, очевидно, получили такие предложения, от которых не смогли отказаться. Альянс между ними почти наверняка означает переназначение Х.аль-Абади на пост премьера, что вполне устраивает США, Евросоюз, и Саудовскую Аравию, и, в общем то, устраивает и Иран, который, как мы уже писали, находится на собственном уровне отношений с Ираком, уровне подчиненном по отношению к доминированию в стране США, но, в своих координатах вполне достаточном и влиятельном, особенно в экономике. Иран попытался выйти на более высокие позиции, но пока не получилось. Ничего страшного для Тегерана это не означает, во всяком случае, пока в Ирак не пойдут обещанные саудовские инвестиции и товары.

Так что Ю.аль-Киляби лукавит, и лукавит дважды: во-первых, ИГ далеко не разгромлено «окончательно» и не вся территория страны освобождена. Во-вторых, ничем «таким новым» Ирак не стал и не собирался становится, поскольку реальной оппозиции партии власти в стране нет. Вся политика Муктады ас-Садра направлена, по нашему мнению, на конвертацию его политического капитала в финансовый, над чем уважаемый пассионарный клирик усердно трудился последние двадцать лет. Партия «неджефистов», представленная в «Аль-Хикме» добилась главного – гарантий сохранения влияния местного духовенства в степени его устраивающей, ведь, поскольку главные святыни шиитов находятся в Ираке, то и нечего иранцам там командовать, разве что, совсем немного. Ну и сам Хади аль-Амири новичок в большой политике, очевидно, пока предпочел позиционную оборону и рекогносцировку позиций в парламенте, в конце концов, время перейти, выражаясь, военным языком, в контрнаступление, у него еще будет с избытком, опять же, если его кураторы в Тегеране не примирятся с сохраняющимся «старым новым раскладом».

Итак, основные три составляющие парламентского большинства определились. Кто еще примкнет к ним, для закрепления результата? Это, судя по сообщениям из около парламентских источников станут объединения «Иракский выбор» и «Аль-Ватанийя», а также…курдские депутаты, что создает предпосылки для формирования правительства в одно чтение. Где, повторимся, премьером, и это уже очевидно – снова станет доктор Хайдер аль-Абади.

Впрочем, отголоски выборной компании еще окончательно не стихли, демократия, знаете ли, вещь такая, гибкая. В среду, 30 мая, Высшая избирательная комиссия Ирака объявила об аннулировании результатов голосования на свыше 1 000 избирательных участков, в том числе, за пределами страны. Ей также сформированы технические и юридические экспертные группы для выявления фактов некорректного голосования с участием беженцев и перемещенных лиц, нарушений избирательных списков и использования «мертвых душ», что отмечено в Эрбиле – 7 эпизодов, в Анбаре – 51 эпизод, в центральном районе Багдада, в Аль-Кархе – 17 эпизодов, в Салах эд-Дине – 11 эпизодов и в Ниневии – 16 эпизодов. Обструкции подверглись избирательные участки: 73 — в Эрбиле, 50 — в Анбаре, 96 – в Сулеймании, 3 – в Багдаде (Расафа), 3 – в Багдаде (Аль-Карх), 224(!) – в Дохуке, на севере страны, вот уже где царило видимо полное «местничество» и самоуправление, 2 – в провинции Дияла, 36 – в Салах эд-Дине, 176 – в недавно освобождённой Ниневии (там почти все поголовно проголосовали за суннитские партии, или «против всех», наглядно доказав, как жители «благодарны» властям за свое освобождение). Ну, и в многострадальном Киркуке, тоже, освобождённом – были аннулированы результаты голосования на 143 участках.

Наглядно прошло голосование за пределами Ирака. Из результатов пришлось исключить данные по следующим участкам: 10 – в Германии, 22 – в Иордании, 31 – в США, 2 – в Швеции, 1 – в Великобритании и 1 – в Турции. Это благодарные суннитские избиратели из числа эмиграции передали привет своей новой власти. В итоге – 1021 избирательный участок не был учтен в общем итоге голосования. С учетом явки менее чем 41% населения на выборы, можно говорить о существовании в Ираке двух реальностей – властной и народной, каждая из которых существует сама по себе.

52.18MB | MySQL:103 | 0,612sec