К вопросу о ситуации с турецким экспортом

Накануне в Турции были обнародованы данные касательно объема экспортных поставок за май месяц с.г. В частности, как сообщается Меджлисом турецких экспортеров (TIM), в истекшем месяце объем турецкого экспорта вырос, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 12,2% и достиг 13 млрд 956 млн долл. США, за исключением поставок за рубеж золота (Турция является крупным центром переработки золота – И.С.).

Турецкая пресса, в частности, влиятельная газета Hürriyet, перефразировав название известного турецкого фильма, назвала свою передовицу «Кодовое название Рекорд!». При этом она отметила, что рост экспортных поставок Турции продолжается непрерывно вот уже 1,5 года, начиная с ноября месяца 2016 года.

Касательно того, какие отрасли являются драйверами турецкого экспорта – перечислим их в порядке убывания и дадим в скобках объем экспорта за май месяц и темпы роста к маю 2017 года: автомобильная промышленность (2,8 млрд долл., 7,9%), готовая одежда (1,5 млрд долл., 6,2%), химическая промышленность (1,5 млрд долл., 10,8%), сталь (1,2 млрд долл., 25,3%), электротехника и электроника (994 млн долл., 13,1%), текстильная промышленность (749 млн долл., 11,6%), черные и цветные металлы (717 млн долл., 25,8%), машиностроение (625 млн долл., 23%), злаки и бобовые культуры (560 млн долл., 6%) и горнодобывающая промышленность (431 млн долл., -3,3%). В принципе, с учётом профиля турецкой промышленности, ничего удивительного в том, что лидирующие строчки в экспорте занимает автомобильная, легкая (в части производства готовой одежды – И.С.) и химическая промышленность нет.

Теперь, куда же Турция поставляет больше всего? – Ведущими торгово-экономическими партнёрами Турции являются западные страны, в первую очередь, входящие в Европейский союз.

Перечислим их в том же самом формате, что и применительно к эспортным отраслям: Германия (1,3 млрд долл., 10,2%), Великобритания (865 млн долл., 13,0%), Италия (861 млн долл., 23,8%), Испания (758 млн долл., 51,8%), Франция (676 млн долл., 20,3%), Ирак (635 млн долл., -14,2%), США (597 млн долл., -12,7%), Голландия (406 млн долл., 37,1%), Бельгия (367 млн долл., 45,5%) и Румыния (356 млн долл., 33,5%).

Торгово-экономические интересы Турции, имеющие большой крен в сторону Запада, можно наглядно проследить из этого перечня, в котором Российской Федерации нет.

Если смотреть за пять месяцев года, то турецкий экспорт в Россию заметно отстает от поставок в тот же Ирак: 1,4 против 2,9 млрд долл. соответственно. Близкими к России, с этой точки зрения, странами являются Иран (1,1 млрд долл.) и Египет (1,1 млрд долл.). Впрочем, экспорт в Россию за пять месяцев текущего года по сравнению аналогичным периодом прошлого года вырос рекордными темпами – на 536% с 837 млн долл.

Каким образом эти данные следует интерпретировать?

Строго говоря, справедливость разного рода тезисов про рекорды и достижения, во многом, определяется тем, что с чем сравнивать. И, вообще говоря, если смотреть на турецкий экспорт в более широком цикле – то есть в годовом разрезе, то, согласно данным Турецкого статистического агентства (TÜİK), абсолютный рекорд экспортных поставок был поставлен Турцией в 2014 году – 157,6 млрд долл. Прошлый, 2017 год с цифрой 157,0 млрд долл. лишь отыграл тот резкий спад, который наблюдался в 2015 и в 2016 годах – 143,8 и 142,5 млрд долл.

Таким образом, все встает на свои места – турецкий экспорт возвращается в верхнюю для себя точку (2014 год – В.К.) и постепенно продолжает расти сверх достигнутого в 2014 году результата. Впрочем, никто не запрещает называть достигнутый в мае месяце показатель рекордом.

Собственно, продемонстрированные турецкими экспортерами темпы роста объемов поставок не являются «экспериментом» в чистом виде – турецкая лира заметным образом в последние месяцы падала и это всегда, по крайней мере — в краткосрочной перспективе, работает на пользу экспортеров. Их продукция на мировом рынке при падении курса национальной валюты, в пересчете на доллары и евро, становится более конкурентоспобосной. Потом разница нивелируется самими законами рыночной экономики.

И ещё один момент: если посмотреть, как обстоят дела с импортом в Турцию, то, можно обнаружить, что в 2018 году он растет темпами в разы (в месячном разрезе как минимум, в два раза – И.С.) превышающими темпы роста экспорта. Рост цен на нефть и газ тому, в значительной мере, способствует. И есть все основания полагать, что 2018 год станет рекордным не только для турецких экспортеров, но и для импортеров. Для справки: пик импорта в страну наблюдался в 2013 году – 251,6 млрд долл.

Подводим черту: конечно, Меджлис турецких экспортеров имеет все основания для гордости (диверсифицированный экспорт с поставкой на высококонкурентные европейские рынки – В.К.). Понятно, что импортом они, по роду своей деятельности, не занимаются. А вот то, что страна не в состоянии никак свести вместе расходящиеся в разные стороны ножницы отрицательного сальдо внешней торговли – эта проблема должна заботить руководство страны, которое раз за разом берет на себя в этом смысле обязательства и не выполняет их. И можно предречь, что в ближайшей перспективе и не выполнит, поскольку для этого нет достаточно веских структурных предпосылок.

52.35MB | MySQL:106 | 0,680sec