Российско-израильские договоренности и иранское военное присутствие в Сирии

Израиль и Россия достигли договоренности о том, что войска Башара Асада займут позиции у израильской границы на юге Сирии, а в ответ Москва согласится на отвод иранских сил и подразделений ливанской шиитской группировки «Хизбалла» из южной зоны деэскалации в Сирии. Об этом сообщает во вторник сайт Второго канала израильского телевидения. По его данным, соответствующие договоренности были достигнуты по каналам, существующим между оборонными ведомствами РФ и Израиля, в минувшую пятницу, когда министр обороны еврейского государства Авигдор Либерман был приглашен в Москву для переговоров с главой Минобороны РФ Сергеем Шойгу. Как сообщили в пресс-службе израильского оборонного ведомства в понедельник, Либерман намерен встретиться 31 мая в Москве со своим российским коллегой. Вместе с министром в российскую столицу посетили глава израильской военной разведки АМАН генерал-майор Тамир Хайман, руководитель военно-политического отдела Минобороны Зоар Палти. Глава МИД РФ Сергей Лавров в понедельник заявил, что договоренности по южной зоне деэскалации в Сирии предусматривают, что на границе с Израилем должны остаться только сирийские войска. «Итогом всей этой работы должна стать ситуация, когда на границе Сирии с Израилем с сирийской стороны будут стоять представители войск Сирийской Арабской Республики», — сказал глава МИД РФ. Он напомнил, что достигнутые в 2017 году договоренности о южной зоне деэскалации в Сирии на границе с Израилем предполагают вывод из нее всех иностранных войск. Израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху в понедельник заявил, что Израиль выступает против военного присутствия Ирана на всей территории Сирии. «Что касается Сирии, то наша позиция ясна: мы считаем, что в любой части Сирии нет места иранскому военному присутствию в каком-либо виде, — сказал премьер. — Это, разумеется, отражает не только нашу позицию, я могу с уверенностью сказать, что это также отражение взглядов многих на Ближнем Востоке и за его пределами». В воскресенье на еженедельном заседании своего кабинета премьер заявил, что Израиль «работает по предотвращению создания направленного против него иранского военного присутствия (в Сирии — прим. ТАСС)», а также «действует против передачи смертоносных видов оружия из Сирии в Ливан или их производства в Ливане». «Все это оружие предназначено для использования против Государства Израиль, и наше право — на основе права на самооборону — предотвращать его производство или передачу», — пояснил Нетаньяху. В этой связи вновь подчеркнем промежуточный итог нынешних договоренностей, который связан исключительно с темой предотвращения перспективы выхода иранских сил и группировок на северную границу Израиля. По крайней мере, заявления израильского премьера, если откинуть дипломатические и чисто внутриизраильские резоны, говорят нам о том, что Израиль не исключает нанесение дальнейших воздушных ударов по иранским целям. Считаем, что иранское присутствие в Сирии будет сохранено. Советник главы Генштаба вооруженных сил Ирана генерал Масуд Джазаири 4 июня опроверг заявления о возможном выводе иранских офицеров из Сирии. Как сообщает в понедельник агентство Мехр, таким образом генерал отреагировал на соответствующие публикации в некоторых израильских СМИ. «Больше всего Израиль боится того, что наши войска окажутся на его границе. Поскольку это уже произошло, Америка и Израиль пытаются всячески этому противодействовать. Однако они должны понять, что ситуация останется неизменной» — заявил он. Джазаири отметил, что иранские советники находятся на территории Сирии по запросу местного правительства. «Мы ждем того дня, когда Сирия и другие страны региона окажутся свободными от внешних деструктивных сил», — добавил он. Надо отметить, что это солидарная позиция Тегерана и Дамаска. Ранее президент Сирии Башар Асад заявил, что в его стране нет войск Ирана. При этом он пояснил, что на территории республики действуют только иранские офицеры, которые работают с сирийской армией в качестве военных советников.  При этом конечно никто не говорит о ливанской «Хизбалле», проиранских афганских хазарейцах и отрядах иракских шиитов.  А эта тема также волнует Израиль. Но суть вопроса в данном случае состоит в том, что Москва также заинтересована в присутствии проиранских сил в Сирии: это кардинальным образом решает проблему дефицита живой силы сирийской армии  и помогает унифицировать координацию совместных действий между Дамаском и иракскими шиитами. Да и собственно подвергать рискам некий региональный альянс с Тегераном в силу опасений израильтян в Москве никто не собирается.  При этом разговоры о том, что Россия может предотвратить еще и возможный конфликт между ливанскими шиитами и израильтянами на юге Ливана, надо признать ничтожными. Роль Москвы в этом случае ограничены только возможными поставками «Хизбалле» систем ПВО «Панцирь», что маловероятно. При этом само руководство «Хизбаллы»  вариант прямого вооруженного противостояния с Израилем для себя сейчас исключает.  По крайней мере, это следует из переговоров трехнедельной давности между главой «Хизбаллы» шейхом Х.Насраллой и командующим спецподразделением «Кудс» КСИР ИРИ генералом К.Сулеймани.

В этой связи возникает закономерный вопрос: какие преимущества получает Израиль от присутствия российского контингента в Сирии, помимо чисто вопросов безопасности? Рискнем предположить, что никаких. Только вот вопросы безопасности надо рассматривать несколько шире, нежели чем просто конкретные договоренности в отношении ситуации по ликвидации зоны деэскалации на юге страны. Наличие российской военной группы в Сирии дает возможность Москве более предметно быть вовлеченным в процесс разъединения проиранских и израильских сил. Прежде всего с точки зрения точечного влияния на ситуацию в случае ее возможного осложнения: одно дело реагировать на такого рода инциденты из Москвы, и совсем другое на уровне штабов непосредственно на земле. То есть в самой Сирии.  У Израиля нет в данной ситуации никаких эффективных методов для сокращения иранского присутствия в Сирии, кроме как пойти в серьезную сухопутную операцию с перспективой организации буферной зоны и латентной партизанской войной в ней, как это было в свое время в Южном Ливане. Да и собственно сама такая операция не решает в принципе главной обеспокоенности израильтян: размещение на сирийской территории пусковых ракетных установок иранцев. Для ракет средней дальности не важны никакие буферные зоны.  Только военными ударами с воздуха эту проблему окончательно решить не получится, на сухопутную операцию у Израиля нет ни сил, ни средств, ни желания.  Именно по этой причине министр обороны Израиля А.Либерман и приехал в Москву, а совсем не из-за «дружеских отношений» с Россией. Израиль просто в данном случае не видит иных алгоритмов действий, и надежды на американского союзника в данном случае излишне: он не имеет никаких рычагов влияния ни на Иран, ни на Россию. Только Москва может стать единственным гарантом не использования иранцами своих ракет для нападения на Израиль. Если брать еще более глобально, то только Москва может  довести до логического конца процесс восстановления государственности Сирии от юга до, как минимум, Евфрата. А разговаривать с Дамаском гораздо более оптимальнее, нежели чем с конгломератом отдельных полевых командиров. Хотя в Израиле есть серьезные оппоненты такому сценарию: для них просаудовские группы джихадистов представляют наименьшую опасность, нежели чем Дамаск, который дружит с Тегераном.  Между тем вариант сухопутной операции в случае превращения Сирии в «территорию команчей» для израильтян становится фактически безальтернативным. Надежды на то, что можно будет влиять на джихадистов через неформальный диалог с Эр-Риядом в данном случае бесперспективен. Ничего более в Сирии Израилю от России не требуется. У нынешнего израильского руководства есть жупел: это иранская угроза. И вся логика его действий на сирийском направлении будет подчиняться только этому соображению. И в данном случае работает простой принцип: если невозможно нивелировать эту угрозу чисто военным путем, что потребует потерь и денег без всякой надежды на конечный результат, то надо использовать  чисто политические методы договоренности с Москвой в рамках превращения ее в главного гаранта своей безопасности с этого направления. Все остальные темы для израильтян применительно к Сирии вторичны. И весь их антагонизм по отношению лично к Асаду связан исключительно только с тем фактом, что он опирается на Тегеран. Именно  тема иранского присутствия в Сирии и условия такого присутствия является единственным средством влияния со стороны Москвы на позицию Израиля. По всем остальным темам, например ближневосточному урегулированию (БВУ) стороны имеют разные позиции.

В этой связи практически уверенны в том, что Москва свои обязательства в рамках нынешнего компромисса выполнит.  Про Израиль такие прогнозы давать сложно. Особенно если он активизирует, пока зять президента Д.Трампа Дж.Кушнер в силе, попытки закрепить успех в рамках действий Вашингтона и добиться максимума возможного в рамках БВУ.  Израиль ведет переговоры с США о признании суверенитета еврейского государства над захваченными еврейским государством у Сирии в 1967 году Голанскими высотами. Об этом сообщил в среду 24 мая в интервью агентству Рейтер израильский министр по делам разведки и транспорта Исраэль Кац (интересно, как можно совмещать две эти должности?). «Сейчас лучший момент для такого шага, это самый болезненный ответ, который можно дать иранцам, — признать суверенитет Израиля над Голанами, с американским заявлением, президентской прокламацией, закрепив это в законе», — сказал министр. Кац добавил, что считает, что «вероятность того, что такое произойдет, очень велика» в течение одного года «плюс-минус несколько месяцев». Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе своего первого визита в США после избрания Дональда Трампа на пост президента в феврале 2017 года попросил хозяина Белого дома признать суверенитет Израиля над Голанами. Принадлежавшие Сирии с 1944 года Голаны были захвачены Израилем в ходе Шестидневной войны 1967 года. В 1981 году Кнессет (парламент Израиля) принял «Закон о Голанских высотах», в котором в одностороннем порядке был провозглашен суверенитет еврейского государства над этой территорией. Аннексия была признана недействительной резолюцией 497 Совета Безопасности ООН от 17 декабря 1981 года.   Вот при таком сценарии о всех попытках гарантий безопасности Израиля со стороны Москвы можно будет фактически забыть. Кремль просто не сможет аргументированно давить на Тегеран  и на Дамаск при таком варианте развития событий. И в данном случае однозначны и провокации, и обстрелы, и полеты иранских беспилотников в сторону Израиля. Остается только надеется на то, что эта тема и ее негативные последствия озвучивалась  на последней по времени встрече министров обороны России и Израиля. В случае, если израильтяне пойдут на поводу условно фракции министра разведки И.Каца, то следует ожидать срыв всех достигнутых договоренностей. Сомневаемся, что это будет адекватным ответом для Тегерана, поскольку это собственно его никак не трогает. Другой вопрос, что этот факт даст ему моральное право считать себя свободным от нынешних договоренностей с минимум возможностей для Москвы на эту ситуацию повлиять. Но это уже выбор самого ТИзраиля. Но тут надо иметь ввиду следующее. Российский президент В.В.Путин  имеет помимо прочего очень ценное качество: он держит данное им слово и очень болезненно относится к тому, что его партнеры такое слово не держат. И в этой связи рискнем предположить, что в случае нарушения обязательств со стороны Израиля в рамках нынешнего компромисса тем или иным способом тема поставок ЗРК С-300 в Сирию вновь зазвучит во весь голос.

62.86MB | MySQL:102 | 0,514sec