О проблемах реализации американо-турецкой дорожной карты по сирийскому Манбиджу

Дорожная карта по сирийскому городу Манбидж, которая была согласована в понедельник в ходе встречи министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу и госсекретаря США Майкла Помпео, будет применена в других частях Сирии. Об этом заявил по итогам встречи глава МИД республики на пресс-конференции в Вашингтоне, трансляцию которой вело Анатолийское агентство. «В наших отношениях с США пора покончить с практикой метания мяча. Сирия в этом вопросе является важным шагом. Турецкие и американские военные будут обеспечивать безопасность Манбиджа, а дорожная карта по этому населенному пункту будет применена в других частях Сирии», — сказал он. По его словам, Анкара и Вашингтон будут «работать над параметрами дорожной карты по выводу курдских формирований «Силы народной самообороны» (СНС) из Манбиджа. Чавушоглу также заявил, что президент Турции Р.Т.Эрдоган одобрил согласованную с американцами дорожную карту. Глава МИД также выразил надежду, что вывод СНС будет реализован в течение полугода. «Реализация дорожной карты начнет действовать с определенной даты, которая будет установлена в зависимости от ситуации. Мы надеемся решить этот вопрос в течение шести месяцев, однако это может занять меньше времени», — подчеркнул он. В принципе эта дорожная карта должна была заработать 4 июня. При этом, несмотря на все оптимистичные реляции. министра иностранных дел Турции, снова выразим самое серьезное сомнение в том, что эта договоренность по Манбиджу будет реализована в той мере, как это представляет Анкара. Ровно по той причине, что это будет означать отход Пентагона от нынешней стратегии своих действий в Сирии, включая самые негативные последствия для союза американцев с курдами, к которому негативно относится с арабское суннитское население восточнее Евфрата и на севере Сирии. В этой связи в случае реализации этой дорожной карты можно будет оправданно говорить о двух вещах.

  1. Курдские отряды должны будут в принципе оттянуться от границы Сирии и Турции вглубь страны, что позволит с одной стороны сконцентрировать максимум «Сил демократической Сирии» (СДС) в проблемных районах восточнее Евфрата. С другой — это ставит традиционные территории проживания курдов под сильный прессинг протурецких сил.
  2. Такой союз и реализация такой «карты» кардинально меняет всю тактику США на сирийском направлении в направлении отказа от ставки на курдов и создания военно-политического альянса именно с Турцией. То есть осуществление ровно того, от чего США в довольно категорической форме отказались около года назад. Но такая трансформация, да еще в такие сроки означает обвал их отношений с курдами, их  оттягивание из арабских суннитских районов в сторону мест своего традиционного проживания в силу усиления турецкой опасности, и, если еще шире, то безусловное окончание американо-курдского альянса. Такой сценарий чреват еще и тем, что американцы оказываются перед лицом угрозы жесткого дефицита лояльных себе отрядов восточнее Евфрата. При этом они будут не в состоянии заместить этот дефицит ни протурецкими силами, ни собственно местными арабами. Сдача Африна и переброска курдов оттуда именно в Заевфратье свидетельствует о том, что  дело обстоит именно таким образом, что американские военные собственно и не скрывали.  Сирийский Манбидж на протяжении нескольких лет является предметом спора между Анкарой и Вашингтоном. Джозеф Байден в бытность вице-президентом США в 2016 году пообещал, что все бойцы курдских формирований СНС, которые входят в состав коалиции СДС, покинут этот населенный пункт и перейдут на восточный берег реки Евфрат после освобождения Манбиджа от боевиков запрещенной в России террористической группировки «Исламское государство». Очень сомнительно, что Пентагон согласен на такие условия. Особенно с учетом того, что он очень жестко еще месяц назад предупредил Анкару от возможного наступления на Манбидж. И за это время ничего принципиального в турецко-американских отношениях не произошло. Ничего такого, что могло повлиять на очень логичную схему и позицию американских военных.  Если только на них очень жестко не надавили в Белом доме. Но напомним в этой связи две вещи. Про обещание годичной давности со стороны Д.Трампа прекратить материально-техническую поддержку отрядам курдов, что было благополучно проигнорировано впоследствии. И про то, что со стороны американской администрации по итогам этих переговоров не прозвучало никаких комментариев. Также ничего пока не слышно про начало выхода курдов из Манбиджа, которое должно уже было начаться. В этой связи напрашивается вывод о двух вещах.
  3. Не все так радужно для Анкары, как она пытается это представить. Понятно, что турецкий министр иностранных дел рапортует об успехах: это логика предвыборной гонки, результат которой далеко не однозначен.
  4. Рискнем предположить, что все договоренности (пока о намерениях скорее) были очень жестко оговорены со стороны американцев выполнением турками двух условий. Это отказ от закупки у России ЗРК С-400 и отсутствием всяческого прогресса в рамках выполнения дорожной карты до тех пор, пока не будет окончательно разгромлены силы ИГ на ирако-сирийской границе. А там как раз в настоящее время идет широкомасштабная военная операция с участием курдов. Если последние в результате нынешней политики США будут элементарно обмануты, то это будет означать очень серьезное изменение оперативной обстановки на севере Сирии. Но, повторим, что мы очень сомневаемся в реализации такого сценария и возникновения некого полноценного американо-турецкого альянса в Сирии. Это, пожалуй, будет самым серьезным вызовом для российских интересов в Сирии и фактическим крушением астанинского формата переговоров. Пока многое из того, что мы слышим, более относится к пропагандистским усилиям Р.Т.Эрдогана в рамках борьбы за националистический электорат внутри Турции. Ровно к этой же теме надо отнести и спекуляции по вопросу возможного входа турок в иракский  Кандиль. Турция может в любое время войти в иракский регион Кандиль, где на протяжении последних 35 лет располагаются лагеря и опорные пункты Рабочей партии Курдистана (РПК). Об этом заявил в понедельник вице-премьер Турции Бекир Боздаг. «Турция может войти в Кандиль в любой момент, если на то будет необходимость. Турция имеет право проводить операцию против любых угроз для нацбезопасности, в том числе в Кандиле», — сказал он. Министр внутренних дел Турции Сулейман Сойлу заявил 3 июня о том, что турецкие военные продвигаются в сторону иракского Кандиля. Войти конечно могут, но вот выйти будет без потери лица сложно: основная база РПК в горах Кандиля — это совсем не Африн. И в турецком Генштабе это понимают, поэтому и  пока идут одни заявления. Рисковать накануне выборов в Анкаре никто не хочет.
52.3MB | MySQL:103 | 0,457sec