Выборная программа-2018 Народно-республиканской партии Турции. Часть 9

Продолжаем краткий разбор предвыборной программы главной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Турции, обнародованной 26 мая с.г. Программу представил лично председатель партии Кемаль Кылычдароглу.

Напомним, что предыдущую статью мы закончили на новаторских предложениях кемалистов, всерьез нацелившихся, в случае своей победы, на создание в стране, как минимум, трех новых министерств, — Министерства трудовых ресурсов, Министерства ремесел и Министерства по делам женщин. Продолжаем знакомство с инициативами НРП.

Переходим с министерского уровня на уровень ведомств. Здесь НРП предлагают создание двух организаций, включая:

  1. Агентство по человеческому развитию и информационной политике – целью ведомства является средне- и долгосрочное планирование производственных возможностей и трудовых ресурсов страны.
  2. Агентство семейного страхования – в рамках семейного страхования будет оценивать уровень благосостояния, проводить социальную политику и оказывать консультационные услуги всем семьям страны, с привлечением квалифицированных специалистов.

Тут, как и в случае с новыми министерствами возникает множество вопросов.

Как минимум, во-первых, налицо дублирование функций – вопросами государственного планирования любой срочности занимаются профильные министерства и ведомства, включая Министерство развития и Организацию по государственному планированию при аппарате премьер-министра. Что же до агентства социального страхования, то, вообще говоря, есть Министерство по делам семьи и социальной политике.

Во-вторых, совершенно непонятна позиция НРП по расширению государственного аппарата в условиях бюджетного дефицита, ощущая который нынешнее турецкое руководство идет по пути административной реформы, сокращая число министерств и ведомств и исключая дублирование функций. Или НРП знает о скрытых финансовых резервах?

Судя по всему, знает, поскольку на этом они не останавливаются, в частности, предлагая создание следующих советов:

  1. Комиссия по окончательным расчетам – с целью обеспечения эффективного контроля бюджета со стороны Великого Национального Собрания (Меджлиса) Турции.
  2. Совет по политической этике – будет подготовлен и принят закон о политической этике, с целью надзора за его реализацией и за положением дел в стране в сфере политической этики будет создан профильный Совет.
  3. Совет по судебной этике – аналогично предыдущему, однако, заниматься он будет этическими вопросами судей и прокуроров.
  4. Совет по планированию и координации высшего образования – будет обеспечивать лишь те функции, которые обозначены в его названии – то есть, «планировать и координировать», при этом не будет нарушать университетскую автономность.
  5. Высший совет по делам близких шехидов и гази – главной функцией является решение проблем семей погибших или получивших ранения турецких военнослужащих.
  6. Высший совет по правам потребителей – его главной целью является обеспечение эффективной реализации Конвенции ООН по правам потребителей и Закона о защите прав потребителей.
  7. Высший совет по искусству – задачей ведомства является поддержка всех видов искусства, обеспечение автономности структур в сфере искусства и их координации.

Можно, конечно, разбираться с каждой из этих структур в отдельности, ловя НРП на явном дублировании функции и излишнем выпячивании из общей массы вопросов одной конкретно взятой проблемы.

Из серии того же закона о правах потребителя – такое чувство, что речь идет о создании структуры не в Турции, а в России, где потребители – целиком и полностью бесправный класс. Как будто НРП – не в курсе, что турецкие потребители за свои права, прямо не отходя от кассового аппарата, магазин, вместе с этим кассовым аппаратом, с землей сравняют и ни в какой Конвенции ООН или Законе о своих правах, впрочем как и в координации, для реализации своих прав на справедливость они не нуждаются. Поэтому, как правило, все потребительские проблемы решаются внутри магазина, полюбовно, не доводя дело до официальной переписки.

А вот что действительно удалось НРП «поймать», так это — этические вопросы. Часто можно слышать от людей старшего и среднего возраста, что этические нормы в Турции размылись до уровня, несопоставимого с прошлым. То, что раньше было табуированным и постыдным для политиков, судей и предпринимателей, больше таковым в турецком обществе не считается. Общество на всякие вскрывающиеся эпизоды с участием власть предержащих с прежней остротой не реагирует. СМИ, в этом смысле, былым влиянием не пользуются. Прежних волн они поднять уже не в состоянии и длительность возникающего резонанса оказывается также весьма непродожительной. Инциденты моментально забываются и последствий за собой не имеют.

Понятно, что в здоровом обществе все начинается со справедливости и с этических норм, обязательных для всех – хоть для президента, хоть для дворника.

На самом деле, НРП, с этой точки зрения, сделали правильную вещь, вынеся в заголовок своей предвыборной кампании требование справедливости и поднимая вопрос этических правил во власти. Понятно, что здоровье общества начинается именно с этих двух вопросов, а турецкое общество, заметным образом, в последние годы захворало. В немалой степени, отсюда и та пробуксовка, которая начала наблюдаться в экономическом развитии страны.

52.2MB | MySQL:103 | 0,650sec