Ирак – Турция, о технических аспектах водного кризиса на реке Тигр

5 июня, источник в МИД Ирака сообщил, что иракская сторона, оказывается, заранее знала о турецких планах по вводу в строй плотины Аль Ясу, и направляла свои возражения касательно этого проекта, особенно против того, что, как выясняется, наполнение чаши водохранилища, образуемого дамбой, может продлится 18 (!) месяцев.  Послу Турции в Ираке был направлен соответствующий меморандум, содержавший просьбу сделать этот срок меньше календарного года. При этом МИД подтвердил, что никаких конкретных соглашений между двумя странами по поводу регулирования стока вод Тигра, не существует.

Эта цифра вносит ясность в перспективу водного кризиса в Ираке, и определяет его как хронический, с пока что, не просматриваемым решением, поскольку ситуация с турецкой дамбой, к которой вскоре добавится еще одна, становится постоянной, а заполнение водохранилища такими темпами продлится до следующего лета.

Много вопросов в этой связи возникает к позиции МИД Ирака. Если, следовать заявлению представителя ведомства, Ахмеда Махджуба, «турецкие власти неоднократно уведомляли Багдад насчет планов по возведению дамбы». Те, в свою очередь, возражали, но, не против строительства, как такового, а против сроков наполнения и объема стоков из водохранилища, апеллируя к некоему соглашению от 1997 года в части его Пункта 7, обязывающего страны, обладающие стоками рек, не причинять вред странам, расположенными ниже по их течению.

Турецкая сторона предлагала Ираку обеспечить сток в 90 куб. м воды в секунду, та же, полагала, что он должен быть никак не менее 140 куб. м. При этом все аргументирование иракской стороны сводилось именно к объемам стока, а не к праву Турции возводить такой проект. При этом, исходя из его совершенно четкой ориентированности на выработку гидроэлектроэнергии, что определяет основные параметры объекта, и, прежде всего, достаточно большой объем воды, значительно больший, чем требуется для нужд орошения, нетрудно сделать вывод, что либо иракская сторона не проводила должной экспертной оценки проекта Аль Ясу, либо заведомо выдвигала туркам не выполнимые условия. Они не могут наполнять водохранилище меньше, чем это определено проектом, и не могут сбрасывать больше воды, чем им же предписано, поскольку турбины могут пропустить через себя некоторое рассчитанное количество воды, и не больше. Иными словами, вы либо, не знали с чем столкнетесь, либо считали, что с вашими необоснованными с инженерной точки зрения, претензиями будут считаться, что в любом случае есть верх непрофессионализма, особенно с учетом того, что такие сооружения в одночасье не строятся, и турки, как выясняется, вас об этом предупреждали.

Оказывать давление и давление серьезное на Анкару нужно было раньше, на стадии проекта, а не тогда, когда дамба закончена и теперь мало, что можно изменить в режиме ее работы, что и демонстрируется турецкой стороной.

Теперь, все возможные попытки формирования «совместных технических комиссий» и комитетов, столь любимых в Ираке, призывы к Турции «уважать суверенитет и исходить из совместных интересов» останутся пустым звуком, ибо время их банально упущено. Ситуация тем более странная в контексте этих выяснившихся подробностей, потому что последние три года в районе Мосульской дамбы велись интенсивные работы по ее укреплению и ремонту. Там постоянно находится бригада итальянских гидротехников и строителей, а центральные власти направляли к плотине ежеквартальные комиссии и разного рода группы депутатов и представителей общественности. Тема плотины, Тигра, проблем водоснабжения красной нитью проходила, как минимум, раз-два в месяц. И, обойти вниманием приток воды Тигра к Мосулу, не озадачится, еще раз, объемом поступающей воды, ну, никак не могли. Соответственно, не могли и не заметить турецкую активность на Тигре.

Разумеется, теперь можно покритиковать несколько раздраженные заявления турецкого МИДа, сделанные в последние дни в связи с накалом страстей в Ираке, в которых Тигр называется «турецкой рекой, текущей за границы Турции».

Поздновато спохватились в МИД Ирака, видимо все ресурсы внешнеполитического ведомства были брошены на мобилизацию международной поддержки в борьбе с терроризмом и на получение спонсорской помощи, а кризис с водоснабжением проморгали.  По мнению иракского политолога Ниджма аль-Кассаба, «водная война» против Ирака началась, так сказать, в ее новейшей версии, еще в 2006 году. Конечно, можно сослаться на то, что правительству страны тогда было не до того, да и правительства, как такового, не было в том смысле, что за него все решали американские оккупационные власти. Н.аль-Кассаб убежден: ввод в строй плотины Аль Ясу приведет к уменьшению дебета вод Тигра, примерно, на половину. И такое положение дел сохранится пока действует эта дамба. Все последствия такого уменьшения вод реки, если только политолог не ошибается в своих прогнозах, оценить пока невозможно, но то, что это будет тяжелейший удар по экономике и населению Ирака, очевидно уже сейчас. Вполне уместна аналогия с пистолетом, приставленным к виску Багдада.

Кроме того, еще неизвестно, как именно, но то, что политические проекции ситуации последуют, тоже можно не сомневаться, Турция решит использовать контроль над водой Тигра, например, для оказания давления на власти в Багдаде и в Эрбиле касательно роли и места Демократической партии Курдистана в приграничных районах. Или, например, при торге за стоимость транзита иракской нефти, перекачиваемой в турецкий Джейхан.

Гидротехнический узел Аль Ясу (Аль Ису, Ilisy) был введен в строй в феврале, а наполнение его водой началось в марте. Он расположен поблизости от одноименного населенного пункта, на стыке границ турецких провинций Мардин и Ширнак. Водохранилище считается одним из крупнейших сооружений такого рода на реке Тигра, и вмещает до 11 с половиной млрд куб. м воды.

Турецкие источники на этой неделе распространили информацию, что заполнение плотины, возможно, и займет меньше года, а заодно, еще раз подчеркнули – никаких конкретных договоренностей с Ираком по этому поводу, на сегодня нет. Скептически отнеслись в Турции и к обвинениям насчет роли дамбы в снижении уровня Тигра, высказавшись в том смысле, что «водой пользуются все, в том числе и соседние страны и мол, ищите виновных у себя дома».

Явная оплошность Ирака на начальном этапе переговоров по поводу плотины, и ставшие известными технические аспекты проблемы делают сомнительными шансы на изменение турецкой стороной статуса-кво, и в этой связи Багдаду придется изыскивать внутренние водные резервы и заняться наконец реформой и наведением порядка в сфере водопользования.

52.21MB | MySQL:103 | 0,464sec