Военно-политическая обстановка в Ираке (май 2018 года)

В мае 2018 года военно-политическая обстановка в Ираке по-прежнему характеризовалась повышенной сложностью. Основным событием в стране в минувшем месяце стали прошедшие 12 мая выборы в Совет представителей (парламент) Ирака. По их результатам наибольшее число депутатских мест завоевал блок «Ас-Сайирун» во главе с влиятельным шиитским религиозным и политическим деятелем М.ас-Садром. Несмотря на разгром основных сил террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России), положение дел в сфере безопасности характеризуется напряженностью и нестабильностью. В стране сохраняется джихадистская угроза и высокий уровень террористической активности. Неурегулированными остаются многие вопросы в отношениях между федеральным правительством Ирака и властями иракской курдской автономии. В своей внешнеполитической деятельности руководство Ирака основное внимание по-прежнему уделяло вопросам получения зарубежной политической поддержки и материальной помощи, в том числе военной и военно-технической.

Положение дел в сфере безопасности в Ираке продолжает оставаться сложным и напряженным, несмотря на поражение основных сил ИГ и сокращение масштабов военных операций против незаконных вооруженных формирований.

В мае в стране сохранялся высокий уровень террористической активности боевиков различных экстремистских группировок, главным образом ИГ. Крупные теракты были совершены 2, 14 и 24 мая.

По официальным данным иракских властей, только с 1 по 16 мая из-за террористических актов и нападений боевиков ИГ в стране погибло не менее 57 мирных жителей и 78 сотрудников силовых структур. Еще 86 гражданских лиц и 98 сотрудников силовых структур были ранены. За этот же период было уничтожено 133 и задержано 173 участника террористических группировок, предотвращено 20 терактов и диверсий в общественных местах, госучреждениях и на объектах социально-экономической инфраструктуры, выявлено 43 склада и схрона с оружием и боеприпасами.

По данным миссии ООН по оказанию содействия Ираку (МООНСИ), в мае в результате террористических актов, насилия и вооруженных конфликтов было убито в общей сложности 95 иракских гражданских лиц и ранено 163 человека. Наибольшее число жертв приходится на Багдад: 45 убитых и 72 раненых. Далее следуют провинции Дияла и Киркук.

В минувшем месяце турецкие ВВС совершили три налета на объекты боевиков сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК, в Турции признана террористической организацией и запрещена) на территории Северного Ирака. Налеты были совершены 2, 14 и 24 мая.

Сообщается, что не менее трех турецких военнослужащих погибли в конце мая в перестрелке на севере Ирака.

Более 350 деревень в районах Иракского Курдистана, граничащих с Турцией, эвакуированы из-за военных действий между турецкими военными и боевиками РПК.

В начале мая президент Турции Р.Т.Эрдоган заявил: «Турция не остановится и продолжит операции в регионе [Северного Ирака и Северной Сирии] до тех пор, пока не будет уничтожен последний террорист на территориях от Айн-эль-Араба до Хасеке на севере Сирии, от Синджара до Кандиля в Ираке».

Иракское правительство неоднократно заявило о полной победе над террористами «Исламского государства» на территории страны, однако боевикам удается не просто сохранять остатки свои позиций, но и восстанавливать контроль над частью территорий в различных районах Ирака, в том числе, скрываясь в тоннелях, а также под видом гражданских лиц. Джихадисты продолжают осуществлять активную подпольную деятельность, терроризируя гражданских лиц и нападая на сотрудников полиции и военнослужащих ВС Ирака. Кроме того, боевики нередко предпринимают попытки проникнуть на иракскую территорию из Сирии.

Курдские вооруженные формирования пешмерга продолжают принимать участие в отдельных войсковых операциях против боевиков ИГ на севере Ирака. Так, 2 мая при поддержке американских военных курдские подразделения освободили от джихадистов одну из деревень к юго-востоку от города Туз-Хурмату.

В мае иракские правительственные силы провели несколько операций в окрестностях Мосула и в северной провинции Найнава по обнаружению и ликвидации «спящих ячеек» «Исламского государства». Более 200 боевиков ИГ действуют в районе городов Талль-Афар, Синджар и Баадж, что создает угрозу для проживающих поблизости курдов-езидов и шиитского меньшинства.

Очень сложна ситуация сохраняется в провинции Киркук, особенно в окрестностях одноименного административного центра региона, где активно действуют боевики ИГ. Сообщается, что бандформирования террористов восстановили контроль почти над всей местностью вблизи города Эль-Хувейджа и постоянно совершают нападения на автотрассу Багдад – Киркук. Серьезная операция против сил боевиков ИГ необходима в горах Хамрин, где скрываются более 500 радикальных исламистов, отступивших ранее из Мосула и Киркука.

Иракским правительственным войскам до сих пор не удалось ликвидировать действующие в восточной провинции Дияла «спящие ячейки» ИГ. По имеющейся информации, их общая численность достигает уже порядка 1500 человек. Боевиками даже создано несколько опорных баз в предместьях населенных пунктов Мандали и Ханакин. Тем временем к северу — в курдской провинции Сулеймания – джихадисты наладили связи с действующими в Иране боевиками из террористической группировки «Джунуд аль-Ислам». Теперь джихадисты совместно совершают рейды, в том числе на иранской территории.

Военная база иракской армии в западной части Багдада 19 мая подверглась ракетной атаке.

23 мая премьер-министр Ирака Х.аль-Абади заявил, что территории у границы с Сирией полностью освобождены от остатков террористических групп «Исламского государства», однако обстановка здесь остается очень напряженной. Иракское командование стягивает дополнительные силы на границу с Сирией для обеспечения безопасности в приграничных районах. Сообщается, что отступающие из Сирии боевики ИГ пытаются прорваться на территорию Ирака. Для защиты границ были объединены усилия иракских пограничных войск и отрядов преимущественно шиитского ополчения «Аль-Хашд аш-Шааби». Правительственные подразделения начали возводить новые опорные пункты в приграничных районах.

В мае формирования иракских ополченцев, действуя против боевиков ИГ, совершили несколько вылазок на сирийскую территорию. Кроме того, джихадисты, действующие в Сирии, подвергались артиллерийским обстрелам с иракской стороны.

По имеющейся информации, иракские силы задержали пятерых высокопоставленных лидеров ИГ в координации с преимущественно курдскими формированиями «Сил демократической Сирии» (СДС) в приграничном регионе Ирака и Сирии. В то же время в конце мая отряды СДС спровоцировали боестолкновение с иракскими ополченцами из «Аль-Хашд аш-Шааби», которые помогали зачищать от боевиков ИГ восточный берег Евфрата в сирийской провинции Дейр-эз-Зор.

Одним из главных оплотов «Исламского государства» в стране остается западная провинция Анбар, населенная преимущественно арабами-суннитами. Проправительственные силы регулярно проводят масштабные рейды против боевиков в обширном пустынном регионе в Анбаре. В операциях задействованы армейские подразделения, силы федеральной полиции и бойцы племенных отрядов. Поддержку им оказывают ВВС международной коалиции во главе с США.

30 мая иракское командование объявило о начале «второй фазы» операции по ликвидации последнего анклава ИГ в провинции Анбар недалеко от погранперехода Аль-Каим. Операция проводится в сотрудничестве с вооруженными формированиями СДС и силами американской антитеррористической коалиции.

Таким образом, по состоянию на 1 июня 2018 года, боевики «Исламского государства» продолжали действовать на территории Ирака в провинциях Киркук, Найнава, Салах-эд-Дин, Анбар, Дияла, Багдад и в некоторых других местах. Под контролем террористов остаются отдельные районы в провинциях Киркук, Салах-эд-Дин, Найнава и Анбар. Кроме того, «спящие ячейки» террористической организации подпольно действуют во многих регионах Ирака.

Интенсивно продолжают действовать иракские ВВС. В мае основные усилия правительственной авиации были направлены на поддержку сухопутных войск в провинциях Киркук и Анбар.

В минувшем месяце ВВС Ирака по приказу главы правительства и Верховного главнокомандующего вооруженных сил страны Х.аль-Абади неоднократно наносили удары по позициям, опорным пунктам и другим объектам боевиков «Исламского государства» на территории Сирии. Так, 6 и 14 мая серия авиаударов была нанесена по целям противника в сирийской провинции Хасеке. 15 и 25 мая удары наносились по объектам в провинции Дейр-эз-Зор.

Уменьшение масштабов военных действий против террористов ИГ в Ираке привело к снижению боевой активности авиации западной коалиции во главе с США. В минувшем месяце отдельные авиационные удары наносились на севере Ирака в районе городов Эль-Хувейджа, Кайяра, Талль-Афар, Мосул, Киркук, Кисик, Махмур, и Башир; по целям в провинции Анбар (районы городов Эр-Рутба, Эль-Каим, Багдади и Рава). В боевых действиях участвуют как пилотируемые самолеты, так и ударные БПЛА. Ведется воздушная разведка иракской территории. Всего с 8 августа 2014 года по 31 мая 2018 года авиация США и их союзников нанесла по позициям и объектам боевиков «Исламского государства» в Ираке 12507 ударов, в том числе в мае – 27 ударов (в апреле – 24). Для сравнения отметим, что в Сирии в минувшем месяце авиация западных союзников нанесла по боевикам ИГ и их объектам 209 ударов (в апреле — 70).

В мае основные усилия авиации западной коалиции в Ираке были направлены на оказание поддержки с воздуха иракским войскам, участвовавшим в боях против вооруженных формирований «Исламского государства» на севере Ирака и в западной провинции Анбар. Наибольшее число авиаударов ВВС коалиции нанесли в районе городов Эль-Хувейджа (5), Эр-Рутба (4) и Кайяра (4).

По утверждению командования коалиции, все воздушные удары на территории Ирака наносятся по согласованию с правительством и военным руководством этой страны. В мае авиация западной коалиции не понесла боевых потерь в ходе действий в Ираке.

Иракское правительство, несмотря на разгром основных сил «Исламского государства», прилагает значительные усилия по укреплению армии и других национальных силовых структур, повышению их боеспособности в интересах достижения больших успехов в противостоянии с вооруженными формированиями противников режима. При этом особое внимание уделяется улучшению технической оснащенности войск, насыщению их современными и эффективными образцами вооружения и военной техники, улучшению качества подготовки различных категорий военнослужащих. В данном вопросе основной упор делается на получение необходимой и возможно большей зарубежной помощи.

Вместе с тем, как показывает ход военных действий в стране, боеспособность иракской армии и шиитских ополченческих формирований, а также курдских вооруженных сил пешмерга, несмотря на имеющийся прогресс, в целом все еще остается низкой. Негативно на положении дел в армии и других силовых структурах отражается и политический кризис в стране, жесткое противостояние между различными группировками и кланами в иракском руководстве.

В Ираке отмечается дальнейшее нарастание влияния проиранских вооруженных группировок, самым заметным представителем которых является Х. аль-Амири — лидер радикальной военизированной организации «Бадр» и глава избирательного блока «Фатх».

Наиболее масштабную военную и военно-техническую помощь оказывают Ираку Соединенные Штаты. Эксперты считают, что «политическая, военная и экономическая зависимость нынешнего багдадского режима от США еще велика».

Согласно информации Пентагона, в настоящее время в Ираке дислоцированы примерно 5,5 тыс. американских солдат и офицеров.

Командование сил международной антитеррористической коалиции во главе с США, ведущей борьбу с ИГ, пока не планирует выводить своих солдат из Ирака, независимо от результатов выборов в местный парламент. В командовании коалиции заявили: «Мы находимся в Ираке по приглашению правительства этой страны и, независимо от того, кто одержал там победу на выборах [в парламент]. Мы, военные, не принимаем такого рода решения [о выводе войск]. Это — политическое решение. Если иракское правительство скажет, что мы должны покинуть страну, то политики в наших государствах, как я думаю, примут правильное решение». Сейчас главные задачи, как считают в коалиции, это — подготовка местных военнослужащих, военные консультации и поддержка ВС Ирака вооружением. «В общей сложности нами [коалицией] были обучены свыше 150 тыс. иракских военнослужащих, полностью вооружены и оснащены техникой 17 иракских армейских бригад. Наша цель — добиться того, чтобы они сами могли проводить контртеррористические операции, обеспечивать безопасность на территории своей страны».

Пентагон намерен потребовать от союзников по НАТО усилить свое военное присутствие в Ираке. Работа над планом, «нацеленным на то, чтобы союзники по НАТО играли более весомую — в плане численности своих военнослужащих — роль в обеспечении безопасности в Ираке», находится на стадии завершения, заявили в американском военном ведомстве. Глава Пентагона Дж.Мэттис собирается представить этот план на встрече министров обороны стран — членов НАТО в Брюсселе в июне.

Правительство Дании приняло решение о частичном выводе своих военных из Ирака в связи с освобождением большей части территории этой страны от боевиков ИГ. Ирак до конца текущего года покинут около 60 военнослужащих сил специального назначения. При этом в Ираке останутся примерно 180 датских военнослужащих, которые расквартированы на военно-воздушной базе Айн аль-Асад на западе страны в провинции Анбар. Датские военные занимаются там главным образом обслуживанием РЛС слежения, которые используются в борьбе с боевиками ИГ.

В начале мая иракское правительство подтвердило прибытие в Багдад третьей партии из 6 южнокорейских учебно-боевых самолетов. Ранее Багдад получил из Сеула 12 самолетов этого типа. В 2013 году Ирак подписал с Южной Кореей контракт на покупку 24 самолетов Т-50.

Иранские военные советники находятся в Ираке в рамках соглашения между Тегераном и Багдадом, а военных подразделений из Ирана в Ираке нет, заявил 24 мая посол Ирака в России Х.М.Хади, комментируя требования США к Тегерану прекратить вмешиваться в ситуацию в Ираке.

ООН испытывает нехватку средств на проведение операций по разминированию в районах Ирака, освобожденных от джихадистов. Кроме того, план реагирования на гуманитарный кризис в стране профинансирован всего лишь на 18%, сообщил 30 мая спецпредставитель генерального секретаря  ООН в Ираке Я.Кубиш. По его информации, в стране насчитывается более 2,1 млн переселенцев, которые нуждаются в помощи. «Финансирование для оказания помощи самым уязвимым людям находится на критически низком уровне. По состоянию на 15 мая из требуемых 569 млн долларов на план гуманитарного реагирования от доноров получен только 101 миллион».

В мае 2017 года в Ираке сохранялась сложная внутриполитическая обстановка. Главным политическим событием минувшего месяца стали прошедшие 12 мая выборы депутатов Совета представителей (парламента) страны. Избирательная кампания проходила в жесткой конкурентной борьбе между различными политическими силами.

4 мая влиятельный духовный лидер иракских шиитов А.ас-Систани заявил, что не намерен поддерживать какую-либо политическую партию или кандидата на предстоящих парламентских выборах. А.ас-Систани подтвердил, что «находится равноудалено от всех кандидатов и не позволит использовать свое имя для выгод [избирательной кампании]».

Высшая независимая избирательная комиссия (ВНИК) Ирака 6 мая дала разрешение более 47 тыс. бойцам ополчения «Аль-Хашд аш-Шааби» проголосовать на парламентских выборах вместе с сотрудниками национальных сил безопасности. Для ополченцев были открыты специальные участки, где они смогли проголосовать, «не покидая своих боевых постов», 10 мая. Но в этот день смогли принять участие в выборах не все ополченцы. Это связано с тем, что «многие отряды «Аль-Хашд аш-Шааби» не закончили специальную процедуру структурного оформления» и ВНИК не имела точных данных о многих ополченцах. Всего в течение двух специальных дней право голосования получили примерно 940 тыс. военнослужащих и представителей других силовых структур. Формирования шиитского ополчения в настоящее время насчитывают около 100 тыс. бойцов. Решение избиркома о частичном допуске ополченцев к выборам «говорит о том, что шиитская элиты Ирака не готова к факту полного политического доминирования Ирана в законодательном органе страны».

10-11 мая голосование прошло за рубежом. С этой целью в 20 странах для 850 тыс. граждан Ирака были открыты 130 избирательных участков.

Перед днем голосования власти Ирака приняли усиленные меры по обеспечению безопасности на территории страны. Так, было принято решение о закрытии пограничных пунктов и аэропортов 12 мая. Власти провинции Киркук объявили о введении комендантского часа на территории региона на период выборов. МВД иракской курдской автономии заявило о перекрытии в день голосования дорог между провинциями региона: Эрбиль, Сулеймания и Дахук.

Принятые меры принесли свои результаты — выборы прошли без серьезных инцидентов. Уже днем 12 мая премьер-министр Ирака Х.аль-Абади распорядился открыть воздушное пространство страны и возобновить работу аэропортов. Также было снято ограничение на движение транспорта по всей стране. Как заявили в Багдад, это решение принято в связи с «контролем силами безопасности за процессом голосования, а также для удобства передвижения граждан к избирательным участкам и обеспечения большей эффективности выборов». Частичные ограничения сохранялись лишь в районах, «где существует угроза безопасности».

В то же время ряд СМИ сообщил о сорванных силовиками попытках боевиков ИГ устроить теракты на избирательных участках. Но наиболее серьезным недостатком в ходе выборов стали технические сбои в работе электронной системы голосования, впервые примененной в Ираке. По данным ВНИК Ирака, электронные карты избирателей получили 10 млн граждан из 24 млн, обладающих правом голоса.

Парламентские выборы в Ираке вызвали большой интерес не только в стране, но и за рубежом. За ходом выборного процесса следили более 900 зарубежных и 7 тыс. местных наблюдателей, сотни иностранных и иракских журналистов, представители 20 международных организаций, в том числе представители ООН, Евросоюза, Лиги арабских государств, Организации исламского сотрудничества, а также зарубежные дипломаты и местные общественные организации.

Свои кандидатуры для участия в выборах выдвинули около 7,4 тыс. человек. Были подготовлены 88 избирательных списков, на 329 мест в парламенте претендовали представители 320 партий, политических альянсов, а также независимые кандидаты. В стране создали 56 тыс. избирательных участков для 24 млн человек, обладающих правом голоса. Из них 2 млн до сих пор находятся в лагерях для временно перемещенных лиц.

Данные, собранные с участков в день выборов, централизованно поступили на главный сервер в штаб-квартире ВНИК Ирака в Багдаде, что значительно сократило время подсчета бюллетеней, который ранее проводился вручную.

«В выборах в парламент страны в 18 провинциях Ирака приняло участие 44,52% избирателей», — сообщил избирком. По его информации, на избирательные участки пришло около 10,7 млн человек.

Местные наблюдатели объяснили пассивность граждан повышенными мерами безопасности в день выборов, «апатией избирателя» к внутриполитической борьбе в стране, а также многочисленными случаями сбоев при голосовании с помощью электронной системы.

По оценкам экспертов, нынешняя избирательная кампания «отличалась ещё большей раздробленностью внутриполитического спектра Ирака. Если ранее шиитский и суннитский полюса страны выступали на выборах в целом на консолидированных позициях, то теперь к основной линии секторального разделения добавились внутренние расколы». Так, шиитские политические силы Ирака подошли к выборам пятью отдельными альянсами, а сунниты — двумя.

На сегодняшний день, по официальным данным, опубликованным 18 мая Высшей независимой избирательной комиссией Ирака, 329 мест в новом составе Совета представителей распределились следующим образом: блок М.ас-Садра «Ас-Сайирун» — 54 мандата, коалиция шиитских ополченцев «Фатх» во главе с Х.аль-Амири — 47, блок «Наср» во главе с премьер-министром Ирака Х.аль-Абади – 42, коалиция «Государство закона» во главе с вице-президентом Ирака Н.аль-Малики – 25, Демократическая партия Курдистана (ДПК) – 25, блок «Ватанийя» во главе с вице-президентом Ирака А.Алауи – 21, шиитский блок «Аль-Хикма» во главе с А.аль-Хакимом – 21, Патриотический союз Курдистана (ПСК) – 18, суннитский блок «Решение» во главе с У.ан-Нуджаифи – 18, представители религиозных меньшинств (христиане, езиды и др.) – 9, прочие — 49. В конфессиональном отношении депутатские  кресла распределились следующим образом: преимущественно шиитские партии получили – 184 места (56%), курдские партии — 54 (16%), преимущественно суннитские партии  — 44(14%), остальные – 43 (14%).

Согласно данным ВНИК Ирака, новый парламент обновился на 70%. Свои места в парламенте сохранили менее 100 депутатов. Наибольшие потери, по сравнению с предыдущими выборами в 2010 году, понес блок «Государство закона» — число его депутатов уменьшилось с 92 до 25 человек.

По оценкам политических наблюдателей «результаты голосования однозначно выявили лишь одно – противостояние (в Ираке) разворачивается».

Глава иракского правительства Х.аль-Абади 14 мая призвал политические силы уважать итоги выборов и выразил готовность «сотрудничать для формирования сильного правительства, свободного от коррупции, квот, не зависящего от иностранной повестки дня, которое не позволит терроризму вернуться и оградит страну от сторонних конфликтов».

Вместе с тем, буквально сразу же после окончания процесса голосования многие партии и политические объединения выступили с требованиями пересчитать голоса на многих избирательных участках или даже провести повторные выборы, объясняя это тем, что «на избирателей оказывалось давление», «покупались голоса» и т. п. Особо в этом деле отличились обвинявшие друг друга в различных подтасовках курдские партии. Здесь дело доходило даже до нападений на штаб–квартиры соперничающих партий и насильственного удержания сотрудников избиркомов на участках для голосования.

В провинции Киркук арабские, туркоманские и даже некоторые курдские фракции обвинили ПСК, получившего большинство голосов в регионе, в нарушениях во время парламентских выборов. 14 мая шесть курдских партий – «Коалиция за демократию и справедливость», «Движение за перемены» («Горран»), «Исламская группа Курдистана» («Комала»), Коммунистическая партия Курдистана, «Исламский союз Курдистана» и «Исламское движение Курдистана» — выступили с совместным заявлением, в котором потребовали пересчёта голосов под контролем международных наблюдателей в регионе Курдистан, в провинции Киркук и на других спорных территориях. ДПК 15 мая заявила, что она поддерживает призыв к ручному пересчёту бюллетеней по всему Региону Курдистан. Единственной силой, которая выступила против, явился ПСК, которого и обвиняли в подтасовках. В ответ ПСК обвинил ДПК в мошенничестве на выборах в провинциях Найнава, особенно в районе Синджар. Глава правительства иракской курдской автономии Н.Барзани заявил 16 мая, что всем курдским фракциям необходимо работать вместе для решения любых вопросов, касающихся результатов парламентских выборов в Ираке, а также при работе в парламенте в Багдаде.

К аннулированию результатов парламентских выборов призвали коалиции «Ватанийя» и «Государство закона». Было заявлено, что правительство не может быть создано на основе спорного результата выборов, а если результаты не будут отменены, избирательная комиссия должна будет вручную пересчитать все бюллетени или ту их часть, которая вызывает наибольшие подозрения. Действующий спикер парламента И.аль-Джабури представил письмо 81 депутата, которые потребовали провести экстренное заседание парламента. Группа депутатов предложила обсудить «катастрофические», как отмечается в их письменном обращении, итоги парламентских выборов. Авторы послания указали на многочисленные случаи «искажения фактов», «обмана избирателей», сбои в работе электронной системы голосования в день выборов. Также отмечается беспрецедентно низкая явка избирателей, которая, по мнению депутатов, свидетельствует о том, что итоги голосования не отражают политические предпочтения граждан Ирака.

28 мая Совет представителей Ирака поддержал частичную отмену итогов выборов в парламент, прошедших 12 мая. Одобренный большинством голосов документ предусматривает аннулирование данных с 10% участков, полученных при электронном подсчете, и пересчет бюллетеней вручную. Речь идет о голосовании за рубежом, а также выборах, организованных в лагерях для временно перемещенных лиц и в провинциях Анбар, Салах-эд-Дин, Дияла и Найнава. При этом депутаты подчеркнули, что в случае расхождения данных от первоначальных более чем на 25%, необходимо произвести подсчет протоколов со всех участков вручную. В ответ глава ВНИК Ирака Р.аль-Бадран заявил, что попытки депутатов аннулировать итоги парламентских выборов противоречат конституции и могут ввергнуть страну в гражданскую войну. Несмотря на свою обеспокоенность по поводу результатов парламентских выборов, Х.аль-Абади отказался от их повторного проведения и осудил действия парламентариев. 30 мая офис президента Ирака Ф.Маасума опубликовал заявление, предупреждающее, что аннуляция голосов избирателей на недавних парламентских выборах является нарушением конституции страны.

Специальный представитель генерального секретаря ООН по Ираку Я.Кубиш призвал иракский избирком незамедлительно и полностью расследовать все жалобы, касающиеся процесса прошедших в стране парламентских выборов.

16 мая премьер-министр Х.аль-Абади инициировал проверку членов ВНИК из-за сбоев в системах электронного учета голосов на выборах. Имеются опасения, что ВНИК, ответственная за организацию выборов, не направила специалистов для проверки аппаратов подсчета голосов, из-за чего и произошли сбои.

Власти Ирака сформировали специальный комитет для изучения возможных нарушений, допущенных в ходе выборов в Совет представителей. В его состав вошли руководители бюро финансового контроля, комиссии по подотчетности, аппарата национальной безопасности, а также глава разведки и председатель ВНИК. Члены надзорного органа получат доступ ко всей информации и докладам, которые будут представлены на внеочередном заседании парламента относительно хода избирательного процесса. По итогам своей работы комитет представит свои рекомендации Совету министров, Высшему судебному совету и Федеральному суду.

28 мая во ВНИК Ирака заявили, что получили 1436 апелляций. После их рассмотрения были отменены итоги голосования на 104 участках в провинциях Анбар, Найнава, Салах-эд-Дин, Багдад и Эрбиль.

По состоянию на 30 мая, в ответ на жалобы о нарушениях в ходе парламентских выборов ВНИК Ирака аннулировала бюллетени 1021 избирательного участка: на 954 избирательных участках в Ираке и на 67 за пределами страны Решение было принято после того, как комиссия провела проверку более 2000 избирательных участков.

6 июня Совет представителей Ирака поддержал в среду поправки в закон о выборах, предусматривающие ручной пересчет итогов голосования в парламент, прошедшего 12 мая.

Еще до обнародования итогов голосования политические альянсы и партии приступили к переговорам по созданию блоков, чтобы обеспечить парламентское большинство. Так, переговоры прошли между альянсами «Государство закона» и «Наср», «Государство закона» и «Фатх». В ходе встречи с М.ас-Садром Х.аль-Абади отметил важность нового правительства, которое должно работать над тем, чтобы обеспечивать занятость и трудоустройство граждан, повышать уровень их жизни и бороться с коррупцией.

Активно участвуют в переговорах курдские партии, получившие весомое представительство в новом составе парламента. В частности с лидером ДПК М.Барзани провели переговоры Х.аль-Абади, Ф.Маасум, М.ас-Садр, Х.аль-Амери и А.аль-Хаким. ДПК и ПСК, отправили своих представителей в Багдад для переговоров о формировании правительства с иракскими лидерами. Они также организовали совместную встречу в Багдаде 23 мая.

Х.аль-Абади заявил 21 мая, что он и М.ас-Садр близки к достижению соглашения о формировании следующего правительства, поскольку в их взглядах по этому вопросу нет больших различий.

Активное воздействие на вопросы, связанные с формированием нового правительства Ирака оказывают внешние игроки, главным образом США и Иран. Так, спецпредставитель президента США по вопросам взаимодействия с другими странами в борьбе с ИГ Б.Макгурк провел переговоры с главами политических альянсов в Багдаде и Эрбиле. В то время как состав будущего правительства Ирака от имени Тегерана обсудил один из руководителей иранского КСИР генерал К.Сулеймани. Последний провел в Багдаде переговоры с лидерами лояльных Ирану иракских шиитских альянсов по созданию парламентского большинства. По имеющейся информации, после неудачной попытки создать проиранский парламентский блок с участием четырех крупнейших шиитских партий – «Фатх», «Наср», «Государство закона» и «Аль-Хикма» — посол Ирана в Багдаде И.Maсжеди пытается не допустить появление антииранского правительства и все громче высказывает поддержку М.ас-Садру.

Премьер-министр Ирака Х.аль-Абади жестко выступил против иностранного вмешательства в формирование правительства страны, заявив: «Вмешательство определенных государств в пользу того или иного блока непозитивно. Я призываю политические блоки не проводить встреч с (этими) государствами. Иракцы способны решить свои дела… Выборы — это иракское дело».

30 мая блок Х.аль-Абади «Наср» распространил заявление о «близости окончательного соглашения» об альянсе с блоком «Ас-Сайирун» М.ас-Садра и c движением «Аль-Хикма» во главе с А.аль-Хакимом, касательно общей работы по формированию правительства. «Аль-Хикма», со своей стороны, сообщила о том, что переговоры с партнерами вошли в «окончательную стадию и имеет место быть полное согласие и совпадение точек зрения по всем вопросам». Как полагают политические наблюдатели, «по всей видимости, складывающийся альянс между премьером, Хакимом и прагматиком Садром означает, что проиранский блок «Фатх», представляемый Х.аль-Амири, терпит на сегодня поражение и окажется в меньшинстве, достаточном для некоторого представительства, но не более». Причем «такое развитие событий означает, что результаты выборов выгодны США. Альянс между ними почти наверняка означает переназначение Абади на пост премьера, что вполне устраивает США, ЕС и КСА, и, в общем то, устраивает и Иран, который находится на собственном уровне отношений с Ираком, уровне подчиненном по отношению к доминированию в стране США, но, в своих координатах вполне достаточном и влиятельном, особенно в экономике. Иран попытался выйти на более высокие позиции, но пока не получилось». В то же время часть экспертов полагает, что, учитывая сложности во взаимоотношениях между различными иракскими политическими партиями и их лидерами, «переговоры о формировании нового правительства Ирака могут занять длительное время».

Коротко остановимся на лидере последних парламентских выборов блоке «Ас-Сайирун» и его руководителе Муктаде ас-Садре. Отмечается, что относительная победа этого блока объясняется тем, что этот он «вышел на выборы с требованиями социальной справедливости, а также объединением политически активных иракцев на светской, а не на узкоконфессиональной основе. Дополнительным преимуществом блока явилось то, что Садр убрал из списков кандидатов тех лиц из своего окружения, которые были замешаны в коррупционных скандалах». Кроме того, он запретил действующим депутатам своей фракции вновь баллотироваться в парламент. Сам М.ас-Садр написал о себе в Twitter: «Меня зовут Муктада. Я шиит, суннит, христианин, сабей, езид, исламист, атеист, араб, курд, ассириец, туркоман, халдей и шабак. Я — иракец. Не ждите, что я встану на сторону одной религии против другой для возобновления вражды и гибели нашей страны. Мы движемся к всеобъемлющему иракскому союзу». Свою роль в достигнутом успехе сыграла и работа, проведенная М.ас-Садром с иракскими суннитами. Несмотря на то, что в 2004-2008 годы возглавляемая им «Армия Махди» боролась не только против американских оккупантов, но и против суннитских сил, сегодня иракские сунниты считают М.ас-Садра наиболее достойным доверия из всех шиитских политиков. Генеральный секретарь Иракской компартии, главного союзника шиитского лидера, Р.Д.Фахим так объяснил успех «Ас-Сайирун»: «Наша программа включает в себя четыре пункта: построение правового государства с сильным гражданским обществом; работа государственных институтов в направлении социальной справедливости; отказ от секторальных квот при формировании органов власти; построение независимого, суверенного Ирака с невмешательством иностранных держав в наши дела». Союз с коммунистами, в частности, объясняется желанием шиитского лидера привлечь в новое правительство больше технократов. Сам же будущий кабинет М.ас-Садр видит как преимущественно работоспособный, технократический. Лично М.ас-Садр не может стать премьером, так как не избирался депутатом. При этом среди депутатов от его блока нет никого, кто приближался бы к популярности лидера. В то же время, являясь главой влиятельного политического альянса, М.ас-Садр будет играть важную роль в процессе принятия решений. По мнению М.ас-Садра, наиболее достойным кандидатом на пост премьер-министра Ирака является А.Д.Лазем — губернатор провинции Майсан. В этом регионе успешно осуществляется борьба с бедностью и безработицей, строятся дороги, налажена практически бесперебойная подача электроэнергии.

После выборов М.ас-Садр сообщил, с кем он не будет вести коалиционные переговоры: это проиранские блоки «Фатх» и «Государство закона», а также курдский ПСК, хотя признал, что процесс формирования правительстве невозможен без компромиссов.

М.ас-Садр постоянно заявляет о недопустимости иностранного вмешательства во внутренние дела Ирака. По его словам, все решения, в том числе по формированию нового правительства, «принимаются внутри страны». Как отмечают эксперты, кандидатура М.ас-Садра, не устраивает ни Тегеран, ни Вашингтон. Шиитского политика и проповедника отличает не только антиамериканская риторика, но и стремление дистанцироваться от Тегерана. В частности, он заявил: «Иран соседнее с нами государство, оно опасается за свои интересы и мы надеемся, что оно не будет вмешиваться в наши внутренние дела. Что касается США, то это государство-захватчик, его вмешательства мы не допустим в принципе». Тем не менее, имеется информация, что М.ас-Садр через посредников установил канал связи с американцами. М.ас-Садр выступает против присутствия любых иракских сил за пределами страны и критикует тех, кто «защищает режим Асада» в Сирии.

Несколько слов необходимо сказать и о считавшимся фаворитом в предвыборной гонке блоке «Наср» («Победа») во главе с действующим премьер-министром Ирака Х.аль-Абади. «Для этого, казалось, были все предпосылки — и не только нахождение во главе списка главы правительства или включение политиков-суннитов. Блок строил пропаганду на крупных политических успехах: победе над ИГ и недопущении отделения Курдистана. Однако в глазах большинства иракцев западные войска остаются оккупантами. Это стало одной из причин поражения блока Абади».

В минувшем месяце в процессе урегулирования проблем в отношениях между федеральным правительством Ирака и властями иракской курдской автономии заметных подвижек не произошло и данный процесс все еще далек от своего решения.

Курдские власти продолжают выступать с различными жалобами и претензиями на действия багдадских властей на спорных территориях, занятых иракскими проправительственными силами осенью 2017 года.

В целом же, несмотря на имеющиеся трудности, и различного рода «подводные камни», Багдад и Эрбиль продолжают диалог по спорным проблемам.

Между тем сложная политическая и экономическая ситуация сохраняется в самой курдской автономии Ирака.

Высшая независимая избирательная комиссия Курдистана объявила 22 мая об официальном начале подготовки к парламентским выборам в курдской автономии, которые запланированы на 30 сентября 2018 года.

27 мая ВНИК Курдистана, открыла регистрацию для кандидатов на предстоящих парламентских выборах в регионе. Регистрация продлится с 27 мая до 7 июня.

Федеральный суд Ирака принял решение отложить до 3 июня рассмотрение дела об экспорте нефти властями Иракского Курдистана в обход центрального правительства страны. Слушания перенесли по запросу представителей Эрбиля и по согласованию сторон. Ранее сообщалось, что суд рассмотрит законность поставок курдской нефти в Турцию без согласования с властями в Багдаде. 6 мая Министр нефти Ирака Д.аль-Луэйби попросил суд наложить запрет на независимый экспорт из курдской автономии. Региональные власти считают, что начатый ими экспорт нефти в 2014 году в турецкий порт Джейхан не противоречит конституции Ирака, но в Багдаде с этим не согласны.

25 мая компания «Роснефть» и правительство иракской курдской автономии подписали соглашение, которое закрепляет намерения провести детальный анализ потенциальных возможностей сотрудничества в газовой сфере.

29 мая посол Ирака в России Х.М.Хади назвал противозаконным соглашение «Роснефти», которое было заключено с властями Иракского Курдистана в ходе Петербургского международного экономического форума. Компания «Роснефть» и курдские власти в рамках ПМЭФ подписали соглашение о развитии газового бизнеса в регионе, предполагающее сотрудничество по проекту строительства газопровода.

Руководство курдской автономии Ирака ведет переговоры о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) на границе с Ираном, заявил глава курдского регионального правительства Н.Барзани. По его словам, ЗСТ, в случае одобрения со стороны центральных властей в Багдаде, разместится в районе пограничного пункта Первез-Хан. «На территории автономии работают более 350 иранских компаний и предприятий, а товарооборот с ИРИ достигает 6,5 миллиарда долларов», — сообщил Барзани. По его словам, «правительство Иракского Курдистана прилагает значительные усилия для развития экономических и торговых отношений с Ираном».

Острейшие социально-экономические проблемы характерны для современного Ирака. Перед властями республики стоит чрезвычайно сложная задача — восстановить разрушенную за несколько лет войны инфраструктуру, на что, по оценке Багдада, понадобится около 88 млрд долларов. Четверть иракцев находятся за официальной чертой бедности. По Индексу человеческого развития Ирак занимает 121-е место, находясь в одном ряду с бедными африканскими государствами. И это при том, что страна занимает третье место в мире по экспорту нефти, заработав в прошлом году на продаже углеводородного сырья 61,5 млрд долларов. Однако доходы оседают в карманах нуворишей и высшего чиновничества. Как объявил недавно комитет иракского парламента по финансам, с 2003 года бесследно исчезли 450 млрд долларов государственных средств. Спикер иракского парламента И.аль-Джабури заявил, что после падения саддамовского режима Ирак перестал развиваться. Нет никаких проектов по развитию экономики и реконструкции инфраструктуры. И.аль-Джабури сообщил, что причина этого – коррупция, а также война с террором, потребовавшая мобилизации всех ресурсов государства.

Международный чрезвычайный детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) сообщил, что приблизительно три миллиона детей в Ираке не имеют постоянного доступа к образованию. «Если эти дети не вернутся в классные комнаты, Ирак может потерять одно поколение».

Северная нефтяная компания (North Oil Company, NOC) Ирака и британская BP (British Petroleum) подписали в мае контракт на развитие нефтегазовых месторождений провинции Киркук.

В мае 2018 года правительство Ирака в своей внешнеполитической деятельности продолжало курс на упрочение международных и региональных позиций страны, получение зарубежной политической поддержки и масштабной разнообразной помощи, требуемой для улучшения экономической и социальной ситуации в стране, укрепления обороноспособности республики и завершения противоборства с «Исламским государством». Кроме того, как федеральное правительство в Багдаде, так и власти курдской автономии в Эрбиле прилагали значительные усилия, чтобы заручиться внешней поддержкой своих действий по решению курдской проблемы.

Багдад выразил сожаление по поводу решения президента США Д.Трампа о выходе из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) в отношении иранской ядерной программы и призвал Вашингтон «не дискредитировать многостороннее соглашение с Тегераном». Ирак призвал США пересмотреть свое решение в отношении СВПД, которое, как считают в Багдаде, было «поспешным и непродуманным».

Открытие посольства США в городе трех религий — Иерусалиме – «вызовет гнев миллионов мусульман и христиан по всему миру», — заявил МИД Ирака.

Турция намерена укреплять отношения с Ираком, сообщил глава турецкого МИД М.Чавушоглу, комментируя свою встречу с министром иностранных дел Ирака И.аль-Джаафари. М.Чавушоглу отметил, что в рамках встречи с И.аль-Джаафари обсуждалось участие Турции в восстановлении инфраструктуры Ирака. «Турция в очередной раз выражает намерение предоставить Ираку 5 млрд долларов, а также готова открыть новые КПП на границе».

«Соединенные Штаты готовы работать вместе с иракскими властями в то время, как мы продолжаем выстраивать долгосрочные отношения сотрудничества и дружбы между нашими двумя странами», — отметил глава американского внешнеполитического ведомства М.Помпео в своем заявлении в связи с прошедшими в Ираке парламентскими выборами, добавив, что такие отношения будут «способствовать стабильности в регионе, укреплению мира и процветанию в Ираке».

Иран принимает результаты парламентских выборов в Ираке. «Мы считаем Ирак независимой страной и уважаем выбор иракского народа. Кто бы ни пришел к власти в государстве, мы не будем выступать против и продолжим развивать отношения», — отметил МИД ИРИ.

26 мая президент Турции Р.Т.Эрдоган в телефонном разговоре с лидером иракского политического объединения «Ас-Сайирун» М.ас-Садром, поздравил последнего с победой на парламентских выборах и попросил расследовать предполагаемое мошенничество в ходе голосования в провинции Киркук.

30 мая иракские СМИ сообщили о неожиданном визите М.ас-Садра в Кувейт, который состоялся 29 мая после официального приглашения правительства соседней страны «для обсуждения последних политических событий в Ираке». Сообщается, что М.ас-Садр встретился с эмиром Кувейта С. аль-Ахмедом аль-Джабаром, чтобы обсудить результаты голосования, а также формирование будущего правительства в Багдаде.

Активную внешнеполитическую деятельность проводит правительство иракской курдской автономии.

9 мая президент России В.Путин кратко побеседовал с главой правительства иракской курдской автономии Н.Барзани, который находится в Москве. Н.Барзани приехал в Москву по приглашению главы компании «Роснефть» И.Сечина. В.Путин и Н.Барзани обсудили двусторонние отношения, в том числе политические, экономические и энергетические связи, а также вопросы безопасности на Ближнем Востоке,

Таким образом, в мае 2018 года военно-политическая обстановка в Ираке оставалась очень сложной. Прошедшие 12 мая парламентские выборы показали «раздробленность политического спектра» страны, отсутствие единства в иракском обществе, что не позволяет в полной мере решать стоящие перед республикой сложнейшие задачи по завершению противостояния с «Исламским государством», восстановлению и развитию Ирака. Напряженной сохраняется ситуация в сфере безопасности. В различных районах Ирака продолжают активно действовать до конца не разгромленные бандформирования ИГ. Неурегулированными остаются многие вопросы в отношениях между федеральным правительством Ирака и властями иракской курдской автономии.

52.49MB | MySQL:106 | 0,814sec