Военное присутствие КНР в Джибути. Часть 1

Пункт материально-технического обеспечения: причины и цели создания, первые учебные мероприятия

 В 2013 г. Председатель КНР Си Цзиньпин отметил, что  «Необходимо сохранять высокий темп движения вперед и в XXI веке, нельзя войти в новую эпоху только одной силой, нужно развивать интеллект и в настоящее время перед нами стоит задача двигать наши ВМС за рубеж. Нам необходимо твердое понимание задач, ответственности и возможностей, следует изменить свои взгляды и подходы и всеми силами способствовать продвигать национальные ВМС к статусу и возможностям «океанских».

В соответствии с данным «руководством к действию» специалисты Командования ВМС НОАК во взаимодействии с сотрудниками соответствующих НИИ и МИДа приступили к разработке нового доктринального документа — «Стратегии военного присутствия КНР за рубежом».

В 2014 г. разработчики новой «Стратегии военного присутствия КНР за рубежом» отметили, что она входит в разрез с принципом «невмешательства», однако как показали исследования и консультации со специалистами и экспертами в области военно-политической деятельности, операции по борьбе с пиратами в Аденском заливе, проведение многосторонних учений с ВС иностранных государств и гуманитарные операции (доставка продуктов питания) являются неотъемлемыми элементами военно-политических контактов. Все указанные мероприятия возможны только с опорой на пункты материально-технического обеспечения, которые при соблюдении нескольких обязательных условий могут быть, в перспективе расширены до полноценных военно-морских баз с собственными аэродромами и сухими доками для обслуживания/ремонта судов

Представляется возможным выделить несколько причин появления «Стратегии военного присутствия за рубежом», а именно преобладание нетрадиционных угроз безопасности национальным экономическим интересам КНР за рубежом (в государствах, представляющих интерес для официального Пекина), а именно:

– продолжающаяся деятельность террористических группировок в отношении местного населения на фоне ослабления возможностей официальных правительств;

– нападения на объекты инфраструктуры и захват в заложник граждан КНР;

– внутренние вооруженные конфликты на фоне недостатка питьевой воды и продовольствия;

– чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;

–  постоянные вспышки инфекционных/заразных заболеваний.

 

Строительство ПМТО ВМС НОАК в Джибути и его расширение до полноценной авиационной базы полностью соответствует «Стратегии» и  новому принципу развития ВМС НОАК – «движение к дальним рубежам», который обозначил председатель КНР Си Цзиньпин в ходе своего выступления 1 августа   2017 г.

По данным китайских источников, за период с 2008 по 2017 гг. ВМС НОАК направили 28 КГО в акваторию Аденского залива. В регулярных операциях по охране гражданских судов приняли участие экипажи 89 кораблей, 60 вертолетов – 22000 военнослужащих. За указанный период китайские военные моряки оказали помощь 60 судам, посетили с официальными визитами 60 государств на шести континентах.

В рамках подведения итогов каждого из походов КГО технические специалисты ВМС НОАК отмечали необходимость:

– наличия базы или склада со сменно-запасными частями для основных и вспомогательных систем кораблей;

– возможности эвакуации членов команды в экстренной ситуации при помощи самолетов военно-транспортной авиации ВВС НОАК, которые могли бы совершить посадку на «собственный» аэродром в одной из стран Восточной Африки.

Известно, что для строительства ПМТО необходима совокупность условий, в числе которых:

– стабильное положение национального правительства;

– заинтересованность национального правительства в поддержании и расширении торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества с КНР;

– согласие военно-политического государства на размещение ограниченного контингента НОАК на своей территории;

– согласие на проведение специальных охранных мероприятий на территории государства.

Основная задача первого официального ПМТО ВМС НОАК за рубежом – обеспечение безопасности национальных интересов КНР в восточной части Африканского континента и на Аравийском полуострове. Также данный пункт позволит китайским военным оперативно реагировать на нетрадиционные угрозы безопасности государств, дружественных официальному Пекину.

ПМТО в Джибути предназначен для временного базирования подразделений морской пехоты (МП), надводных кораблей и подводных лодок, выполняющих учебно-боевые и боевые задачи в акватории Индийского океана.

Данный пункт постоянной дислокации позволяет на регулярной основе размещать до 2000 морских пехотинцев, что не скажется на боеготовности подразделения МП ВМС НОАК, поскольку их численность уже выросла за счет перевода трех бригад СВ в состав ВМС.

По данным китайских специализированных изданий, строительство ПМТО ВМС НОАК Джибути и его дальнейшая эксплуатация находятся в ведении Управления национальной мобилизации Центрального военного совета (ЦВС) КНР, которое координирует действия Министерства транспорта, Министерства торговли, Министерства промышленности и информатизации КНР. Благодаря координации действий трех ключевых министерств, участвующих в мероприятиях обеспечения национальной безопасности, китайским военным удалось выполнить следующие задачи:

– согласование графика, стоимости строительства и проектной документации;

– согласование графика движения нефтеналивных танкеров, которые будут сгружать мазут, дизельное топливо и авиационный керосин для ПМТО;

– обеспечение доставки продуктов питания, расходных материалов и сменно-запасных частей для техники воинского контингента;

– согласование возможности привлечения технических специалистов для ремонта кораблей;

– согласование возможности направления полупогружных судов для эвакуации кораблей, потерявших ход/имеющих серьезные повреждения в районе и ниже ватерлинии.

Управление национальной мобилизации ЦВС КНР координирует действия национальных строительных компаний и машиностроительных предприятий. Последние заинтересованы в приобретении опыта строительства и контрольной эксплуатации объектов в сложных климатических условия, а также проверке возможностей строительной и специальной техники. Положительные отзывы от заказчика могут быть использованы в рекламных буклетах. Кроме того, успешное выполнение строительных подрядов сопровождается государственными наградами.

Подразделения МП ВМС НОАК уже приступили к регулярным учениям с боевой стрельбой на прибрежной линии в районе ПМТО как из личного стрелкового вооружения, так и из орудий, которые установлены на плавающих восьмиколесных БТР ZBL-09 и КШО ZTL-11.

По данным китайских источников, комплекс учебных мероприятий (условное наименование «Борьба Желтого песка и Золотой брони») военнослужащие контингента выполняют на национальном мишенном полигоне ВС Джибути под обозначением «Гаид», на котором подготовлены стрельбища для ведения огня из личного вооружения, а также позиции и мишенные районы для тренировки экипажей бронемашин.

Ниже указаны некоторые мероприятия учебного периода:

– марш-бросок от места постоянной дислокации до полигона с отработкой действий по отражению нападения условного противника и в условиях применения химического и биологического оружия;

– стрельбы из штурмовых винтовок QBZ-95 по стационарным мишеням на дальности до 300 метров;

– стрельбы из снайперских винтовок CS/LR4 калибра 7,62 мм на дальности 600, 700 метров и винтовок QBU-10 калибра 12,7 мм на дальности до 1000 м;

– стрельбы из автоматических гранатометов QLZ87 и QLB06;

– стрельбы из гранатометов DZJ08 и  PF98;

– наступление группами по 6 и 3 в/с под прикрытием бронетехники;

– вождение бронемашин;

– действие колонны в составе 4 БТР и 4 КШО (отражение нападения, выход из-под обстрела);

– ведение огня по мишеням из пушек калибра 30 и 105 мм с места и в движении;

– постановка электромагнитных помех и дымовых/аэрозольных завес.

Всего на регулярной основе отрабатываются не менее 15 задач боевой подготовки.

Военнослужащие подразделений МП ВМС НОАК, находящиеся в Джибути, носят стандартную маскировочную форму одежды (пиксельная окраска из белого, синего и голубого цветов), разгрузочные жилеты, рюкзаки и подсумки зеленого цвета.

Китайские эксперты высказывают недоумение такому подходу к экипировке личного состава, поскольку на соответствующих предприятиях ОПК КНР налажено производство формы одежды «Тип 15» (по цветовой гамме повторяет известное камуфляжное решение Multicam ВС США), маскировочная расцветка которой более соответствует местности района дислокации. Следует отметить, что бронетехника контингента окрашена в маскировочный цвет, который соответствует району действий.

Очевидно, что благодаря ПМТО Джибути и новому полигону китайские оружейники получат новую информацию об особенностях эксплуатации ВВТ в условиях высокой температуры окружающего воздуха, максимальной влажности и т.д. Кроме того, врачи и специалисты по физической подготовке проводят долгосрочные исследования особенностей функционирования организма военнослужащего в климатических условиях Джибути.

ВМС КНР получили право аренды участка земли площадью 0,36 кв.км. под ПМТО сроком на 10 лет с возможностью продления. Стоимость аренды участка земли площадью 90 акров для ПМТО ВМС КНР составляет 20 млн долл. США, что в три раза меньше, чем для ВС США (70 млн долл. США), однако, справедливости ради необходимо отметить, что площадь военной базы «Кемп Лемонье» составляет 590 акров. ВС США также используют авиационную базу «Шабэлли».

Самый большой воинский контингент в Джибути представлен группой специальных операций ВС США под условным обозначением 48-4 – включает около 4000 в/с, которые в основном задействованы в операциях по борьбе с террористами в государствах Восточной Африки. Обеспечение деятельности американского военного контингента возможно благодаря эскадрильи военно-транспортных самолетов НС-130 и С-17, а их сопровождение или выполнение срочных боевых задач может быть возложено на эскадрилью легких истребителей F-16. Два военных аэродрома, находящиеся под контролем ВС США, позволяют выполнять полеты вертолетов, конвертопланов и разведывательно-ударных БПЛА разных моделей.

Вторым по численности является военный контингент Франции, который включает два стрелковых полка, эскадрилью разнородных сил и отряд кораблей ВМС.

Представляется возможным согласиться с оценками китайских специалистов, что Джибути станет государством с максимальной плотностью присутствия иностранных воинских контингентов. К настоящему моменту в этом государстве уже расквартированы подразделения из США (около 4000 в/с), Франции (около 3000 в/с), Германии (около 80 в/с), Италии (количество неизвестно), Японии (около 600 в/с), Испании (около 50 в/с). За дислоцирование воинских контингентов Франция и Япония выплачивают официальному Джибути по 32 и 30 млн долл. США соответственно. Присутствие японских военных обусловливает регулярные визиты групп корреспондентов телеканала NHK World, которые осуществляют телевизионную съемку территории ПМТО ВМС НОАК с близлежащих преимущественных высот.

По данным китайских источников, практически завершены переговоры между официальным Джибути и Эр-Риядом о размещении контингента ВС Королевства Саудовская Аравия.

Присутствие иностранных военных и активная конкурентная борьба между ними за аренду территории в Джибути вполне «на руку» руководству этого небольшого восточноафриканского государства, поскольку по мере увеличения численности китайского контингента и появления новых военных баз будут расти стоимость аренды земли и размеры отчислений в национальный бюджет.

52.23MB | MySQL:103 | 0,460sec