О рисках в сфере безопасности Таджикистана: факторы Афганистана, вопрос присутствия ИГ в регионе и движения «Талибан». Часть 3

В Части 1 был проведен анализ общих военно-политических аспектов национальной безопасности Республики Таджикистан (РТ) и потенциальных угроз со стороны международных террористических группировок, которые базируются на территории соседнего Афганистана. В Части 2 был начат анализ экономических, а следовательно социально-политических аспектов, которые несут скрытую угрозы национальной безопасности Таджикистана и могут теоретически являться миной замедленного действия для страны.  В этой части также сосредоточимся на экономических аспектах развития РТ. Государственная статистика Таджикистана не вызывает особого доверия: власти постоянно занижают одни данные и преувеличивают другие. Президентов РТ Э.Рахмоном был создан специальный орган – Агентство по статистике при президенте (TajStat). Так, например, по официальным данным, уровень безработицы в стране на середину 2016 г. составлял 2,5 %. Однако по данным The World Bank, он превышает отметку в 11 %. Более того, неучтенными оказываются около  миллиона граждан РТ, вынужденных зарабатывать на жизнь в Россию (то есть около 10% населения страны).

Таджикистан за 25 лет независимости не сумел продемонстрировать успехи экономического характера. Вместо этого, Э.Рахмон практикует традиционные для некоторых стран Центральной Азии методы «показного величия». Например, правительство страны потратило 60 млн долларов (1% ВВП) на сооружение самого высокого в мире флагштока. А в мае 2016 г. в РТ прошел референдум об изменении конституции. Поправки узаконили новый титул президента: «Основатель мира и национального единства – лидер нации». Одна поправка дала возможность политикам выдвигать свою кандидатуру на должность президента неограниченное количество раз, другая – снизила возрастной ценз для кандидатов в президенты с 35 до 30 лет. Поправки были задуманы правящей элитой для укрепления своих позиций. В 2020 г. в стране должны пройти президентские выборы и сыну нынешнего президенту уже будет 33.  Очевидно, что политические изменения после 2020 г. в Таджикистане не произойдут: правящий класс останется у власти. А общая политическая и социально-экономическая константа останется неизменной на протяжении ближайших лет.

Некоторый надежды возлагались на китайский проект «Один пояс, один путь». Однако они пока остаются на бумаге и не ясно, какую роль здесь будет отводиться конкретно Душанбе. Особый интерес для западных компаний представляет «Таджикская алюминиевая компания» (TALCO), которой, по данным журнала The Economist, владеет лично Э.Рахмон. Однако постоянные жалобы со стороны соседнего Узбекистана (в связи с загрязнениями окружающей среды) и абсолютная непрозрачность функционирования создали вокруг компании отрицательный имидж. Законодательство, касающееся экономической деятельности в Таджикистане, нелиберально и не соответствует мировым стандартам, а правоприменительная практика непрозрачна. Коррупция и откаты – главные механизмы экономической деятельности в РТ. Для финансовых спекуляций и отмывания денег РТ — «тихая гавань», практически неподконтрольная международным институтам. Из-за высокого уровня безработицы многие таджики вынуждены искать работу на нелегальном рынке, где испокон веков распространена торговля наркотиками.

Рисков в чисто экономической плоскости (!) для ведения бизнеса в РТ нет. Все они тесно переплетены с политическим и социальным развитием страны. Экономика страны находится под контролем государства, точнее говоря, правящей семьи. Государство контролирует рынок и жестко регулирует национальную валюту (сомони). Одним словом, экономика РТ является производной политики Э.Рахмона и его ближайшего окружения. Он определяет победителей господрядов, компаний, которые будут работать на том или ином объекте. Одним словом, вся инвестиционная деятельность проходит через президента и его ближайшее окружение. При наличии благосклонности Э.Рахмона бизнес в РТ может процветать, при ее отсутствии он невозможен. Главными торговыми партнерами РТ являются Россия и Китай, за ними следуют Казахстан, Турция и Иран. ВВП страны на 50% зависит от денежных переводов таджикских мигрантов из России. По сути, это главный национальный продукт. Целые семьи и даже несколько поколений живут за счет подобного заработка.  По данным IMF, ВВП РТ в 2016 г. росла на 6%, а в 2017 г. рост замедлится до 4,5%. Международные отношения имеют сильное влияние на экономические показатели РТ. Рецессия в российской экономике и  сужение рынка труда снизили объемы денежных переводов и привели к падению сомони. Так, по данным Национального Банка РТ, за 2015 г. объем переводов составил уже 34% от ВВП. Данная тенденция, по нашим данным, продолжится в ближайшие два-три года. По разным оценкам, речь идет о возвращении в РТ от 15 до 30% от общего количества таджикских мигрантов. По статистике Федеральной миграционной службы РФ, за 2015 г. количество проживающих на территории РФ таджикских граждан сократилось на 16%.

Таким образом, экономическое и социальное развитие ситуации в Таджикистане теоретически может привести к дестабилизации общей атмосферы в стране. Кроме того, нынешнее положение дел в РТ является достаточно удобным полем для активизации радикальных исламистских группировок. Чего стоит только количество безработных и нищих граждан. Более того, правительство РТ и местные силовики проводят достаточно жесткую политику к местным оппозиционерам, в том числе исламского толка. Однако экономическая составляющая не является единственной в вопросе анализа потенциального риска со стороны радикального исламистского подполья. На данный момент, да и в ближайшей и среднесрочной перспективе, сценарий усиления присутствия террористов ИГ или пуштунского «Талибана» никак не просматривается.

52.17MB | MySQL:103 | 0,488sec