Военное присутствие КНР в Джибути. Часть 5

Перспективы ПМТО Джибути

Согласно планов Управления национальной мобилизации Центрального Военного Совета КНР в ходе последующих двух этапов расширения ПМТО будут отдельно построены причалы для размещения многоцелевых атомных подводных лодок (АПЛ) и надводных кораблей. По данным западных специальных служб, на патрулирование в западную часть Индийского океана периодически выходят АПЛ проекта 039G.

Запланировано строительство шести причальных стенок длиной по 200 метров каждая, однако 30 мая 2018 г. ВМС НОАК начали строить причальную стенку длинной до 450 метров, что позволит швартовать большинство надводных боевых кораблей, а именно:

– эскадренные миноносцы проектов 051, 052В, С, D, 055;

– сторожевые корабли проектов 054А и 054B;

– УТС проектов 903/903А и 901;

– АПЛ (проект 093) и ДЭПЛ (проект 039);

– ДВКД проектов 071 и 075;

– авианосцы проектов 001 и 001А.

После завершения полного комплекса причальных сооружений ПМТО Джибути станет первым полноценным пунктом базирования авианосно-ударной группы ВМС НОАК на случай проведения океанских походов. Большое количество причальных мест необходимо из расчета перспективного размещения более легких боевых кораблей – корветов проекта 056А (по классификации НАТО «Цзяндао»). Основное преимущество этих кораблей – сниженная стоимость эксплуатации при сопоставимых тактико-технических и боевых возможностях.

Кроме того, китайские военные строители планируют возвести район военных мастерских (для обеспечения ремонта корабельных систем, а также обслуживания палубных вертолетов) и складов ракетно-артиллерийского вооружения. Между двумя близкорасположенными складами для хранения боеприпасов обязательно возведение долговременной противодетонационной, противопожарной стены. Такое инженерное решение использовано при строительстве гарнизонов на искусственных островах в акватории ЮКМ.

В планах китайских военных увеличение количества емкостей для хранения судового мазута, дизельного топлива (необходимо для колесной техники и бронетехники военного контингента) и вместительности складов сменно-запасных частей на случай ремонта гражданских судов. Так, расстояние от ВМБ Санья до Джибути составляет 4400 миль и при походе на такую дальность только авианосцу «Ляонин» необходимо от 9000 до 11000 тонн мазута. Следует отметить, что в процессе дальнего похода в Аденский залив эсминцы проектов 052С/D необходимо дозаправлять каждые пять дней, а СКР проекта 054А каждые три дня.

Очевидно, что на ПМТО и перспективной ВМБ Джибути будут дислоцированы большие разведывательные корабли проекта 815А, а также спасательные суда подводных лодок  проекта 926.

В перспективе ВМС НОАК планирует серьезно увеличить количество личного состава (вероятно, суммарная численность гарнизона составит 5000 в/с), который будет обеспечивать военно-морское присутствие в ключевом регионе планеты, поскольку вдоль побережья Джибути проложен основной судоходный маршрут, соединяющий Средиземное море с Индийским океаном и районом Южных морей.

Полноценная ВМБ ВМС НОАК в Джибути позволит:

– расширить возможности подразделений радиотехнической разведки;

– повысить точность работы национальной системы глобального позиционирования «Beidou»;

– создать региональный модуль системы подводной связи с ПЛ;

– выполнять широкомасштабные операции по борьбе с пиратами;

– проводить контртеррористические операции (КТО) по сигналу «Черный лебедь»;

– проводить оперативную эвакуацию китайских граждан из государств с нестабильной военно-политической ситуацией;

– поддерживать деятельность перспективных военных баз (ведутся переговоры с военно-политическим руководством Ганы и Замбии);

– оказывать помощь миротворческим контингентам НОАК – 1300 в/с в Судане и Южном Судане и другим специальным подразделениям, действующим в Африке;

– обеспечить безопасность стратегических морских транспортных путей;

– содействовать защите национальных экономических интересов
КНР в государствах Восточной Африки.

ПМТО ВМС НОАК в Джибути, который в течение ближайших двух–трех лет будет расширен до полноценной военно-морской базы, необходим военно-политическому руководству КНР для защиты государственных инвестиций в нефтегазовый сектор Королевства Саудовская Аравия (26 млрд долл. США), Ирак (16 млрд долл. США) и Южного Судана (2,6 млрд долл. США).

Тактическое предназначение африканского актива ВМС НОАК

По данным китайских источников, сводный батальон МП ВМС НОАК, дислоцированный на ПМТО, способен выполнить следующие служебно-боевые задачи:

а) охрана ПМТО и патрулирование близлежащей территории. Данную задачу выполняют поочередно три роты сводного батальона, укомплектованные БМ СSK-141 (в модификациях патрульная, разведывательная, командно-штабная и машина спутниковой связи). Данные бронемашины отличаются высокой скоростью передвижения, малым расходом топлива, позволяют применять пулеметы и автоматические гранатометы и таким образом отразить нападение средней или высокой интенсивности на охраняемый объект/патрулируемую территорию. При необходимости военнослужащие могут применить минометы калибра 120 мм или ПТУР серии «Красная стрела»;

б) отражение нападения. В случае если отряды исламистов применят автомобили со смертниками для штурма бетонированных укреплений и ограждения ПМТО, командование сводного батальона применяет одну/две роты БТР ZBD-09, которые огнем из автоматических пушек калибра 30 мм прикроют маневренные группы, действующие на БМ СSK-141, и подавят огневые точки противника;

в) ответное огневое подавление диверсионных групп противника. Поскольку отряды исламистов на регулярной основе используют тактику внезапных артиллерийских налетов с использованием минометов, надкалиберных орудий, облегченных РСЗО, то для противодействия им командование батальона будет использовать РЛС YLC-48, которые обеспечат:

– обнаружение и определение позиций противника (в течение 40 секунд с момента первого выстрела);

– передачу координат для экипажей КШО ZTL-11, а также батареи, укомплектованных минометами PP87 и PP89. Китайские военные учитывают, что поскольку радиус осколочного поражения у минометного снаряда выше, чем у 105 мм боеприпаса, то РР87 и РР89 будут использовать только при нахождении позиций противника вне населенных пунктов. Одновременно с действиями КШО и минометных батарей остальной личный состав будет в укрытии или на укрепленных огневых позициях;

г) наблюдение за территорией с использованием БПЛА с прямым крылом, вертолетного типа, а также квадрокоптеров. Применение подобных аппаратов позволит своевременно обнаруживать нарушителей охраняемого периметра, а также диверсионные группы вероятного противника;

д) патрулирование территории терминала «Doraleh». В рамках данной задачи командование сводного батальона будет выделять соответствующие плавсредства (лодки жестко-надувного типа) и группы боевых пловцов для обследования кораблей/судов и акватории на предмет диверсантов/взрывных устройств;

е) инженерная разведка прилегающей местности. Перед проведением любых строительных работ на территории Джибути командование сводного батальона будет выделять подразделение инженерной разведки (взвод, роту) для обследования местности на предмет взрывных устройств, разминирования, сооружения или разбора заграждений и т.д.

Задачи, предполагающие маневренные действия вне территории базы, будет выполнять сводная рота, которая может быть сформирована из четырех взводов на БМ CSK-141 или из двух взводов на БМ CSK-141, взвода на БТР ZBL09 и КШО ZTL-11. В первом и во втором случаях первый взвод будет состоять из отделения охраны командира/штаба, отделения БПЛА, отделения обработки информации. Второй взвод будет выполнять разведывательные задачи, остальные два наносить огневое поражение противнику.

В перспективе по мере расширения территории ПМТО и строительства новых парков для техники в Джибути будут доставлены:

– самоходные артиллерийские орудия калибра 120 мм PLL-05 (колесная формула 6 х 6);

– самоходные скорострельные орудия калибра 82 мм РСР 001 (колесная формула 4 х 4);

– буксируемые спаренные зенитные пушки PG-99 калибра 35 мм.

Первый образец ВВТ предназначен для нанесения огневого поражения на дальности более 8000 м, второй для укомплектования высокоманевренных групп огневого прикрытия, а третий для защиты ПМТО и перспективной ВМБ от воздушного нападения.

В соответствии с планами ЦВС КНР подразделения МП ВМС НОАК выбраны в качестве основной силы, которая способна выполнять задачи по обнаружению, выявлению и ликвидации террористических групп и их инфраструктуры за рубежом. Китайские аналитики отмечают, что по мере того, как ВС РФ во взаимодействии с иранскими и сирийскими военными, а также шиитскими группировками сокращают зону влияния группировки «ИГ» в Сирийской Арабской Республике, исламисты постепенно выводят своих наиболее подготовленных специалистов за пределы САР и «консервируют» их в странах Средней Азии, Южной Азии и Северной Африки. Известно, что исламисты усилили работу по созданию «спящих ячеек» с середины 2017 г.

В связи с этим военно-политическое руководство КНР санкционировало апробирование стратегии и тактики применения подразделений МП ВМС НОАК за рубежом при борьбе с террористической угрозой. На первом этапе проверки схемы действий установлено, что подразделениям МП ВМС НОАК придется действовать без поддержки дальней бомбардировочной авиации, поскольку получение разрешения на пролет бомбардировщиков Н-6К достаточно затяжной процесс. Очевидно, что оказать огневую поддержку смогут оказать только надводные корабли или АПЛ проекта 039G, которые уже неоднократно заходили в порт Джибути для пополнения запасов продовольствия.

Китайские специалисты осознают сложность и опасность проведения парашютных десантов и в этой связи реальными способами выдвижения является высадка как на необорудованный берег, так и в порту, что позволит осуществить выгрузку десанта и бронетехники с большей скоростью.

По данным китайских специализированных источников, в ходе проведения КТО для подразделений МП определены следующие цели:

– высокоценные – полевые командиры, командные пункты, узлы связи, заводы/мастерские по производству вооружения и боеприпасов, склады боеприпасов;

– ценные – места складирования и средства перемещения компонентов для изготовления оружия массового поражения;

– среднеценные – места постоянной дислокации отрядов боевиков и тренировочные лагеря.

В рамках проведения КТО китайские военнослужащие будут выполнять следующие действия:

– поиск и наблюдение за объектами террористических/исламистских группировок;

– наведение средств поражения сухопутного, воздушного и морского базирования;

– ликвидация полевых командиров силами разведывательно-поисковых групп МП;

– штурм объектов террористических/исламистских группировок с целью освобождения заложников.

В процессе поиска и наблюдения за объектами террористов/исламистов китайские военные будут использовать оптико-электронные системы (тепловизоры, видеокамеры дневного света, лазерные дальномеры) и компактные РЛС с ФАР, которые установлены на специальных телескопических мачтах, смонтированных на БМ CSK141/181. Дальность обнаружения целей составляет от 10 до 20 км, однако переносные ОЭС имеют дальность действия менее 10 км. На вооружении личного состава МП находятся электронно-механические бинокли с лазерным дальномером Vector 21 (производства швейцарской компании «Vectronix»), который при переменной кратности до 10 крат позволяет определять дальность до цели 12 км.

В настоящее время на полигонах МП ВМС НОАК разведывательно-штурмовые подразделения в ходе учебных мероприятий проверяют работоспособность бинокулярных приборов ночного видения национального производства.

В случае если будет задействована тяжелая колесная бронетехника, которая является платформой для запуска компактных электрических разведывательных БПЛА, дальность обнаружения объектов террористических группировок достигнет 60 км, при этом четыре БПЛА позволят одновременно наблюдать за районом площадью 240 кв.км.

По данным китайских источников, установленные на БТР ZBL-09 и КШО ZTL-11 оптико-электронные системы разведки и наведения состоят из:

– оптических прицелов дневного света с оптическим увеличением 45 крат;

– лазерных дальномеров, позволяющих вычислять дальность до цели на удалении до 20 км;

– тепловизионных прицелов, позволяющих обнаруживать технику и объекты противника на дальности до 10 км.

По замыслу специалистов Отдела зарубежных операций Оперативного управления Объединенного штаба ЦВС КНР, по мере увеличения площади ПМТО и численности контингента все вышеперечисленные задачи КТО будут отработаны на местном полигоне в дневное и ночное время. Это позволит апробировать положения разрабатываемых документов оперативного применения «Сводной тактической полковой группы» (СТПГ), в которую будут входить подразделения МП ВМС НОАК. Огневое прикрытие СТПГ должны обеспечить:

– надводные корабли или подводные лодки;

– палубные истребители J-15;

– истребители-бомбардировщики JH-7;

– ударные вертолеты WZ-10 или WZ-19.

Для координации действий кораблей и авиации в составе СТПГ предусмотрено несколько должностей офицеров-координаторов.

Китайские специалисты признают, что не все подразделения МП ВМС НОАК укомплектованы военнослужащими, которые по уровню морально-психологической готовности, опыту и воинской выучке могут выдержать сравнение с «16-ю витязями» ССО ВС РФ, которые в течение двух суток ликвидировали около 300 боевиков и заставили оставшихся исламистов отступить.

Очевидно, китайские военные и дипломаты со временем могут достигнуть договоренности с руководством Джибути о строительстве новой авиационной базы с ВПП длиной до 3000 метров, которая позволит военно-транспортным самолетам ВВС НОАК выполнять полеты в такие страны, как Египет, Судан, Южный Судан, Чад, Центральная Африканская Республика, ДР Конго, Уганда, Руанда, Бурунди, Кения, Танзания и Эфиопия без дозаправки в пунктах прибытия.

52.3MB | MySQL:103 | 0,500sec