Оценки китайских специалистов перспектив ВМС Катара

Как известно в 2017 г. военно-политическое руководство Катара подписало контракт с итальянской судостроительной компанией «Финкантьери» на строительство 7 надводных боевых кораблей, а именно 4 фрегатов ПВО, 2 патрульных кораблей морской зоны и 1 универсального десантного корабля (УДК). Стоимость контракта составляет 5,9 млрд долл. США, поскольку согласно требованиям представителей ВМС Катара, компания производитель должна обеспечивать обслуживание и ремонт фрегатов ПВО в течение 10 лет после их передачи заказчику, а для УДК данный срок определен в 15 лет.

В отношении фрегата ПВО известно, что при его разработке итальянские специалисты использовали опыт, приобретенный в ходе  строительства и эксплуатации серии фрегатов типа FREMM. Следует отметить, что один такой боевой корабль ВМС Италии F592 «Карло Марготини» принимал участие в очередной Международной выставке-конференции оборонных технологий в Дохе в период с 12 по 14 марта 2018 г.

На примере данного фрегата итальянские кораблестроители смогли продемонстрировать своим клиентам и перспективным покупателям свои достижения в области проектирования и компоновки надводных боевых кораблей водоизмещением до 5000 тонн. Как сообщают западные специалисты, структурное подразделение компании «Финкантьери» — «Маринетт Маринэ» участвует в проектировании перспективного фрегата для ВМС США под шифром FFG(X).

По данным китайского специализированного военно-технического издания «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса», фрегат ПВО для ВМС Катара будет иметь длину 107 м, ширину 14,7м, осадку 4,2 м и полное водоизмещение 3250 тонн. Очевидно, что итальянские конструкторы создали классический сторожевой корабль, который благодаря скоростным дизельным двигателям серии 28/33 производства немецкой компании MAN будет развивать максимальную скорость 28 узлов, а на экономической скорости 15 узлов будет преодолевать 3500 миль — этого достаточно для выполнения задач в любой точке ближневосточного региона.

Продолжительность автономного плавания составляет 21 сутки. Подобный показатель вполне соответствует «региональному» характеру задач, стоящих перед ВМС Катара. Экипаж будет состоять из 98 матросов и 14 офицеров.

Анализ фото- и видеоматериалов позволяет утверждать, что перспективные фрегаты ПВО (резка металла для первого корабля серии начата в июне 2018 г.) созданы с учетом требований к малой радиолокационной заметности. Палубная надстройка выполнена закрытой. Артиллерийское орудие (калибр 76 мм) производства итальянской компании «Леонардо» (ранее «Ото Мелара») размещено в башне специальной малозаметной формы. После основной мачты интегрированного типа будут размещены две телеуправляемых артиллерийских установки с зенитными пушками типа «Марлин» калибра 30 мм.

Для борьбы с надводными кораблями противника предназначены противокорабельные ракеты (ПКР) «Экзосет» ММ40 BlockIII, которые будут размещены в двух счетверенных наклонных пусковых установках (ПУ). Основной рубеж ПВО корабля будут составлять зенитные управляемые ракеты «Астер 30» для которых предусмотрена вертикальная пусковая установка Syler A-50 на 16 контейнеров (пр-во компании Naval Group). Ближний рубеж ПВО корабля представлен поворотной механизированной установкой типа SeaRAM, рассчитанной на 21 ЗУР RIM-116 американского производства.

Для защиты корабля от ракетного обстрела будут установлены четыре пусковые установки помех Sylena Mk2 (пр-во компании Lacroix), а также новейшая система радиоэлектронного противодействия VIRGILIUS от итальянской компании Elettronica Group. Данная система включает датчики обнаружения направленного радиолокационного излучения,   модули постановки направленных радиоэлектронных помех и направленных тепловых помех ELT/572.

Система VIRGILIUS будет подключения к тактической боевой информационно-управляющей системе «Афина», что позволит в совокупности с данными от РЛС «Кронос», гидроакустических станций и выставленных акустических буев формировать общую картину надводной обстановки в районе действий корабля. В дополнение к вышесказанному следует отметить, что первый фрегат ПВО будет передан заказчику уже в 2021 г.

Как уже было отмечено выше, итальянские специалисты построят для нужд ВМС Катара один УДК, который будет иметь длину 142,9 м, ширину 21,5 м, осадку 5,4 м, и полное водоизмещение 8800 тонн. Очевидно, что это будут одни из самых компактных универсальных десантных кораблей в мире, однако размеры и вместительность продиктованы тем, что ВМС Катара будут действовать исключительно в акваториях морей, омывающих берега Аравийского полуострова.

Благодаря двум дизельным двигателям рассматриваемый УДК будет развивать максимальную скорость 20 узлов, а при экономической скорости 15 узлов, дальность плавания будет составлять 7000 миль, что в принципе достаточно для походов в Красное море. Крутящий момент от силовых установок будет передаваться на два вала, на которых установят винты с изменяемым шагом, а для повышения маневренности в носовой части корабля (ниже ватерлинии) будет установлен маневровый движитель. Суммарная численность экипажа и десанта составляет 550 человек.

Следует отметить, что УДК итальянской разработки будет оснащен артиллерийской установкой калибра 76 мм (однотипна с фрегатом) и 16 ВПУ для ЗУР «Астер 30». Кроме того, для обороны корабля от малоразмерных надводных/воздушных  целей будут установлены четыре зенитные пушки типа «Марлин». Также УДК будут укомплектованы пусковыми установки помех Sylena Mk2.

Отличительная особенность УДК будет состоять в основной РЛС L-диапазона, которая позволит обнаруживать и классифицировать воздушные цели раньше чем РЛС «Кронос», а значит фрегаты ПВО смогут заблаговременно подготовиться к отражению воздушного нападения при помощи наличных ЗУР.

Кроме плавающих БТР и скоростных десантных лодок для доставки военнослужащих на берег или на корабль предусмотрено размещение в ангаре пяти вертолетов NH-90, однако летная палуба позволит выполнять одновременный взлет/посадку только двух винтокрылых машин. По данным открытых источников, однотипные вертолеты будут размещать и на фрегатах ПВО. При необходимости NH-90 будут комплектовать опускаемыми ГАС или легкими  противокорабельными ракетами Marte ER. Всего для ВМС Катара приобретено 28 вертолетов NH-90.

Помимо фрегатов ПВО и УДК в перспективе ВМС Катара получат на вооружение патрульные корабли, которые при длине 63 м, ширине 9,2 и осадке 2,6 м, будут иметь водоизмещение 670 тонн. Указанные линейные размеры позволят итальянским конструкторам разместить на корабле четыре скоростных дизельных двигателя, которые будут передавать крутящий момент через четыре вала на четыре винта постоянного шага, что позволит развивать максимальную скорость 30 узлов, а на скорости 15 узлов дальность плавания составит 1500 миль. Экипаж будет состоять из 38 военнослужащих,  автономность плавания составит 7 суток.

Рассматриваемые корабли будут оснащены артиллерийской установкой калибра 76 мм, двумя зенитными пушками типа «Марлин», двумя спаренными наклонными ПУ дл ПКР «Экзосет» ММ40 BlockIII и двумя счетверенными ПУ для ЗУР Mica-VL.

В перспективе для подготовки личного состава ВМС Катара примут на вооружение учебный корабль (УК), который разработали конструкторы турецкой компании «Анатолия» (специализируется на строительстве УДК для ВМС Турции). Благодаря данным из китайских источников известно, что перспективный УК ВМС Катара будет иметь длину 90 м. и водоизмещение 1950 тонн. На его борту будут созданы учебные классы, залы для совещаний и каюты для размещения 76 курсантов. Кроме того, корабль будет располагать вертолетной палубой, что позволит готовить будущих летчиков палубной авиации.

Подводя итог вышесказанному, следует указать, что кроме модернизации корабельного состава Командование ВМС Катара уделяет внимание совершенствованию береговой инфраструктуры. В сотрудничестве с национальной компанией Barzan Holdings запланировано строительство береговых центров разведки и наблюдения, а также обновление и строительство новых пунктов базирования для ВМС Катара. К 2022 г. на территории эмирата будет функционировать шесть военно-морских баз.

52.21MB | MySQL:103 | 0,439sec