Оценки китайских специалистов колесного бронетранспортера «Пустынный хамелеон» полиции Кувейта

После падения режима Саддама Хусейна и снижении уровня угрозы военного нападения со стороны Ирака военно-политическое руководство соседнего Кувейта осознало, что основную угрозу национальной безопасности представляют отряды/группы радикальным исламистов, для борьбы с которыми периодически проводятся крупномасштабные операции с участием до 2000 сотрудников полиции и 100 единиц бронетехники.

В результате периодических обысков жилых кварталов кувейтским правоохранителям удается изымать значительно количество оружия, боеприпасов и самодельных взрывных устройств (компонентов для изготовления взрывчатых веществ большой мощности), которые предназначены для нападения на органы государственной власти, объекты правоохранительных органов и другие стратегические объекты.

С учетом содержимого обнаруженных схронов исламистов, специалисты правоохранительных органов и служб государственной безопасности Кувейта разработали требования к высокоманевренной колесной вооруженной бронемашине, которую можно использовать как в войсковых операциях, так и в патрулировании линии государственной границы, обеспечении безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, спасении заложников, медицинской эвакуации и т.д. Представители правоохранительных органов предусмотрели даже вариант бронированной пожарной машины, которая может быть полезной при тушении складов боеприпасов или разгона антиправительственных демонстраций.

Разработку проекта такого универсального бронированного транспортера выполнили конструкторы американской компании ADVS. С учетом выполнения  программы испытаний первые БТР были переданы в Кувейт еще в 2010 г. Следует отметить, что американские специалисты разработали линейку БТР «Пустынный хамелеон» с колесными формулами 4х4, 6х6, 8х8, 10х10. Основным вариантом для специальных служб ближневосточного государства является 6х6, тогда как для военных это БТР с формулой 8х8.

Китайские специалисты отмечают, что американские конструкторы внедрили два основных принципа при конструировании БТР типа «Пустынный хамелеон. Первый – взаимозаменяемость компонентов – фактически 90% комплектующих для всех БР модельного ряда одинаковы. Второй – использование комплектующих от гражданской грузовой техники. Основные узлы и агрегаты можно приобрести у региональных представителей компании «Катерпиллер» на Ближнем Востоке.   Подобный подход снижает нагрузку на тыловые службы – позволяет спланировать сроки ремонта/обслуживания/восстановления бронетехники.

В отношении конструкции рассматриваемого БТР известно, что американские специалисты создали довольно прочный цельносварной герметичный (обеспечивает защиту от химического, биологического, бактериологического оружия) бронированный корпус, который выдерживает подрыв на самодельном взрывном устройстве массой 13 кг в тротиловом эквиваленте за счет того, что днище выполнено в форме латинской буквы V. По данным китайских источников, основной корпус БТР обеспечивает защиту от огня из стрелкового оружия калибра 7,62 мм, а при установке дополнительного бронирования уже от боеприпасов калибра 14,5 мм.

Последний показатель очень важен, поскольку среди исламистов максимальное распространение получили пулеметы калибра 12,7 мм.  Китайские специалисты отмечают, что кувейтские военные приняли решение получить БТР с усиленной броней, нежели с возможностью перемещения по воде.

Корпус разделен на три отсека. В первом отсеке размещается экипаж в составе механика-водителя, стрелка и командира, второй отсек – моторно-трансмиссионное отделение, а третий – десантный, рассчитанный на семь военнослужащих или бойцов спецназа в полной экипировке.

Китайские специалисты отмечают, что американские конструкторы обеспечили экипажу отличную обзорность за счет установки четырех бронированных стекол и нескольких видеокамер дневного/теплового режима, которые в совокупности позволяют безопасно передвигаться как по автомобильным дорогам, так и в населенных пунктах или по пустынной местности.

Известно, что изображение от видеокамер передается на два пятнадцатидюймовых монитора, расположенные в кабине экипажа. Освещение пути движения обеспечивают две фары дальнего света и две фары ближнего света, которые объединены в единый блок с указателями поворота.

По данным китайского специализированного издания «Танки и брнемашины» известно, что американские конструкторы применили несколько новинок при проектировании рабочих мест экипажа. Во-первых, кресла механика и командира оснащены электроприводами, что позволяет изменять высоту и управлять бронемашиной, обозревая направление движения из верхнего люка или через бронированное стекло. Во-вторых, в случае ранения механика-водителя, управление БТР может взять на себя командир машины. Единственным сложным моментом может стать перестановка рулевого механизма на новое место. Китайские специалисты отмечают, что при проектировании отсека для экипажа были использованы новейшие технологии по компьютерному моделированию перемещений с учетом роста военнослужащих.

Известно, что в бортах десантного отсека БТР с колесной формулой 6х6 сделано четыре амбразуры (по две с каждого борта), которые позволяют военнослужащим вести огонь из личного стрелкового оружия, а в версии бронемашины с колесной формулой 8х8 подобных амбразур уже шесть (по три с каждого борта). Кроме того по две дополнительные амбразуры выполнено в задней двери, выполненной в виде откидной аппарели. Все амбразуры закрываются стальными откидными  крышками, покрытыми керамической броней.

В моторно-трансмиссионном отделении (МТО) БТР «Пустынный хамелеон» установлен турбированный дизельный двигатель и автоматическая коробка переключения передач (6 вперед , 1 назад) от компании «Катерпиллер». По данным из открытых источников, экипаж БТР может подготовить двигатель и АКПП к замене за 10 минут.

Кроме того, в МТО установлена вспомогательная силовая установка – трехцилиндровый дизельный двигатель мощностью 21 л.с., который приводит в действие электрогенератор, обеспечивающий электропитание систем вооружения, кондиционера и зарядку литий-ионных аккумуляторных батарей. Следует отметить, что конструкторы компании ADVS предусмотрели возможность установки гибридной силовой установки в перспективе, хотя даже сейчас эти БТР обладают запасом хода 700 км.

По данным китайских источников, американские специалисты создали трансмиссию с возможностью подключения всех колес для реализации крутящего момента при движении по сложнопересеченной местности, а кроме того, все шесть или восемь колес могут быть поворотными, что резко уменьшает радиус разворота боевой машины.

Дополнительным элементом, повышающим проходимость БТР в сложных условиях является двухконтурная система пневматической подвески, которая позволяет изменять дорожный просвет в диапазоне от 100 до 500 мм. Максимальный дорожный просвет при следовании по автомобильным дорогам со скоростью 100 км/ч составляет 200 мм.

Известно, что БТР «Пустынный хамелеон» способен преодолевать ров шириной 1,5 м, водную преграду глубиной 1,2 м, а углы въезда и съезда составляют 60 и 30% соответственно, что вполне удовлетворяет условиям местности Кувейта. Кроме того, проходимость БТР повышает и центральная система подкачки колес, при помощи которой можно изменить давление в шинах в соответствии с плотностью грунта.

Известно, что БТР «Пустынный хамелеон» оснащен телеуправляемой башней, в которой установлены пулемет калибра 7,62 мм и автоматическая пушка М230LF калибра 30х113 мм с длиной ствола 2,18 м. Эффективная дальность ведения огня второго образца вооружения составляет 1500 м.

Китайские специалисты отмечают, что за счет электрического ленточного питания пушка обладает высокой точностью и возможностью регулирования темпа стрельбы, который не может превышать 200 выстр./минуту. Выбор электрической системы боепитания обусловлен простотой ее обслуживания и минимальными требованиями по разборке и чистке от порохового нагара в сравнении с системами, которые используют отвод пороховых газов. Кроме того, именно электрическая система подачи боеприпасов позволяет снизить вибрацию в сравнении с теми образцами вооружения, в которых используется сила возвратного движения ствола орудия.

По данным китайских источников, в боекомплект М230LF входят практические боеприпасы М788, осколочно-фугасно-бронебойные М789 и фугасно-зажигательные М799. Максимальная начальная скорость указанных боеприпасов составляет 805 м/сек. В отношении М789 известно, что они оснащены взрывателем контактного типа и после столкновения с преградой создают поле осколочного поражения диаметром до 4 метров. На дальности до 500 м. и при попадании под углом в 50 градусов М789 позволяет пробивать лист гомогенной брони толщиной 25 мм.

Кроме того на башне установлено восемь пусковых установок для дымовых/аэрозольных помех, которые позволяют оперативно и на длительный срок скрыть бронемашину от систем тепловизионного или лазерного наведения ПТУР.

В целом китайские специалисты отмечают, что рассмотренный БТР обеспечивает превосходство в огневой мощи в сравнении с пикапами исламистов. Кроме того, высокая мощность двигателя и надежность узлов трансмиссии и проходимость позволяет данной бронемашине совершать скоростные маневры в пустыне, преодолевать горные районы.

52.22MB | MySQL:103 | 0,768sec