Ситуация в Сирии заставляет США идти на восстановление союзнических отношений с Турцией

Министр обороны Турции Нуреттин Джаникли назвал требование США отказаться от приобретения у России зенитных ракетных систем С-400 шантажом. Об этом сообщило в четверг Анатолийское агентство. «Подобного рода требование выходит за рамки любых допустимых норм дипломатии и торговых отношений. Выполнение такого условия неприемлемо. Ситуацию можно обозначить словом шантаж», — сказал глава Минобороны. Джаникли также заявил, что Турция «выполняет все свои обязательства» и ожидает от США «своевременных поставок истребителей F-35». Ранее газета «Дифенс ньюс» сообщила о том, что Вашингтон, несмотря на недовольство решением Анкары приобрести российские зенитные ракетные системы С-400, не внес никаких изменений в планы передачи Турции 21 июня первого американского истребителя пятого поколения F-35. В среду с предостережением в адрес Анкары по поводу российских ЗРК выступил заместитель помощника министра обороны США по делам Европы и НАТО Томас Гоффус. В своей речи в вашингтонском Атлантическом совете он высказал предположение, что «приобретение С-400 не пойдет на пользу» Турции. По его словам, США «предпочли бы, чтобы они (турки — прим. ТАСС) не приобретали С-400». Но, несмотря на все эти предупреждения, «Министерство обороны США, похоже, не имеет планов создания препятствий для передачи Турции первого F-35 или введения каких-либо ограничений на его использование на базе ВВС Люк», -пишет «Дифенс ньюс». Турция заинтересована в закупке у РФ не только комплексов С-400, но и ведет переговоры по другим техническим вопросам. Об этом в среду в эфире телеканала ТГРТ сообщил руководитель Секретариата оборонной промышленности Турции Исмаил Демир. «Сейчас наши переговоры с Россией не ограничены только темой С-400, идет диалог и по другим техническим темам». — сказал он. Таким образом он ответил на вопрос о том, существует ли вероятность закупки Турцией истребителей пятого поколения помимо США (F-35) у других стран, в том числе у РФ (Су-57). «Не стану говорить о конкретных моделях самолетов, но могу сказать, что, да, переговоры с другими партнерами по этим техническим вопросам ведутся», — отметил Демир. Он уточнил, что «с РФ диалог идет по целому спектру вопросов в различных областях и сферах, о совместном производстве, сотрудничестве» в оборонной промышленности. В этой связи отметим осторожную позицию Вашингтона. Несмотря на все давление, которое попытался оказать Конгресс США на блокирование предстоящей передачи первой партии самолетов F-35 Анкаре, Белый дом на это не пошел. По нескольким крайне прозаичным причинам. Первая партия самолетов уже изготовлена, и отказ в ее поставке вызовет сразу два крайне неприятных момента. Во-первых, такому решению крайне противится сам изготовитель самолетов «Локхид», который в таком случае нес бы совершенно неоправданные убытки. При этом от выкупа этой партии самолетов для собственных нужд Пентагон отказался, а новых покупателей быстро найти было бы фактически нереально. При этом сам самолет нельзя отнести к дешевым, и президент Д.Трамп несколько раз публично критиковал корпорацию за неоправданные и завышенные расходы. То, что сейчас Белый дом не пошел на поводу у Конгресса, отвечает как раз соображениям экономическим и политическим. Во втором случае надо понимать, что на кону промежуточные выборы в Конгресс, и позиция ВПК США в данном случае может оказаться решающим моментом для американского президента. Во-вторых, безусловное убеждение в части американской администрации в том, что отказ в поставках этих самолетов сделает вопрос о покупке Турцией С-400 фактически решенным делом. Получить в результате таких действий еще и покупку российских Су турецкими ВВС будет означать серьезную потерю для американцев с точки зрения турецкого оружейного рынка. И этот момент активно использует новый советник Трампа по национальной безопасности Дж.Болтон в рамках продвижения своего плана на сирийском направлении.
В этой связи совершенно однозначно то, что США уже фактически признают факт того, что президент Р.Т.Эрдоган остается у власти еще на, как минимум, десятилетие в результате предстоящих 24 июня досрочных выборов. Хотя, справедливости ради, надо признать, что при любом турецком президенте Турция будет отстаивать свое право на создание буфера безопасности по всему периметру турецко-сирийской границы. При этом отметим, что по ряду последних опросов партия Р.Т.Эрдогана не получает на этих выборах абсолютного большинства в парламенте: Партии справедливости и развития и их союзникам они дают от 40 до 45 процентов. Рейтинг президента Турции Эрдогана за десять дней до досрочных выборов в стране снизился на 1,6 процентных пункта и составляет в настоящий момент 47,1%. Об этом сообщила в четверг газета «Айдынлык» со ссылкой на результаты опроса социологического центра «Гезиджи». При этом рейтинг кандидата от основной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Мухаррема Индже за минувшие семь дней повысился с 25,8% до 27,8%. Поддержка другого оппозиционного кандидата на пост президента республики от Хорошей партии Мераль Акшенер снизилась до 14,1%. Исследование проводилось в период с 2 по 3 июня 2018 года, за это время было опрошено 2814 человек в 12 провинциях Турции. Респонденты отмечали ответы на поставленные вопросы в анкетах. Репрезентативная выборка включала жителей всех возрастных групп. Отметим, что это издание в общем-то симпатизирует как раз НРП, а значит — ангажировано. Но по вполне альтернативным источникам, вероятность второго тура голосования сейчас присутствует как никогда высоко. В этой ситуации вести долгосрочные переговоры с Эрдоганом было бы неразумно и политически недальновидно. Но, видимо, у американцев есть свои альтернативные источники информации. В этой ситуации на решение Вашингтона дополнительно давит и ситуация на севере Сирии, или, если проще, соображения нового советника по национальной безопасности Дж.Болтона, который взял курс на минимизацию американского военного присутствия в Сирии с ротацией ее на силы своих союзников. Идея о вводе туда сил арабских союзников в лице КСА, АРЕ и ОАЭ провалилась. Это особенно стало понятным после начала массированной военной операции сил аравийской коалиции в Йемене. Первые итоги наступления на порт Ходейда пока не дают повода для оптимизма. В этой ситуации дело должно решить массированное применение авиации, что сдерживается гуманитарными и репутационными рисками. Но в любом случае сейчас все силы аравийцев сосредоточены именно на йеменском направлении. Похоже, что в этой ситуации Дж.Болтон начинает аккуратно поворачивать ситуацию в сторону альянса с Турцией. А вернее, к определению с ней правил игры на севере Сирии. Турция планирует создать объединенный коридор безопасности вдоль своих границ на севере Сирии и Ирака вплоть до границы с Ираном. Об этом сообщила в четверг газета «Ени шафак». По данным издания, сирийский город Манбидж станет первым шагом в создании этой зоны безопасности, которая протянется через Идлиб, Эль-Баб, Аазаз на северо-западе Сирии, также пройдет через сирийские территории к востоку от реки Евфрат и потом соединится с коридором безопасности на севере Ирака, который будет сформирован позднее. «Ени шафак» отмечает, что запланированная зона безопасности будет шириной до 30-40 км вглубь территории Сирии. По итогам переговоров главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу и госсекретаря США Майкла Помпео в Вашингтоне 4 июня была согласована дорожная карта по Манбиджу. Документ предусматривает отход курдских формирований «Сил народной самообороны» (СНС) из Манбиджа. Во вторник СНС объявили о завершении вывода из города бойцов, которые занимались подготовкой местных ополченцев. В этой связи обратим внимание на еще одно сообщение. Военные из Турции и США в ходе переговоров в Штутгарте согласовали план действий по вопросам вывода курдских формирований из сирийского города Манбидж. Об этом говорится в распространенном в четверг 14 июня заявлении турецкого Генштаба. «В штаб-квартире Европейского командования ВС США в Штутгарте 12-13 июня 2018 года состоялись переговоры между военными из Турции и США для обсуждения ранее утвержденных дорожной карты по Манбиджу, а также принципов обеспечения безопасности в Манбидже. В ходе переговоров был согласован текст плана действий по Манбиджу, было также принято решение презентовать утвержденный план высшему руководству обеих стран», — говорится в заявлении, опубликованном на официальной странице «Твиттер» военного ведомства. Из этого сообщения следует, что курды из Манбиджа еще не ушли, как об этом было заявлено ранее, а кончательное решение в Белом доме еще не принято. План отвода курдов надо еще согласовать у «политического руководства». Если судьба Манбиджа нам представляется во многом консенсусной между Болтоном и Пентагоном (военные хотят таким образом оптимизировать линию фронта и перебросить дополнительные силы на более приоритетные направления в Заевфратье), то вот в отношении планов Анкары по созданию санитарного буфера по всей линии границы безусловно мнения разойдутся. Создание такой зоны означает реализацию очень неприятного для Москвы момента, а именно начало формирования турецко-амерканского альянса в Сирии. Если совсем грубо, то турки со временем должны заменить собой тем самые силы союзников США, которых в Сирию по целому ряду причин привлечь не удасться. Это уже кардинальный слом прежней стратегии США, которую пока осваивают в общих чертах военные. А это не автоматически, но в очень значительной мере может самым негативным образом повлиять на эффективность Астанинского формата переговоров, и вообще на весь нынешний альянс между Анкарой и Москвой на сирийском направлении. Не в той конечно степени, как это было в период инцидента со сбитым российским Су-24, но эффективность такого взаимодействия серьезно замедлится. При этом план Болтона в общем-то не лишен смысла. Он решает серьезную геополитическую задачу в условиях, когда нужда в курдах, как в «наконечнике копья» против «Исламского государства» (ИГ, запрещеновРосссии) утрачивает свою актуальность. Курды не могут работать в американских интересах во всесирийском масштабе, и сейчас все более становится очевидным тот фактор, о котором некоторые американские стратеги говорили еще в самом начале все этой истории по созданию «Сил демократической Сирии»  (СДС). Рано или поздно на повестку дня выйдет традиционное курдо-арабское противостояние, и это момент начнет самым кардинальным образом тормозить эффективность действий США в Сирии. И то, что мы сейчас наблюдаем на примере обострения отношений между курдами и арабскими племенами восточнее Евфрата яркое тому подтверждение. И самым оптимальным алгоритмом действий американцев в этой связи становится восстановление союзнических отношений с Анкарой. Курдов при этом американцы хладнокровно сдадут, как они это сделали это в свое время с суннитскими племенами иракского Анбара, которые помогли им уничтожить структуру «Аль-Каиды» (запрещена в России) в Ираке. Приоритет в данном случае — это целесообразность в данный момент времени, и американцы всегда стояли именно на этом принципе. Именно турки могут в самой значительной мере помешать позитивному развитию ситуации в Сирии с точки зрения Москвы и Тегерана. Они имеют безусловное влияние на повстанческие группировки практически по всей Сирии, они единственные могут сохранить оплоты антиасадовского сопротивления в том же Идлибе (а эта тема становится актуальной для США в свете четко обозначившегося тренда Москвы и Тегерана по ликвидации т.н. «зон деэскалации»). В конечном счете именно Турция (у Саудовской Аравии это однозначно не получилось) могут сформировать реально серьезный единый фронт оппозиции для участия в переговорных форматах и договориться с суннитами восточнее Евфрата. Эта концепция Болтона дает минимизацию усилий непосредственно США с максимально нужным для них эффектом. И принадлежность самого Р.Т.Эрдоган к так нелюбимым Трампом «Братьям-мусульманам» и его вздорные выходки в этой связи уходят на второй план. При этом сам Р.Т.Эрдоган очень охотно пойдет на такой альянс, поскольку в прошлом он несколько раз уже активно демонстрировал свою готовность к этому. Стоило Трампу только сказать, что Асаду надо уходить, и турецкий президент охотно этот тезис подхватывал и тиражировал, и не смущали его при этом никакие отношения с Москвой. То же самое справедливо и к поддержке турецким президентом американских ударов якобы за применение Дамаском химического оружия. Другой вопрос, что Вашингтон почему-то решил его «воспитать» и на его явные сигналы о готовности к кооперации не реагировал. Эта смена вех в отношении Анкары как возможной «палочки-выручалочки» на сирийском направлении в рамках сдерживания растущего влияния Москвы и Тегеран отчетливо обозначилась именно после появления в американской администрации Дж.Болтона, который явно кооперируется в этой деятельности с М.Помпео. И она может сработать, особенно с учетом того, что Эрдогану в случае его победы нужна будет экономическая мирная передышка, и дать ее ему может сейчас только Вашингтон. И ради этого он забудет и про экстрадицию Ф.Гюлена, и про дело турецких банкиров, и даже, очень возможно, про С-400.

52.28MB | MySQL:103 | 0,543sec