О текущих перипетиях межфракционной политической деятельности в свете итогов выборов в парламент Ирака

В среду, один из руководителей альянса «Фатх», Кярим аль-Нури, выступил с заявлением, что у альянса и блока «Ас-Саирун», объединяющего сторонников Муктады ас-Садра, «нет недомолвок в отношении установившегося между ними союза, и «Фатх» солидарен с взглядами Ирана и США(!) о недопущении возникновения гражданской войны в Ираке».

Сразу позволим себе небольшую ремарку. Во-первых, гражданская война в Ираке, по большему счету, не прекращалась ни на день, начиная с момента ввода американских войск в Багдад и падения прежнего режима в 2003 году. Феномен «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) — это всего лишь частность, малая данность на фоне общего глубокого раскола иракского общества, вызванного уничтожением государства, которым правил Саддам Хусейн и которое вобрало в себя, при всех свойственных его правлению, недостатках, все органично и диалектически развивавшиеся элементы общественного и государственного развития Ирака, по крайней мере, со времен Османской империи. То, что существует сейчас на месте прежнего Ирака в системе исторической матрицы формы политического и государственного строительства в этой стране, является, по оценке, кстати большинства местных респондентов автора, «псевдо государством». «Фейковым», или фальшивым, как принято сейчас говорить в современной политологии. Не факт, что это квази-государство, обладающее лишь некоторыми функциями, того, что существовало до него, и, чья основа до сих пор, во многих аспектах сохранилась в неизменном виде, просуществует срок, сопоставимый с прежней Республикой Ирак.

Так что, война, де-факто шла себе, и идет. И представители «Фатха», кстати, принимают, и принимали в ней самое активное участие. Сам их лидер в свое время был креатурой иранских спецслужб и «прославился» участием в акциях против прежнего режима и акциях, весьма схожих по методам с тем, против чего сейчас воюют его подчиненные, вознесенные волей Вашингтона (вот же ирония судьбы) из террористов в официальные силовые структуры. Вы скажите, мало ли что было в 1980-е годы. Скажите это жителям в центральных и, особенно в западных и северных провинциях Ирака. Вы услышите много интересного в адрес движения «Бадр», пытающегося войти в иракскую политическую жизнь по названием «Фатх».

Вернемся к заявлению К.аль-Нури. «Союз «Фатх» и «Ас-Саирун» это ясный и прозрачный политический альянс, в котором нет оговорок и недопонимания, личные договоренности между их лидерами делают все прочие возможные простые вещи решаемыми». То есть, читаем между срок, недомолвок нет, но, что-там такое все-таки есть, но «вожди разрулят».

Далее К.аль-Нури делает глубокомысленный вывод, с которым трудно не согласиться: «Союз многочисленных и сильных, делает их одной силой, с которой никто не в силах будет соперничать, и это есть четкий сигнал иракскому народу о формировании фракции большинства и нового правительства, сигнал означающий конец напряженности, устраняющий перспективу гражданской войны, устраняющий перспективу организации новых выборов и раздувания того пожара, от которого пострадают все иракцы».

Мы не согласны с мнением К.аль-Нури.  Никто из трех фаворитов выборов не обладает настолько превосходящим количеством потенциальных мест в парламенте, чтобы даже в союзе с другим блоком, иметь возможность говорить о формировании фракции большинства. С учетом административного потенциала правящей партии, назовем ее так, и присутствия того, что в парламенте якобинской Франции, когда-то называли «болотом», все этих «умеренных», «центристов» и курдских депутатов, которых, вместе взятых, набирается больше чем всех членов партий нынешнего выборного триумвирата, и все эти голоса будут частью продаваться в розницу, а частью оптом тому, кто больше заплатит, а на сегодня такой возможностью располагает партия правящего премьер—министра Х.Аль-Абади, речь может  идти о продолжении линии политического шантажа, инициированной М.ас-Садром и с энтузиазмом воспринятой, поначалу отвергнутым «Фатхом». Ну не дали пока М.ас-Садру того, что он хотел. Вот он и решил объединится с «Фатхом».  А завтра, гладишь, дадут, или частично пойдут навстречу, и «Фатх» тут же станет одиночкой. Таких коллизий в парламентской повседневности Ирака случалось по пять раз на неделе.

А вот отмены результатов выборов и назначения новых вы боитесь! Гораздо больше чем партия власти. Ведь это, кроме потери времени, означает и не очевидный результат. Совсем не очевидный, на фоне тех особенностей проведения в Ираке выборной компании, о которых мы сообщали ранее на страницах сайта Института Ближнего Востока.

Демарш «Ас-Саирун» навстречу «Фатху» — а именно это лежит в основе декларируемого альянса, естественно будет встречен должной реакцией со стороны партии премьера. Ему есть что и кому обещать. В свою очередь, всем желающим предлагается «присоединиться к союзу «Фатх» и «Ас- Саирун»», этот призыв также был озвучен в среду. Спрашивается, если вы «союз сильных и многих, с которым никто не совладает», зачем вам тогда все остальные?

Зыбкость и ситуативность этого союза доказывает еще одно заявление, сделанное для газеты «Аш-Шарк аль-Аусат», Кутханом аль-Джибури. Последний пояснил журналистам: «Пока официального заявления о результате тех усилий, которые были приложены, не было сделано. Как известно, М.ас-Садр на протяжении долгих лет стремится к реформам и преобразованиям».  То есть, прозвучали заявления вторых или даже третьих лиц, не самих общественно – политических движений, а выборных альянсов, а это далеко не одно и тоже, так и в «Ас-Саирун» и в «Фатхе», есть немало попутчиков, но отнюдь не безусловных приверженцев Муктады ас-Садра и Хади аль-Амири. Ну, захотели люди присоединиться к крупным и влиятельным силам в расчете не то, что получат свою долю пирога. Сегодня они в альянсе, а завтра, глядишь и нет, особенно, если кто-то пообещает больше.

Предположим, даже если «Ас-Саирун» и «Фатх» смогут договориться и привлечь некоторое количество других фракций, и соберут, 200 мест в парламенте. Оставшегося количества вполне хватит, чтобы, при необходимости, либо проваливать любую инициативу нового правительства, которое на сегодня никак не просматривается среди потенциальных кандидатов, которых может выдвинут этот союз, либо измотать его в бесконечных и столь популярных в Ираке парламентских слушаниях, комиссиях и расследованиях по коррупции и всевозможных злоупотреблениях. Да и не сможет быть это новое гипотетическое правительство эффективным, поскольку между «Ас-Садри» и «Бадром» существуют значительные разногласия, а оба их лидера не смогут сосуществовать в мало-мальски протяженной политической перспективе. Оба для этом слишком самодостаточны и амбициозны.

Будущее развитие ситуации в Ираке сейчас целиком и полностью зависит от закулисных переговоров всех со всеми. Есть немалые основания полагать, что нынешней партии власти удастся переиграть своих конкурентов, на их стороне опыт парламентских интриг, финансы, поддержка крупного бизнеса и зарубежное покровительство, США прежде всего. Если амбиции М.ас-Садра найдут должное удовлетворение, то все разрешится более-менее, без эксцессов. В противном случае, парламентский кризис грозит перейти в затяжную стадию, с пересчетами голосов и, возможно, отменой результатов выборов. Для повседневной жизни самой страны это практически ничего не меняет.

52.13MB | MySQL:103 | 0,875sec