Сирия: о ситуации в Южной зоне деэскалации

Госдепартамент США выразил в четверг 14 июня беспокойство по поводу сообщений о том, что войска правительства Сирии проводят свои операции в одной из зон деэскалации на юго-западе страны в нарушение достигнутых договоренностей. «США встревожены сообщениями об операциях, которые проводит сирийское правительство на юге-западе страны внутри зоны деэскалации, созданной по договоренности, достигнутой в прошлом году США, Иорданией и Российской Федерацией, которая была подтверждена во время встречи президентов Дональда Трампа и Владимира Путина в ноябре во Вьетнаме», — отметила в распространенном заявлении руководитель пресс-службы Госдепартамента Хезер Науэрт.  По ее словам, «любые военные действия, осуществляемые сирийским правительством в зоне деэскалации на юго-западе страны, повышают риск расширения конфликта». «Мы вновь подчеркиваем, что США предпримут решительные и надлежащие шаги в ответ на нарушение Сирией договоренностей по этому району», — указала Науэрт. Сразу отметим, что набор таких шагов у США крайне ограничен, отсюда и некое подобие паники. «Россия как постоянный член Совета Безопасности ООН несет ответственность за оказание дипломатического и военного влияния на сирийское правительство с тем, чтобы оно прекратило атаки и дальнейшие наступательные действия. Мы обращаемся к России с просьбой выполнять свои обязательства в соответствии с резолюцией СБ ООН 2254 и договоренностями о прекращении огня на юго-западе Сириии, — говорится в заявлении. Науэрт не уточнила источник сообщений о приписываемых армии Сирии военных действиях в зоне деэскалации. Но это как раз большим секретом не является, поскольку об этом на последней неделе активно говорили сирийские и иранские информационные источники. Как сообщает иранское агентство Fars, в последние дни в провинции Дераа, на юге Сирии, вспыхнули ожесточенные бои между правительственной армией и отрядами мятежников. Против войск Башара Асада там действуют подразделения, которые входят в состав так называемой Свободной сирийской армии (ССА). Ранее Дамаск выдвинул ультиматум боевикам в провинциях Дераа и Кунейтра с требованием сложить оружие и передать контролируемые ими территории правительственной армии. Некоторые полевые командиры заявили, что сдаваться не намерены. Бойцы сирийской армии ликвидировали угрозу прорыва террористов из группировки «Джебхат ан-Нусра» (запрещена в РФ) на участке фронта к юго-западу от Алеппо (360 км от Дамаска). Об этом сообщил во вторник новостной портал «Сурия аль-Эн». По его информации, бандформирования атаковали позиции правительственных сил у населенного пункта Хан-Тоуман. Артиллерия открыла огонь по противнику, в результате боевики потеряли не менее 15 человек убитыми и ранеными. В южной провинции Дераа войска нанесли во вторник удары по базам «Джебхат ан-Нусры» и ее союзников в районе Телль-эль-Харра. По сведениям газеты «Аль-Ватан», командование ВС республики перебрасывает армейские подкрепления на юг страны для проведения операция против банд террористов. Военнослужащие направлены по просьбе местных жителей в селения Хан-Арнаба, Эль-Хабария, Дейр-Макер и Ходр. «Аль-Ватан», указывает, что операция против форпоста террористов в районе Умм-Батна начнется в ближайшие дни, в ней будут участвовать бойцы из палестинской бригады «Лива аль-Кудс», воюющей на стороне сирийской армии. Появление на фронте палестинцев, основу которых составляют члены НФОП-ГК, в общем-то интересный нюанс, поскольку до этого момента палестинцы более или менее активно участвовали в боях только в Восточном Алеппо и Ярмуке. В данном случае они явно пришли на смену шиитским проиранским формированиям. Это только часть сообщений на эту тему и таким образом, в общем-то, нет большого секрета в том, что правительственные силы при поддержке своих союзников сразу же после окончания рамадана приступят к более решительной степени ликвидации непримиримых боевиков в т.н. « Южной зоне деэскалациии. Соответствующие консультации в этом отношении с американцами и иорданцами велись практически весь последний месяц. И заявление Х.Науэрт свидетельствует только о том, что эти консультации закончились нечем. Некой кульминацией всех этих переговоров стало известное российско-израильское соглашение в отношении отвода иранских сил и их ливанских шиитских союзников от северной границы Израиля в рамках предстоящих операций в обмен на отказ израильтян от нанесения воздушных ударов по территории Сирии. Это соглашение подвело фактически итог всем проводившимся консультациям на эту тему, и дало «зеленый свет» на начало военной операции. При этом говорить о том, что Израиль в данной ситуации пошел на это соглашение в силу своей обеспокоенности наличием проиранских сил на своей границе, как это делают некоторые российские аналитики, а, тем более, стал ее сторонником, мы бы не стали. Это было в большей степени вынужденным шагом со стороны Израиля, и прежде всего по той причине, что какие-то консультации на эту тему с американцами и иорданцами никакого результата не принесли, а сама операция правительственных сил на юге Сирии стала безальтернативным вариантом, а в этой ситуации израильтян выбрали наиболее продуктивный вариант своих действий — а именно упорядочить ход этой операции путем превращения Москвы в гаранта отсутствия иранского присутствия на своей границе. В качестве условия поддержки контртеррористической операции Израиль выдвинул условие  отвода отрядов шиитского ополчения вглубь сирийской территории, что и было сделано. И эти консультации или «сверки часов» между Израилем и Россией будут происходить постоянно во время всего хода предстоящей операции. Президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе телефонного разговора 15 июня обсудили ситуацию в Сирии в контексте совместных усилий по обеспечению безопасности в районе сирийско-израильской границы. «Обсуждалась ситуация в Сирии в контексте совместных усилий по обеспечению безопасности в районе сирийско-израильской границы», — сообщили в пресс-службе Кремля по итогам телефонного разговора. Отмечается также, что «с обеих сторон выражена готовность к наращиванию координации на сирийском направлении, в том числе по вопросам противодействия международному терроризму». Путин и Нетаньяху также условились о контактах на различных уровнях. Но обманываться в данном случае не надо — такая позиция Израиля вынуждена и недолговременна, и он с большей охотой имели бы на своей границе пусть и исламистов, но точно не проиранские силы или сирийскую армию, которую израильтяне обоснованно подозревают в тесном сотрудничестве с иранцами.
Ряд аналитиков в этой ситуации говорят о том, что после фактического исчезновения зон деэскалации «Восточная Гута» и «Хомс» автоматически встает вопрос о целесообразности дальнейшего использования данного формата урегулирования сирийского кризиса. На самом деле никакого вопроса в данном случае нет: Москва, Дамаск и Тегеран для себя в общем-то все в этом направлении решили, и ликвидация двух вышеуказанных зон это наглядно демонстрирует. Ликвидации этих зон в принципе выглядит логичным шагом по установлению максимального контроля над сирийской территорией и запуска там процесса локальных перемирий с вытеснением оттуда недоговроспособной части оппозиции. Таким образом, предстоящая операция на Юге является лишь логическим завершением этого процесса, Как показал недавний опыт, в упразднённых зонах деэскалации под видом «умеренной оппозиции» укрывались отряды террористических группировок «Исламского государства (ИГ) и «Джебхат ан-Нусра» (запрещены в России), численность которых достигала десятков тысяч человек.  В настоящее время продолжают функционировать две зоны деэскалации – в провинции Идлиб и на юге Сирии в приграничных с Иорданией и Израилем районах провинций Дераа и Кунейтра. Если с зоной «Идлиб» все понятно, ведь именно туда последние два года свозили боевиков со всей страны, в том числе членов террористических организаций, то на юге Сирии ситуация не такая однозначная.  Южная зона деэскалации была создана в мае 2017 года по итогам переговоров в Астане. Позднее, 8 июля того же года, ее статус и порядок функционирования были уточнены в ходе переговоров представителей России, США и Иордании. При этом США и Иордания, как страны-гаранты, обязались не только обеспечить соблюдение режима прекращения огня вооруженной оппозицией, но и продолжить борьбу с террористами внутри зоны. На момент создания Южной зоны деэскалации основная часть ее территории контролировалась Сирийской свободной армией, отнесенной США к «умеренной оппозиции». По данным ряда экспертов, последние два года Соединенные Штаты и Израиль снабжали «оппозиционеров» деньгами и оружием, а также обеспечивали регулярное прибытие гуманитарных конвоев с продовольствием в подконтрольные ССА районы. Насчет оружия мы бы поспорили, но такое снабжение в той или иной мере со стороны Израиля и Иордании (но не США) действительно было. Причем со стороны израильтян это было в основном гуманитарной поддержкой. Однако с лета 2017 года ситуация «на земле», по оценке ряда источников, существенно изменилась. По имеющейся информации на сегодняшний день под контроль ИГ и «Джебхат ан-Нусры» перешло порядка 55 процентов территории Южной зоны деэскалации. Общая численность отрядов террористов составляет более 5 тысяч человек. Если учесть, что это не дотягивает даже до трети всех сил оппозиции в этом районе, то такое присутствие мы бы не назвали критическим. Тем не менее, этим объясняется необходимость проведения военной операции по ликвидации боевиков террористических группировок в зоне деэскалации на юге Сирии. Рискнем внести в эти рассуждения некие правки, но о них ниже.
Очевидно, что уже на этапе создания Южной зоны деэскалации США имели на нее далеко идущие планы. Повторим, что в этой связи бытует мнение, что накачивая боевиков деньгами и оружием, а также закрывая глаза на расширение влияния ИГ и «Джебхат ан-Нусры», американцы все это время готовили «кулак» для наступления на Дамаск, находящийся менее чем в 100 километрах от границ Южной зоны деэскалации. Мы с этим не вполне согласны: такими силами, которые к тому же враждуют между собой, наступать на Дамаск практически невозможно. Роль Южной зоны деэскалации в данном случае более стратегическая: она создавала постоянный очаг оппозиции и сопротивления в этой части страны, оттягивая автоматически силы Дамаска от более приоритетной для США зоны восточнее Евфрата. Ну и соответственно препятствовало установлению сплошной зоны контроля Дамаска в Центральной и Южной Сирии, что автоматически поднимало реноме нынешнего сирийского правительства в рамках любых переговорных форматов. Плюс существование такой зоны облегчает существование базы американцев в Эт-Танфе. Анализ действующих в зоне деэскалации на юге Сирии групп сопротивления, показал, что провинции Дераа, Кунейтра и Сувейда контролируются силами свыше 50 вооруженных отрядов различной принадлежности общей численностью до 12 тыс. боевиков. Условно они входят в четыре основные группы:
Первая группа – Сирийская свободная армия – имеет в своем составе более 20 формирований общей численностью до 7000 боевиков. Поддерживается Турцией и Израилем и рассматривается мировым сообществом как умеренная вооруженная оппозиция. Осуществляет контроль над 35-40% территории зоны;
Вторая группа – «Джебхат ан-Нусра» – включает до 20 вооруженных отрядов общей численностью около 3500 боевиков. Некоторые эксперты полагают, что она поддерживается Королевством Саудовская Аравия и Катаром. На самом деле такая взаимная поддержка исключена просто в силу традиционного антагонизма между двумя этими региональными соперниками. В этой связи отдельно подчеркнем, что «Джебхат ан-Нусра» — это детище исключительно Эр-Рияда. Эта группа признана мировым сообществом международной террористической организацией. Контролирует до 30-35% территории зоны;
Третья группа – «Исламское государство» – наиболее радикальная группировка, объединяющая 4 основных отряда общей численностью до 1500 боевиков. Финансируется за счет поборов с местного населения, при этом признана мировым сообществом как международная террористическая организация (в ее состав входит «Джейш Халид ибн-Аль-Валид», известная своей жестокостью и кровавыми расправами над пленными). Контролирует до 15% территории зоны;
Четвертая группа – «Ахрар аш-Шам» – 5 основных отрядов общей численностью до 800 боевиков. Сформированы по территориальному признаку, ассоциируют себя как самостоятельные формирования и не примыкают к другим группам. Контролируют до 10% территории зоны.
Между отрядами различных групп постоянно ведется борьба за передел сфер влияния внутри зоны деэскалации, переходящая в прямые боестолкновения. Лидеры ССА и «Ахрар аш-Шам» готовы при определенных условиях примириться и передать свою территорию под контроль сирийского правительства. Однако лидеры «Джебхат ан-Нусры» и ИГ, контролирующие более половины территории, не договороспособны и оказывают давление на более умеренные формирования, срывая тем самым процесс их примирения. В этой связи снова отметим, что количество «непримиримых» относительно невелико — около 5 тыс. человек. Исходя из этого, предполагаем, что установить контроль над Южной зоной деэскалации представляется возможным путем одновременного ведения переговоров с умеренными группировками и проведение силовой операции против ИГ и «Джебхат ан-Нусры». Собственно в этом нет ничего нового: было очевидно, что в данном случае будет использоваться уже апробированная ранее в Восточной Гуте и Хомсе схема «кнута и пряника». Причем в первую голову «пряника», если учитывать тот факт, что 60 процентов и более южного сегмента сопротивления составляют именно ССА и «Ахрар аш-Шам». И в данном случае очень многое будет зависеть именно о позиции Анкары и Аммана, которые имеют влияние на эти структуры в этом районе. В этой связи будет принципиально важным позиция турок и их способность к диалогу на эту тему с учетом последнего по времени сближения между Анкарой и Вашингтоном относительно вывода курдских отрядов из Манбиджа.

62.89MB | MySQL:107 | 0,463sec