Оценка ежегодных двусторонних межвидовых учений «Героический орел» ВВС и ПВО НОАК и Пакистана

Как известно, с 2011 г. практически ежегодно на территории Пакистана и КНР подразделения ВВС и ПВО двух государств проводят двусторонние учения под обозначением «Героический орел», основной принцип которых сформулирован китайскими организаторами как «Учеба для готовности к бою».

С пакистанской стороны в учениях принимают эскадрильи истребителей «Мираж-3», «Цзянь-7PG», JF-17 «Гром». Кроме того, ВВС Пакистана направляют самолет дальнего радиолокационного дозора и наведения  (ДРДиН) ZDK-03, воздушный танкер Ил-78 и другие самолеты военно-транспортной авиации для перевозки сменно-запасных частей, личного состава групп технического обслуживания и т.д. Следует отметить, что китайские и пакистанские технические специалисты совместно обслуживают самолеты.

С китайской стороны в учениях принимают участие истребители-перехватчики «Цзянь-8F», тяжелые истребители «Цзянь-11А, B и BS», самолеты ДРДиН «Кунцзин-200». Для проведения учений китайская сторона выделяет одну из крупнейших авиационных баз (АвБ) в Синьзцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) – Коэрла. На данной АвБ возможно дислоцировать авиационную бригаду смешанного состава – что полностью соответствует руководящему принципу модернизации ВВС НОАК, который сформулирован как «Одна база – одна бригада».

Выбор СУАР обусловлен низкой интенсивностью воздушного движения гражданской авиации в западных районах КНР, т.е. данные учения практически не оказывают влияние на коммерческие воздушные перевозки. По данным китайских источников, в ходе выполнения отдельных задач единовременно в закрытом воздушном районе может находится до 40 самолетов различного назначения. Представляется возможным отметить, что с каждым годом организаторы увеличивают продолжительность мероприятия. Так в 2017 г. рассматриваемые учения проходили в период с 7 по 24 сентября, т.е. в течение 18 суток летчики ВВС двух государств выполнили следующие курсовые задачи:

–  ведение воздушного боя на средней и малой дистанции в дневное и ночное время

– прорыв рубежей ПВО на малых и сверхмалых высотах в дневное время с использованием ландшафта местности;

– прорыв рубежей ПВО на малых и сверхмалых высотах в ночное время;

– авиационная поддержка подразделений специального назначения;

– нанесение серии (не менее трех) ударов в дневное и ночное время по наземным целям в составе смешанной эскадрильи – пять истребителей-бомбардировщиков «Цзяньхун-7» и шесть истребителей прикрытия «Цзянь-11В»;

– обнаружение объектов «террористических группировок» и наблюдение за ними до момента высадки воздушного десанта;

– разведка, обнаружение и удары по движущимся целям (техники условных террористов) с внезапными поступлением данных/вводных о наличии у боевиков переносных зенитно-ракетных комплексов;

– нанесение ударов по стационарным, укрепленным объектам при помощи НАР разных калибров и свободнопадающих бомб;

– пуски управляемых ракет классов «воздух-воздух» и  «воздух-земля» по мишеням (в 2017 г.  было использовано около 60 ракет малой и средней дальности);

– блокирование действий условного противника силами смешанной эскадрильи из четырех истребителей «Цзянь-11В» и двух истребителей-разведчиков «Цзянь-8F»;

– синхронная постановка помех самолетами и наземными системами РЭБ при охране заданного района.

В отношении рубежей ПВО, которые боевым летчикам необходимо было преодолеть известно, что они были созданы подразделениями НОАК, на вооружении которых приняты зенитно-ракетные системы «Красное знамя 9» (копия российского ЗРС С-300ПМУ) и «Красное знамя 16Б». Прикрытие указанных ЗРС большой и средней дальности обеспечивали комплексы  «Красное знамя 7Б».

Руководство учений привлекает три дивизиона ПВО, что позволяет обеспечить максимальную реалистичность и проверить уровень подготовки  специалистов НОАК, которым приходится противостоять учебным массированным налетам боевой авиации в условиях активной постановки адресных помех.

В ходе нанесения ударов по объектам условных террористов  летчики и подразделения специального назначения использовали приемо-передатчики системы глобального позиционирования «Бэйдоу», однако, по данным китайских специалистов, к настоящему моменту даже строевые истребители ВВС НОАК не оснащены соответствующим оборудованием, которое позволит применять авиационные средства поражения с модулем навигации по данным со спутников.

Следует отметить, что в ходе учений, проведенных в 2017 г. руководство учений санкционировало учебно-боевые полеты смешанных экипажей следующих типов самолетов:

– истребители J-7PG, «Мираж-3» (второй пилот из ВВС НОАК, уйгурской национальности), Су-30МКК и «Цзянь-11BS» (второй пилот из ВВС Пакистана);

– самолетов ДРДиН ZDK-03 и «Кунцзин-200» (смешанные летные экипажи и группы операторов боевых постов).

Также, впервые была реализована идея полноценного двуязычного командного пункта учений, который был составлен из офицеров ВВС Пакистана и НОАК. Успешное взаимодействие офицеров двух государств обусловлено двумя факторами. Во-первых, часть военнослужащих ВВС Пакистана прошли обучение в соответствующих учебных заведениях в КНР. Во-вторых, для ВВС НОАК выделяют переводчиков из числа курсантов Университета национальной обороны, которые изучают урду, панджаби, пушту, синдхи и белуджский.

Как отмечают пакистанские военные, коллеги из ВВС НОАК выступили в качестве инструкторов, поскольку в рамках рассматриваемых мероприятий двухместные истребители «Цзянь-11BS» вели активные воздушные бои с более легкими машинами – JF-17 в формате  2 против 4.

Известно, что пилоты легких одномоторных JF-17 при входе в зону перехвата, т.е. до контакта с китайскими истребителями «Цзянь-11BS» (имитируют действия истребителей Су-30МКИ ВВС Индии) следуют тесным строем, т.е. стремятся снизить эффективность действия РЛС при определении количества целей. Кроме того, после получения сигнала об облучении и пуске управляемой ракеты класса «воздух-воздух» пилоты JF-17 задействуют системы РЭБ до сближения с более тяжелыми машинами.

Именно благодаря использованию систем радиоэлектронного подавления и грамотному действию в парах пакистанские военные летчики одержали несколько побед в воздушных баталиях с более тяжелыми истребителями, которые соответствуют индийским Су-30МКИ. Китайские и пакистанские летчики, которые пилотировали «Цзянь-11BS» отметили, что им пришлось действовать на пределах физических возможностей в ходе воздушных боев с «противником», который имел численное преимущество.

При выполнении некоторых из указанных выше задач летчики ВВС Пакистана формировали группу из двух истребителей «Цзянь-7PG» и двух истребителей JF-17. Первые предназначены для нанесения ударов по наземным целям со сверхмалых высот, тогда как вторые обеспечивают им прикрытие. Противодействие этим самолетам оказывали китайские пилоты на истребителях «Цзянь-8F», которые еще 10 лет назад составляли основу авиации ПВО.

Следует отметить, что пакистанские летчики достаточно активно используют системы РЭБ для противодействия «электронным пускам», однако в ближнем воздушном бою истребители «Цзянь-8F» практически не уступают JF-17 за счет более высокой вертикальной скорости и ускорения в любых плоскостях за счет треугольного крыла большой площади.

Пакистанские летчики – командиры и старшие летчики эскадрилий отметили высокую интенсивность полетов в ночное время, повышенную сложность воздушных боев с китайскими пилотами. По словам военнослужащих ВВС Пакистана, в ходе повседневных занятий на ночные полеты выделяется только 5% от общего объема учебного времени.

Подводя итог вышесказанному, представляется необходимым указать, что после анализа результатов учений сотрудники Университета национальной обороны Пакистана пришли к выводу о том, что необходимо повышать уровень профессиональной подготовки будущих строевых летчиков и сделать это можно за счет приобретения партии учебно-боевых самолетов L-15, серийный выпуск которых налажен в КНР.

52.26MB | MySQL:103 | 0,561sec