О политических аспектах влияния Турции в секторе Газа

Турция пытается оказывать влияние на палестинское политическое пространство – в Восточном Иерусалиме и в секторе Газа. В июне 2017 года мэр Иерусалима Нир Баркат получил доклад о возрастающем турецком влиянии в городе под названием «Турки захватывают Иерусалим»[i]. При этом «соколы Эрдогана» активны не только на Западном берегу р. Иордан. Турция работает над укреплением своих позиций в секторе Газа и по некоторым вопросам является для Израиля рычагом давления на ХАМАС.

До подписанного в июне 2016 года соглашения о примирении между Турцией и Израилем Р.Т.Эрдоган обещал ХАМАСу, что он не возобновит отношения с Израилем до тех пор, пока не будет снята блокада с сектора Газа. Помимо снятия блокады было еще два условия нормализации отношений с Израилем, которые выдвигал президент Турции – извинение Израиля за инцидент с кораблем «Мави Мармара» турецкой флотилии «Free Gaza Movement» (организованной по инициативе турецкого Фонда защиты прав, свобод человека и гуманитарной помощи, IHH) и выплата компенсации семьям погибших в результате действий израильского спецназа «Шайетет-13»[ii]. Соглашение о нормализации отношений Израиль и Турция все-таки подписали, Б.Нетаньяху принес извинения и согласился выплатить компенсации, а блокада Сектора осталась. Правда, туркам было позволено поставлять в анклав гуманитарные грузы после досмотра в порту израильского г. Ашдода.

Напомним, что Газа с 2007 года является вотчиной ХАМАСа, созданного в 1987 году на базе египетского отделения «Братьев-мусульман» и «Палестинского исламского джихада» при участии израильских спецслужб с целью ослабления ФАТХа. Иордания прекратила какие-либо отношения с ХАМАСом, лидеры которого были выдворены из Аммана еще в 1999 году, а многочисленные посреднические усилия Катара по восстановлению отношений провалились.

Анкара особенно активизировалась в секторе Газа в 2013 году, когда ХАМАС «сняли с довольствия» в результате смены власти в Катаре и когда у исламистов испортились отношения с Египтом после отстранения от власти в Каире «Братьев-мусульман» во главе с президентом Мухаммедом Мурси. Блокированный Израилем и Египтом сектор Газа – одно из мест на Ближнем Востоке, где Турция и Египет противостоят друг другу, поэтому политика Эрдогана в регионе не могла не привести к столкновению с интересами Каира. Ухудшению отношений между Каиром и Анкарой способствовало покровительство Эрдогана лидерам египетских «Братьев-мусульман» (ближайших союзников правящей в Турции Партии справедливости и развития). После прихода к власти президента Абдель Фаттаха ас-Сиси лидеры «Братьев-мусульман» бежали из Египта в Турцию. Эрдоган предоставил политическое убежище многим из них, остальные перебрались в Катар.

Сектор Газа, несмотря на небольшую территорию (360 кв. км), имеет важное значение в региональной политике. Египет рассматривает палестинский анклав в качестве внутренней национальной проблемы. У Каира имеются все основания опасаться возрастающего турецкого влияния на его восточных границах с сектором Газа.

В Газе открыты постоянные представительства турецких неправительст-венных благотворительных организаций. Турки осуществляют поставки медикаментов и лечат раненых палестинцев, обеспечивали временным жильем те семьи, чьи дома были разрушены в ходе израильских военных операций в 2008, 2012 и 2014 годах. Турция приходит на помощь в вопросах компенсации убытков местным сельхозпроизводителям. Студентам «Аль-Азхар» (университета в Газе) предоставляется возможность обучения в  турецких ВУЗах. Турки даже организовывают свадьбы для тысяч малоимущих молодых палестинцев.

С 2006 года Турция осуществила в Секторе десятки проектов. Из 5 млрд долларов, выделенных на развитие Палестины, 3,5 млрд долларов предназначались для сектора Газа, а остальная сумма – 1,5 млрд долларов – на нужды Рамаллы. Турецкие компании, наряду с израильским и палестинским капиталом, планировали деятельность в секторе Газа, обеспечивая рабочими местами 10 000 местных жителей. Израильские власти рассматривали возможность открытия доступа в промышленную зону «Эрез», обеспечения электроэнергией и организации водоснабжения[iii].

Турция требовала для себя особого статуса в секторе Газа. Когда в Израиле началось обсуждение строительства морского порта на побережье анклава, Анкара добивалась от Иерусалима эксклюзивного доступа для турецких судов. От Израиля турки также хотели получить согласие на размещение недалеко от побережья Газы своего корабля с мощной электростанцией, чтобы уменьшить дефицит электроэнергии в Секторе, который возрос после введенных главой ПНА, М.Аббасом санкций против ХАМАСа.

Напомним, что в апреле 2017 года Аббас сократил финансирование госслужащих в секторе Газа, отказался платить по счетам Израилю за поставки в анклав электроэнергии. Председатель ПНА обусловил возобновление поставок электричества в Сектор созданием правительства национального единства в Газе, т.е. реальной передачей власти ФАТХу, включая контроль над пограничными пунктами с Египтом и Израилем и перевод в ПНА всех налоговых сборов анклава.

При этом Анкара, с одной стороны, согласовывает свои бизнес-проекты с израильскими властями, а с другой – пытается возглавить мировой антиизраильский фронт. Турецкий президент называет Израиль «оккупационным режимом, убивающим детей», и в своих взаимоотношениях с Израилем не снимает с повестки дня пункт о снятии блокады с сектора Газа, несмотря на то, что Израиль разрешил поставку турецкой гуманитарной помощи после того, как гуманитарный характер груза будет подтвержден проверкой в порту Ашдода.

Деятельность Турции в Газе не ограничивается гуманитарными аспектами. К примеру, прокуратура Южного округа выдвинула обвинение по 21 эпизоду против 40-летнего инженера Мухаммеда Муртаджи, жителя сектора Газа. Ему инкриминировалось производство взрывных устройств в составе инженерного подразделения военного крыла ХАМАСа – «Бригад Изз ад-Дина аль-Кассам», деятельность в пользу военного подразделения ХАМАСа при одновременном исполнении им функций руководителя отделения TIKA в секторе Газа – гуманитарной организации турецкого правительства. В частности, из 15 000 пакетов с продовольствием, выделенных организацией нуждающимся семьям в Секторе, 7000 он направил членам ХАМАСа. По другому эпизоду он обвинялся в том, что после израильской операции в секторе Газа «Нерушимая скала» («Цук эйтан») в 2014 году, когда TIKA выразила готовность профинансировать доставку 50 000 продовольственных пайков для нуждающихся в секторе Газа на сумму 2 млн шекелей, передал TIKA список из 50 000 нуждающихся лиц, из которых 8 000 имен были фиктивными. Подсудимый передал эти продовольственные пайки членам «Кассама». Однако обвиняемому инкриминировалась также деятельность в рамках фонда IHH, помощь от которого он получил в виде денег, боеприпасов, униформы и т. д. на нужды «Кассама»[iv]. Отметим, что IHH была запрещена в Израиле в 2008 году за отмывание средств на нужды ХАМАСа.

Часть руководства в Газе (такие как Гази Хамад – «министр иностранных дел» и один из лидеров ХАМАСа) верит в исключительно гуманитарные намерения турок, или, по крайней мере, официально заявляет об этом, т.к. Анкара не предъявляет руководству ХАМАСа конкретных требований политического характера.

Другая часть палестинской элиты призывает главу ПНА предпринять меры против стремительно возросшей политической роли Турции в секторе Газа. Они предупреждают, что турки создают ситуацию национальной и географической разобщенности между Западным берегом р. Иордан и сектором Газа, на территории которого они способствуют созданию отдельного государства.

По факту в очередной раз, за последние 10 лет, срывается межпалестинское согласие и создание правительства национального единства. Борьба за власть палестинских кланов обостряется вовлеченностью региональных заинтересованных игроков. Подобное положение дел как минимум не соответствует политическим ожиданиям большинства палестинцев о создании независимого палестинского государства. Это уже привело к тому, что 71% палестинцев и 79% израильских евреев не верят в то, что Государство Палестина будет создано в ближайшие пять лет[v]. Таким образом, окончательно хоронится палестинское национальное движение сопротивления, начатое в прошлом веке Я.Арафатом и воплощенное в ООП/ФАТХ и Палестинской национальной администрации (ПНА).

Несмотря на официальные заявления о заинтересованности в палестинском национальном примирении, Турции изначально было выгодно разделение палестинцев. В Стамбуле функционирует офис ХАМАСа, координирующий «спящие ячейки» террористов на Западном берегу р. Иордан даже после того, как летом 2017 года под давлением Израиля руководитель военных операций ХАМАСа в ПНА Салах аль-Арури был вынужден покинуть Турцию и перебраться в Бейрут, оплот «Хизбаллы».

Стоит отметить, что после того, как на выборах главы ХАМАСа в секторе Газа в феврале 2017 года победил радикал Яхья Синвар, возобновились контакты исламистов с Ираном. В этом отношении, интересы Израиля, Египта и Турции совпадают – они не желают распространения иранского влияния в Палестине.

В свете достигнутого в октябре 2017 года очередного по счету и по результату (провального) соглашения о единении между ФАТХом и ХАМАСом, можно предположить, что Тегеран был бы не против, если бы ХАМАС принял стратегическое решение передать ПНА гражданский контроль над сектором Газа. В этом случае исламисты смогли бы сконцентрировать свои усилия на военной составляющей, по примеру «Хизбаллы» в Ливане. Иран с удовольствием бы организовал Израилю существование между молотом «Хизбаллы» на севере и наковальней ХАМАС на юге. Но Египет давит на ХАМАС, т.к. помимо угрозы внутренней безопасности в связи с деятельностью исламистов на Синайском полуострове в кооперации с боевиками из сектора Газа, сотрудничество в вопросах поставок оружия в Газу и перевод денег из Ирана противоречит интересам Каира. Так же египтяне призывали боевиков в Секторе не идти на эскалацию напряженности с Израилем. Все эти усилия были окончательно подорваны решением Дональда Трампа по Иерусалиму и переносу американского посольства.

Облегчение условий жизни жителей сектора Газа, граничащих с «гуманитарной катастрофой»[vi], хотя существует и иной взгляд на ситуацию в Секторе[vii], зависит также и от Египта. Каир закрыл контрольно-пропускной пункт «Рафиах» –  единственный КПП на границе Египта и Сектора – по аналогичным причинам, по которым и Израиль закрыл переходы со своей стороны границы.

КПП «Рафиах» (наряду с двумя КПП на границе с Израилем «Эрез» и «Керем-Шалом») согласно договоренностям, достигнутым между конкурирующими движениями ФАТХом и ХАМАСом в октябре 2017 года, должен был возобновить круглосуточную работу после его перехода под контроль правительства национального согласия и президентской гвардии, подчиняющейся администрации на Западном берегу р. Иордан[viii]. В начале ноября 2017 года все погранпереходы Сектора перешли в прямое подчинение ПНА. Однако события, которые стали разворачиваться после упомянутого решения Трампа, забили последний гвоздь в крышку гроба под названием «палестинское примирение». В январе 2018 года палестинцы сектора Газа уже протестовали против закрытия (на время открытого) египтянами КПП «Рафиах».

Нормализация отношений ХАМАСа с Египтом – необходимость, т.к. Египет – основной игрок, с которым можно говорить о снятии блокады с Сектора, а значит и о решении многих социально-экономических проблем. Ради этого ХАМАС с 2016 года стал отмежевываться от египетской исламистской ассоциации «Братья-мусульмане».

В предыдущих статьях мы писали о том, что в настоящее время палестинский политический процесс определяется подготовкой к смене главы ПНА – 83-летнего М.Аббаса. В качестве одного из потенциальных кандидатов на лидерство в объединенной Палестине рассматривался и 57-летний М.Дахлан. В свое время его, популярного в народе, не только выгнал ХАМАС из Газы, но и руководство ПНА – из ФАТХа, считая его экзистенциальной угрозой не только движению, но и всей ПНА. Дахлан имеет хорошие связи с египетским руководством. В последние годы проживает в ОАЭ, является советником наследного принца Абу-Даби Мухаммеда бен Зайеда и по сообщениям в СМИ владеет состоянием в 120 млн долларов, выведенным из ПНА. В последнее время Дахлан снабжал сектор Газа деньгами из стран Персидского залива и заодно открывал аравийскому капиталу двери в регион. Появляются новые игроки, что еще более осложняет ситуацию в регионе. В январе 2015 года Авигдор Либерман, будучи министром иностранных дел в правительстве Б.Нетаньяху, тайно встречался с Дахланом. Факт встречи активно использовался соперниками Дахлана, одним из которых является бывший глава Службы превентивной  безопасности ПНА Джибриль Раджуб.

В отношении Турции лидеры ХАМАСа повели себя «не по-дружески», не спросив мнения Анкары перед началом контактов с египтянами. Фактор Дахлана вынудил М.Аббаса 28 августа 2017 года посетить Эрдогана и официально призвать его к посредничеству, а по сути – помешать сделке между Дахланом (также врагом Анкары) и ХАМАСом под эгидой Египта.

Действительно, Турция была неплохим посредником в сложившихся условиях – имела отношения не только с двумя враждующими палестинскими группировками, но и с Израилем. Тем не менее, имелся ряд «но». Одно из них заключалось в том, что ХАМАСовцы хоть внешне и приветствовали посредничество Турции, но не доверяли М.Аббасу. В Газе уверены, что председатель ПНА преследует одну цель – при помощи Турции помешать Египту и ОАЭ повернуться лицом к сектору Газа в условиях возможного возвращения туда Дахлана.

Определенно, Турция вносит определенный вклад в облегчение сложного гуманитарного положения жителей сектора Газа. Но одновременно турецкая политика манипулирования палестинскими противоречиями для лучших позиций в торге с Израилем и в процессе противостояния за влияние в регионе с другими заинтересованными игроками, усугубляет тяжелое положение руководства ПНА и загоняет ХАМАС в тупик, подталкивая его к продолжению бунта «бессмысленного и беспощадного». В результате в проигрыше оказывается, прежде всего, население сектора Газа. В отличие от Турции, положение «чем хуже – тем лучше» вовсе не в интересах палестинцев и Израиля, который всячески пытается избежать силового, кардинального решения проблемы с сектором Газа.

[i] Израиль обеспокоен турецким влиянием в Восточном Иерусалиме // Middle East Monitor. 22.06.2017.

URL: https://www.middleeastmonitor.com/20170622-israel-worried-over-turkish-influence-in-east-jerusalem/ (на англ.яз.)

[ii]Турция и удерживаемые ХАМАСом // The Marker. 10.04.2016. URL: http://cafe.themarker.com/post/3304971/ (на иврите)

[iii] Турция приступает к реализации проектов в Газе после соглашения с Израилем // Daily Sabah. 27.06.2016. URL: https://www.dailysabah.com/economy/2016/06/28/turkey-focuses-on-projects-in-gaza-following-agreement-with-israel (на англ.яз.)

[iv] Обвинительное заключение против жителя сектора Газа за его деятельность в пользу ХАМАСа под прикрытием работы в турецкой гуманитарной организации. Министерство юстиции Израиля. 21.03.2017. URL: http://www.justice.gov.il/Pubilcations/News/Pages/HamasActivistMar17.aspx (на иврите)

[v] Израильско-палестинская конфедерация против решения двух государств, одного государства для двух народов? Палестино-израильские настроения: совместный опрос. 02.08.2017.

URL: https://medium.com/@thepalestineproject/israel-palestine-confederation-vs-two-state-one-state-solution-311505dd522c (на англ.яз.)

[vi] В ООН сообщили о надвигающейся гуманитарной катастрофе в Секторе Газа // РИА Новости. 26.05.2017.

URL: https://ria.ru/world/20170526/1495201100.html

[vii] Эксперт: миф о «гуманитарной катастрофе» в Газе придумали сами палестинцы // ВЕСТИ. Израиль по-русски. 08.05.2017. URL: https://www.vesty.co.il/articles/0,7340,L-4959140,00.html

[viii] ХАМАС передал под контроль ПНА погранпереходы сектора Газа // РИА Новости. 01.11.2017. URL: https://ria.ru/world/20171101/1507970414.html

62.9MB | MySQL:102 | 0,492sec