О создании в Иране штаба по противоборству психологической войне и американской пропаганде

Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти Ирана во вторник инициировали создание штаба по противоборству психологической войне и американской пропаганде. Об этом сообщает агентство ИСНА. Решение о создании штаба было принято в ходе встречи президента Ирана Хасана Роухани, председателя иранского Меджлиса (парламента) Али Лариджани и руководителя судебной власти аятоллы Садега Ардешира Амоли Лариджани. Помимо представителей трех ветвей власти, в штаб будут входить сотрудники Гостелерадио Ирана. Как отмечает агентства, решение о создании штаба было принято «в связи с активизацией американского давления и пропаганды, которая стремится внушить людям сомнения в завтрашнем дне и создать атмосферу недоверия к государству». В последнее время наблюдается обострение отношений между Ираном и США. Это связано с выходом Вашингтона из ядерной сделки с Тегераном и переносом посольства США в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим. 8 мая президент США Дональд Трамп объявил о выходе Вашингтона из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) — сделки, которая ограничивала ядерные разработки Тегерана в обмен на отмену соответствующих санкций Совета Безопасности ООН и односторонних ограничительных мер, введенных США и ЕС. Трамп обещал не только вернуть старые, но и ввести новые санкции. При этом такой шаг Тегерана является абсолютно логичным, если исходить из общего направления Вашингтона в рамках нынешних действий. А она подразумевает, если совсем схематично, наложение на Иран международных санкций в максимальном объеме с целью обострения экономических проблем и стимулирования таким образом социальных волнений с конечной целью смены нынешнего режима. В качестве успешного алгоритма таких действий  Вашингтоне приводят в пример КНДР, где по сути еще ничего не ясно. И встреча северокорейского и американского лидеров в данном контексте надо рассматривать в большей степени как попытку Трампа публично заявить о такого рода успехах в своей нынешней международной политике, нежели чем о реальных результатах. Такая политика подразумевает исключительно политико-экономические меры воздействия на ситуацию без втягивания в масштабные военные латентные конфликты. Естественно, что в большей степени эпизодические пропагандистские ракетные удары с сомнительным военным результатом участием в такого рода конфликтах рассматривать не стоит.

Но вернемся к вышеописанному  решению иранского руководства. Оно в значительной части знаковое, поскольку означает фактическую победу консерваторов над умеренными в рамках выработки основных тезисов политики контроля государства над интернет-пространством. Эта борьба между двумя основными фракциями в иранской элите в общем-то длится уже давно, начиная с «Зеленого движения» 2009 года. И основное различия в позициях в данном случае — это уровень контроля государства в киберпространстве  и допуск иранских пользователей к услугам иностранных провайдеров. И последнее по времени решение является в принципе победой консервативного крыла, которое сумело на фоне действий Вашингтона  убедить руководство страны в том, что интернет в данной ситуации превращается в инструмент политического инакомыслия и даже революции. Частью новой стратегии является постепенный запрет на иностранные приложения и сервисы, такие как Telegram, а также предложение пользователям тщательно контролируемых внутренних альтернатив. В этой связи иранская  Национальная информационная сеть (НИС) должна в ближайшее время предоставить властям программу установления достаточной степени контроля над пользователями интернета, поставщиками интернет-услуг и онлайновым контентом. Иран уже давно использует интернет-фильтрацию, чтобы отсеять контент, который считается идеологически неуместным, блокировать иностранные приложения и информацию и подавлять оппозиционные движения у себя дома. В то же время, однако, власти учитывают и тот факт, что значительная часть населения является продвинутыми пользователями и привыкли пользоваться услугами иностранных провайдеров. Таким образом, Тегерану предстоит решить эту дилемму с максимальным нивелированием возможного недовольства среди молодого населения страны.  Первым шагом в этом направлении стало запрещение в апреле Telegram, которое ранее широко использовалось в деловой и политической жизни. Одноименно Тегеран активно продвигает внутреннюю альтернативу Soroush, которая была разработана иранской Национальной информационной сетью  (НИС) летом прошлого года. Сеть функционирует как внутренний интернет, которая размещает иранские веб-сайты и услуги. Чтобы получить к нему доступ, пользователи и владельцы веб-сайтов должны зарегистрироваться в правительстве, что дает иранским чиновникам возможность принуждать интернет-провайдеров выполнять их требования. И поскольку НИС связан с глобальным интернетом только в определенных точках доступа, иранские власти могут всегда разорвать соединение, когда они считают это нужным, не нарушая внутреннюю сеть. Это означает, что правительство Ирана может сократить доступ к глобальному интернету на длительные периоды времени, как это было во время протестов «Зеленого движения», не переводя всю страну в автономный режим. При этом отметим, что ряд международных мессенджеров продолжают использоваться иранскими пользователями, и одной из задач вновь созданного штаба является постепенное убеждение внутренней аудитории  в том, что выгоднее использовать внутреннюю сеть, нежели чем пользоваться услугами иностранных провайдеров. И это, пожалуй, единственная уступка, которая была сделана президенту Роухани в рамках выработки политики государства в формате противодействия информационной войне со стороны США и их аравийских союзников.

52.2MB | MySQL:103 | 0,498sec