Фактор Израиля в предвыборной борьбе в Турции

Череда региональных выборов продолжится уже в конце текущей недели, когда турецкие избиратели определятся с тем, кого они хотят видеть своим президентом, а также поддержат выражающих их интересы парламентариев. Необходимо учесть, что голосование пройдет после конституционной реформы, существенно расширяющей полномочия главы государства. Для Иерусалима, что вполне традиционно в подобных случаях, имеет значение то, какой будет политика Анкары после выборов, что представляет особое значение с учетом конфронтационного характера турецко-израильских отношений, которые, по сути, так и не смогли полностью восстановиться после 2010 года.

При этом на израильские предпочтения влияют сразу несколько факторов. С одной стороны, Турция для внешней политики Израиля совсем не аналог  Ирана, следовательно, лидер-радикал, четко демонстрирующий свою опасность международному сообществу, в этой стране не кажется выгодным контрпартнером. Наоборот, более приемлемым оказался бы умеренный президент, принимающий во внимание то, что несмотря на региональные лидерские амбиции, необходимо учитывать и существенную взаимозависимость государств в различных плоскостях, включая торговлю, туризм, транспорт и энергетику. Является ли нынешний турецкий президент Р.Т.Эрдоган таковым – большой вопрос. С одной стороны, его антиизраильская риторика не вызывает никаких сомнений. Он открыто заявляет о своей оппозиции американским решениям по поводу статуса Иерусалима, являясь сторонником объединения усилий мусульманского мира в борьбе с врагами.

Также масштабно он поддерживает палестинцев в их борьбе против Израиля. Мало того, последнее стало чуть ли не одним из элементов его предвыборной агитации. В начале священного для мусульман месяца рамадан в Стамбуле прошла акция солидарности, которую местное издание Yeni Safak назвало исторической. Во многом в таковую её превратил правильный выбор времени проведения. С одной стороны, она отвечала задаче продемонстрировать религиозную составляющую «битвы за Иерусалим». С другой стороны, мероприятия под лозунгом о прекращении давления на палестинцев совпали с саммитом Организации исламского сотрудничества (ОИС), что сделало возможным участие зарубежных лидеров в обоих событиях. Местные источники сообщают, что около 200 000 человек вышло на площадь Йеникапы, а Р.Т.Эрдоган рассказал собравшимся о том, как потомки тех, кого истребляли в концентрационных лагерях, теперь истязают палестинцев методами, гораздо более страшными, чем те, что использовали нацисты.

Однако именно эта масштабная акция, призванная укрепить положение Р.Т.Эрдогана как мусульманского лидера и, как следствие, заложить более прочные основы для его победы на выборах, стала поводом для серьезной критики, которую в адрес действующего президента и соперника озвучил другой кандидат на ключевой пост – М.Индже (Народно-республиканская партия). По его словам, меры Р.Т.Эрдогана ни что иное, как ширма, за которой скрывается тайный союз с Израилем. Как отмечает претендент на президентский пост: «Вы бойкотируете израильские продукты? Нет. Вы разрываете соглашения с Израилем? Нет». Мало того, свидетельством сделки между Анкарой и Иерусалимом, на его взгляд, является то, что президент не отказался принять компенсации за инцидент с судном «Мави Мармара», что стало одной из основ попытки преодолеть затяжной кризис в двусторонних отношениях, начавшийся в 2010 году. Помимо этого во время состоявшегося на прошлой неделе предвыборного выступления в городе Орду, М.Индже назвал проявлением коварства и лицемерия отказ Р.Т.Эрдогана от публичных теледебатов по израильской проблематике.

При этом именно М.Индже является главным конкурентом для нынешнего лидера республики. По данным последних по времени опросов Р.Т.Эрдоган несколько сдает свои позиции, что делает шаткой перспективу победы в первом туре президентских выборов. Мало того, учитывая совпадение с выборами в парламент, может сложиться ситуация, в которой Р.Т.Эрдоган и его партия не будут одинаково успешны, и даже если президентский пост он за собой сохранит, то у его противников появиться рычаг воздействия на принятые им решения. На этом фоне уровень поддержки ближайшего преследователя Р.Т.Эрдогана – М.Индже, наоборот, растет, постепенно приближаясь к 28 %. А сам он отличается гораздо более радикальными взглядами на палестино-израильскую проблематику. Так, кандидат от НРП призывает парламент принять законы, накладывающие запрет на торговлю с Израилем, а также усложнить въезд в страну израильтян, не боясь ударить тем самым по собственной туристической отрасли.

Надо сказать, что позиция М.Индже по израильской проблематике выглядит наиболее радикальной. Другие кандидаты, среди которых экс-министр внутренних дел М.Акшенер (Хорошая партия), С.Демирташ (Партия демократии народов) и Т.Карамоллаоглу (Партия благополучия), призывают с разной степенью интенсивности встать на защиту палестинских прав, однако, склоняются преимущественно к мерам, воздействующим на международное сообщество, а не экономику собственной страны. Причем очевидно, что те шаги, которые предлагает М.Индже в отношении Израиля, заведомо негативно повлияют и на саму Турцию.

Однако истинные мотивы, положенные в основу вражды с Израилем не так уж просты, как считают некоторые региональные аналитики. Приглашенный эксперт Центра стратегических исследований Бегин-Садат, колумнист из Анкары, сотрудничающий со многими авторитетными изданиями, Б.Бекди считает, что оппозиция попросту раскрыла ход, которым Р.Т.Эрдоган успешно пользовался на протяжении предшествующего периода своей политической карьеры. Палестинская карта, действительно, в значительной степени представляет собой показной элемент, привлекающий электорат и превращающий того, кто её разыгрывает в узнаваемую персону на международной арене. В этой связи особенно важно с точки зрения будущего распределения голосов, что ближайший преследователь Р.Т.Эрдогана готов зайти в вопросе конфронтации с Израилем дальше, чем действующий лидер.

В настоящий момент наиболее вероятными сценариями развития событий с точки зрения Израиля являются два: победа Р.Т.Эрдогана и его партии или успех первого при ослаблении второй. В таких условиях можно ожидать, что турецко-израильские контакты будут развиваться по сценарию, аналогичному сегодняшнему дню. Под этим понимаются периодические вспышки политико-дипломатических разногласий при поддержании взаимных интересов в области экономики, которые афишировать Анкара не старается. Другие варианты развития событий являются менее ожидаемыми, а в случае их возникновения сулят, скорее, углубление внутренних противоречий, при которых внешний враг будет важным, но не ключевым компонентом борьбы.

52.31MB | MySQL:106 | 0,642sec