Формирование нового правительства в Израиле: аналитический комментарий

1 мая 2006 г. был объявлен состав 31-го правительства Государства Израиль – одного из самых странных за всю историю страны. Как и обещал лидер получившего относительное большинство на выборах списка «Кадимы» Эхуд Ольмерт, пост первого вице-премьера и министра иностранных дел был отдан48-летней Ципи Ливни. Прошло всего пять лет с тех пор как Ципи Ливни была впервые введена Ариэлем Шароном в состав правительства. Безграничная лояльность А. Шарону, с одной стороны, и ее тактичная твердость, с другой, обеспечили Ципи Ливни удивительный карьерный рост. За пять лет она последовательно руководила министерствами межрегионального сотрудничества; сельского хозяйства; абсорбции; строительства; и юстиции, а с 18 января является министром иностранных дел. Положение Ципи Ливни как «второй наследницы» Ариэля Шарона было подтверждено ее назначением на второй в иерархии пост в новом правительстве страны.

На этом, однако, логичные вещи практически закончились. Объяснить остальные феномены практически невозможно.

Во-первых, в результате коалиционных переговоров пост министра обороны был отдан Амиру Перецу – агрессивному профсоюзному популисту, хоть и служившему в армии и демобилизовавшемуся в чине капитана, но не имеющему высшего образования, никогда не бывшему членом правительства и на протяжении нескольких десятилетий никак не связанному с вопросами национальной безопасности. На внутрипартийных выборах в Партии Труда 9 ноября 2005 г. Амира Переца поддержали на несколько сот человек больше, чем бывшего премьер-министра Шимона Переса, и эта полуслучайная победа, достигнутая за счет мобилизации освобожденных профоргов, является единственным аргументом в пользу назначения на пост главы оборонного ведомства абсолютно неподготовленного для этого человека. В ходе коалиционных переговоров было решено, что заместители министров назначаться не будут. Применительно к Министерству обороны это означает, что абсолютно неподготовленный политикан будет руководить начальником Генерального штаба – без какого-либо промежуточного звена между ними. Ходили разговоры о том, что в Министерство обороны будет назначен фактический заместитель министра в ранге члена правительства, как когда-то не так давно в правительстве А. Шарона два министра работали в Министерстве финансов (Б. Нетаниягу и М. Шитрит), один из которых был фактически заместителем другого. Сейчас говорилось, что кто-либо из высокопоставленных отставных военных из Партии Труда (Ами Аялон, Матан Вильнаи, Эфраим Снэ или Дани Ятом) будет назначен вторым министром в Министерство обороны. Эта модель, однако, взята на вооружение не была, и между Амиром Перецем и начальником Генерального штаба Даном Халуцем никакого промежуточного звена не появилось.

Во-вторых, в коалицию не вошла ни одна из трех правых партий: за бортом правительства остался и сильно ослабленный блок «Ликуд», и партия «Наш дом – Израиль», и объединенный список религиозных сионистов «Национальное единство». В сентябре 2000 г., после начала второй интифады, израильское общество резко сдвинулось вправо, в результате чего 6 февраля 2001 г лидер социал-демократов Эхуд Барак был разгромлен в ходе всеобщих выборов. Ныне, считанные месяцы спустя после победы движения ХАМАС на палестинских выборах, подобного «сдвига вправо» не произошло. Три правые партии вместе взятые добились поддержки лишь едва более четверти избирателей, а в новом правительстве не получили ничего.

В-третьих, впервые с 1996 года в правительстве страны не нашлось ни одного портфеля для кого-либо из русскоязычных политиков. В последние десять лет те или иные «русские» министры (Натан Щаранский, Авигдор Либерман, Юлий Эдельштейн, а на протяжении пяти дней осенью 2004 г. – еще и Виктор Браиловский) работали во всех правительствах страны, и нынешняя ситуация, при котором для сектора, составляющего пятую часть еврейского населения, не нашлось ни одного места в правительстве из 25 министров – эта ситуация крайне унизительна. Тот факт, что переговорщики Э. Ольмерта не договорились с А. Либерманом (что, в общем, можно было ожидать, помня о том, как А. Либерман дважды досрочно покидал прошлые кабинеты А. Шарона), не побудил их ввести в правительство ни одного из трех депутатов от собственной партии. Даже бывшая на шестом месте в предвыборном списке «Кадимы» Марина Солодкина осталась ни с чем.

В-четвертых, из всех ярких фигур, которые впервые стали депутатами парламента, в правительство были включены лишь бывший начальник Генерального штаба Шауль Мофаз, уже на протяжении трех с половиной лет бывший министром обороны (и ставший сейчас почему-то министром транспорта), и бывший глава Общей службы безопасности (ШАБАК) Ави Дихтер. В правительство не пригласили никого из четырех бывших руководителей университетов, ставших депутатами Кнессета (речь о М. Бен-Сассоне, Ш. Березице, А. Бравермане и У. Рейхмане); за бортом остался и Ами Аялон, в прошлом – глава ВМФ и Общей службы безопасности, один из наиболее ярких и самобытных общественных деятелей в стране. Ситуация с профессором права, основателем и многолетним руководителем Герцлийского междисциплинарного центра Уриэлем Рейхманом выглядит особенно вопиющей, ибо А. Шарон недвусмысленно обещал назначить его на пост министра образования; впоследствии это обещание повторил и Э. Ольмерт. Однако в ходе коалиционных переговоров пост министра образования был отдан социал-демократам, а расстроенный и обманутый У. Рейхман объявил о немедленном уходе из Кнессета, куда он был впервые избран всего за месяц до этого.

Никогда в прошлом, пожалуй, персональные назначения министров не казались такими случайными, как это произошло с членами правительства Э. Ольмерта. Единственная параллель, которая приходит на ум, – правительство Эхуда Барака, в котором профессор испанской истории, не имевший никакого отношения к силовым структурам, был назначен министром полиции. Но нынешние назначения оставляют карусель Э. Барака далеко позади. Профсоюзный активист, главной темой выступлений которого был и остается вопрос о повышении размера минимальной заработной платы, стал министром обороны. Учитель по образованию, нынешний министр образования, стремящийся остаться на этом посту, получает назначение на пост министра строительства. Профессиональный военный, отдавший армии сорок лет своей жизни, переходит из Министерства обороны в Министерство транспорта. Религиозный деятель, никогда не работавший за пределами ортодоксального мира, становится министром промышленности и занятости. Высокопоставленный отставной сотрудник спецслужб возглавляет Министерство охраны природы…

Крайне сомнительно, чтобы столь непрофессионально подобранное правительство было адекватно тем задачам, которые сегодня стоят перед Государством Израиль.

Приложение. Полный состав 31-го правительства Израиля:

Глава правительства:

1. Эхуд Ольмерт («Кадима», в прошлом «Ликуд») – премьер-министр и министр социального обеспечения.

Руководители наиболее влиятельных министерств:

2. Ципи Ливни («Кадима», в прошлом «Ликуд») – министр иностранных дел, первый заместитель премьер-министра

3. Амир Перец (Партия Труда) – министр обороны, заместитель премьер-министра

4. Авраам Гиршзон («Кадима», в прошлом «Ликуд») – министр финансов

Руководители министерств, считающихся важными:

5. Юли Тамир (Партия Труда) – министр образования

6. Биньямин Бен-Элиэзер (Партия Труда) – министр национальных инфраструктур

7. Ави Дихтер («Кадима») – министр внутренней безопасности

8. Хаим Рамон («Кадима», в прошлом Партия Труда) – министр юстиции

9. Рони Бар-Он («Кадима», в прошлом «Ликуд») – министр внутренних дел

10. Меир Шитрит («Кадима», в прошлом «Ликуд») – министр строительства, ответственный за Государственное Земельное управление и деятельность спецслужб

11. Шауль Мофаз («Кадима», в прошлом «Ликуд») – министр транспорта, заместитель премьер-министра, ответственный за стратегические связи Израиля

12. Эли Ишай (ШАС) – министр промышленности, торговли и труда, заместитель премьер-министра

Руководители менее значимых министерств:

13. Яаков Бен-Изри (Партия пенсионеров) – министр здравоохранения

14. Офир Пинес-Паз (Партия Труда) – министр культуры, науки, спорта и по делам Иерусалима

15. Шалом Симхон (Партия Труда) – министр сельского хозяйства

16. Ицхак Герцог (Партия Труда) – министр туризма

17. Гидеон Эзра («Кадима», в прошлом «Ликуд») – министр охраны природы

18. Ариэль Атиас (ШАС) – министр связи

19. Зеэв Бойм («Кадима», в прошлом «Ликуд») – министр абсорбции

20. Шимон Перес («Кадима», в прошлом Партия Труда) – министр развития Негева и Галилеи, второй заместитель премьер-министра

Министры в Министерстве главы правительства:

21. Ицхак Коэн (ШАС) – министр по делам религий в Министерстве главы правительства

22. Рафаэль Эйтан (Партия пенсионеров) – министр по делам пенсионеров в Министерстве главы правительства

23. Эйтан Кабель (Партия Труда) – министр без портфеля, ответственный за Управление телерадиовещания

24. Яаков Эдри («Кадима», в прошлом «Ликуд») – министр без портфеля, ответственный за координацию действий между правительством и Кнессетом

25. Мешулам Нахари (ШАС) – министр без портфеля

62.88MB | MySQL:102 | 0,506sec